Версия // Власть // Скандальный законопроект о просветительской деятельности прошёл второе чтение

Скандальный законопроект о просветительской деятельности прошёл второе чтение

8016

Госдума против просветителей


Фото: РИА Новости
В разделе

Невзирая на протесты видных представителей науки и культуры, Госдума приняла во втором, основном, чтении нашумевшие поправки к закону «Об образовании». Они запрещают без разрешения властей вести просветительскую деятельность. Под это определение попадают публичные лекции, мастер-классы и вообще любое дополнительное образование.

Особенно авторы законопроекта (это группа сенаторов) боятся влияния на молодые умы из-за рубежа: среди прочего образовательным организациям запрещается подписывать международные договоры без одобрения профильных министерств.

Инициатива касается внешкольных и университетских программ. По мысли авторов отсутствие регулирования и тотального контроля в этой сфере создаёт предпосылки для «реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий», в том числе направленных на дискредитацию государственной политики и подрыв конституционного строя. Одна из главных целей нововведения – не допустить «негативного иностранного вмешательства» в образовательный процесс. После принятия поправок, чтобы пригласить именитого лектора, учебному заведению, по идее, придётся согласовывать с чиновниками его кандидатуру, а то и текст его выступления. А если оратор – иностранец, тогда вообще беда.

Документ возмутил научное сообщество, президиум РАН потребовал отозвать резонансный законопроект. Петиция астрофизика Сергея Попова, адресованная депутатам, собрала уже более 230 тыс. подписей. По мнению критиков, это начинание «носит чисто ограничительный характер» и ставит просветительские проекты, основанные на энтузиазме их авторов, под угрозу исчезновения.

Своё «нет» поправкам сказал также сооснователь «Диссернета» Михаил Гельфанд. Он один из авторов декларации, в которой учёные и научпоп-блогеры заявили, что не станут согласовывать тексты своих выступлений в случае окончательного принятия закона. Эксперты же уверены, что все усилия его противников обречены на провал: решение политическое и явно получило одобрение на высшем уровне.

Николай Сванидзе, историк, член Общественной палаты России

– Это очередной запретительный законопроект, мракобесный и архаичный, который отсылает нас к зрелым советским временам и ставит преграду на пути свободного образования. Нельзя образовывать детей только в узких разрешённых рамках, предложенных правительством: шаг вправо, шаг влево – расстрел. Мы так потеряли целый ряд научных направлений, в том числе естественных. В гуманитарных науках это тоже очень опасно.

Юлия Игнатьева, замдекана факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента РАНХиГС

– Пострадают в первую очередь открытые публичные лектории, которые, на мой взгляд, несли очень полезную функцию – ознакомление людей с ранее неизученными темами. Я считаю, что если подаётся нормальный, качественный контент, то в этом нет ничего плохого. А теперь что – власти будут решать, о чём можно рассказывать, а о чём нельзя? Это немного странно. Даже в советское время были распространены лектории, например у Политехнического музея.

Алексей Аксютенко, политтехнолог

– К сожалению, та мотивация, которой руководствуется РАН, часто непонятна депутатам. Не потому, что у них недостаточное образование, а потому, что депутаты существуют в параллельной реальности. Они решают ситуативную задачу, а РАН радеет за развитие научного прогресса, за сохранение коммуникации со своими иностранными коллегами, которая, безусловно, даёт возможность развития разного рода проектов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.03.2021 08:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх