Версия // Конфликт // Совместная экспозиция «Уралкалия» и «Уралхима» на ПМЭФ-2021

Совместная экспозиция «Уралкалия» и «Уралхима» на ПМЭФ-2021

10961

Миллион алых в долг

Миллион алых в долг. Совместная экспозиция «Уралкалия» и «Уралхима» на ПМЭФ-2021
(фото: instagram.com/uralkali_official)
В разделе

Если Петербургский международный экономический форум 2021-го года и не принесет судьбоносных сделок, то точно запомнится как анекдот в стилистике «свидание с новым русским»: входные билеты под миллион рублей (привет малому и среднему бизнесу, выжившему в карантин!), ломовые цены в ресторанах и кафе (горечь от бессмысленно выпитого кофе за 700 руб) и 160 тысяч (!) живых роз на совместном стенде «Уралхима» и «Уралкалия».

Каждый мужчина, когда-нибудь даривший розы в количестве превышающем возраст получательницы, положа руку на сердце, подтвердит: столько дарят только когда понимают, что сильно виноваты, и хотят ну очень-очень попросить прощения. И хотя женщины и девушки на форуме, безусловно, присутствуют (стоимость или бескорыстность в свидетельствах очевидцев не уточняется), главная целевая аудитория здесь конечно не они, а лидеры бизнеса. Получается, прощение просят у них, но вот за что?

Здесь, как ни удивительно, вариантов много – но и цветов не мало, хватит извиниться перед всеми. Например, Сбербанком, у которого в конце 2019 года «Уралхим» получил 3,9 млрд долларов США для рефинансирования кредита ВТБ, полученного на покупку доли в «Уралкалии» в 2013 году. Деньги понадобились когда в 2019 году совокупная задолженность двух предприятий только перед двумя госбанками достигла 11 млрд долларов. Их Группа «Уралхим», в которую были объединены оба предприятия, конечно до сих пор не вернула, что сразу напоминает типовую записку в сопровождение букета «Вернись, я всё прощу!» только в немного осовремененном варианте. Например, «Не верну, а может всё простите?». К стоимости цветов и прочих элементов «стенда», среди которых журналисты особо отметили «стюардесс в космических костюмах», стоит добавить и цену партнерского пакета «Уралхима» и «Уралкалия». Информацию о партнерских взносах организаторы форума публично не разглашают, но пару лет назад ВВС опубликовало данные о том, что предоставление статуса «Генерального Партнера Петербургского международного экономического форума 2019 года» стоило 35,6 млн рублей. Гулять, так на последние?

Возвращать действительно будет проблематично: среднегодовой денежный поток или cash flow «Уралкалия» за 2016-2019 годы составил 32 млрд руб., показав снижение на 20%. А ведь именно эта компания рассматривалась как cash cow (или, если грубее, но по-русски – дойной коровы) Группы, выручка которой должна была покрыть затраты на её приобретение. А получилось как в анекдоте про корову и зверотехника: «А поцеловать?..» В феврале 2021 г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) отозвало долгосрочный кредитный рейтинг (РДЭ) «Уралкалия» на уровне BB- в связи с отсутствием актуальной и полной информации о ее мажоритарном акционере, принадлежащем Дмитрию Мазепину «Уралхиме», включая данные о его деятельности, долговой позиции, движении денежных средств, а также о влиянии на финансовую и дивидендную политику «Уралкалия». Прости меня, Сбер и ВТБ – это больше не повторится. Может и простят, но рейтинг-то уже не тот…

Одной из причин несложившейся «лав стори» могло послужить сокращение цен на калий на 30%, в том числе за счет демпинга из Беларуси, что привело к существенному снижению рентабельности отечественного производства. Но не единственной: среди других эксперты называют ухудшение корпоративного управления и финансовой дисциплины в результате фактического поглощения группой «Уралхим» Дмитрия Мазепина. Напомним, г-н Мазепин стал единственным акционером в АО «ОХК «Уралхим» и ПАО «Уралкалий» в декабре 2020 года.

По теме

Как известно из песни, чтобы добыть средства на «миллион алых роз» пресловутый художник продал свой дом. Если применить простейший матанализ, получается что за 160 тысяч роз пришлось бы отдать примерно ⅙ дома, то есть жить, в принципе, можно, вопрос только с кем. Удивительным образом цифры рифмуются – нет, не с песней Аллы Борисовны – но с общей бизнес логикой Группы Мазепина. В рейтинге «200 крупнейших частных компаний России 2020» Форбс оценивает выручку «Уралхима» почти в 107 млрд руб, а долг предприятия по итогам 2020 года вырос в два раза и достиг 493,9 миллиарда рублей. Почему бы не потратить ещё десяток миллионов на розовый стенд? Вполне в логике 90-х, эпоху красивых и опасных жестов. Хотя жест, судя по всему, публика как раз и не оценила: по состоянию на вечер 4-го июня, пост со стендом на официальном аккаунте группы «Уралкалий» в Инстаграме собрал всего… 79 отметок «нравится». Но может это просто инстаграм-девушкам «не зашло», а выше уже было отмечено, что целевая аудитория здесь – не они.

Объясняя фееричность своего объединенного стенда в конгрессно-выставочном центре «ЭкспоФорум», компании уточняют, что кроме селфи в цветнике, руководители «Уралкалия» и «Уралхима» обсудят экономическую повестку на сессиях и дискуссиях панельного характера. Гусары молчат. А СМИ описывают это так: «Компании подготовили совместный выставочный стенд, который знакомит участников мероприятия с последними разработками и достижениями в области агропромышленного комплекса».

Логика понятна: мы делаем удобрения – на них растут розы. Но здесь как раз есть небольшая загвоздка: российский рынок цветов на 80% состоит из импорта, а конкретно розы, как это ни удивительно, к нам везут из Кении и Эквадора. Кто бы мог подумать… А если бы подумал, то понял бы, что эквадорские розы скорее всего растут не на удобрениях «Уралкалия», на них скорее взрастает некая отечественная капуста, которая целиком уходит на обслуживание долга. Невольно в голову приходит заезженная фраза «блеск и нищета»... Она, к слову, берет начало в романе Бальзака, правда целиком название звучит ещё трагичнее, легко гуглится.

На фоне тренда последних лет, когда многие крупные компании отказываются от ненужных подарков и бессмысленных корпоративных сувениров, чтобы вместо этого потратить деньги с пользой, цветочный стенд выглядят ещё одним приветом из прошлого. Примерно того, когда из всех киосков звукозаписи гремела песня группы «Ласковый май», с известным текстом: «Люди украсят вами свой праздник лишь на несколько дней. И оставляют вас умирать на белом холодном окне». Таким образом, экспозиция может претендовать на самое заметное экологическое высказывание Форума, пусть и со знаком минус. А точнее, его пост-скриптум на тему ответственного потребления, когда сотни тысяч роз после четырех дней медленного увядания украсят палитру питерских свалок.

...А из роз почему-то выложен «громадный» портрет Юрия Гагарина. Если не углубляться во фрейдистские коннотации, можно увидеть здесь аллегорию: от таких долгов можно только улететь в космос. Чтобы уже не вернуться.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.06.2021 14:45
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх