Версия // Общество // Система «ЭРА-ГЛОНАСС» заставила жителей Дальнего Востока выйти на улицы

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» заставила жителей Дальнего Востока выйти на улицы

4512

Тревожный сигнал

фото: Юрий Смитюк/ТАСС
В разделе

С 1 января все продающиеся в России автомобили должны быть оснащены спутниковой системой вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС». В своём решении правительство, как заявляется, стремилось позаботиться о пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. На деле это уже привело к социальному взрыву и в перспективе может окончательно обрушить рынок импорта подержанных иномарок, при этом показатели смертности при авариях снизятся вряд ли. Зато кто-то хорошо заработает.

В целом в решении оборудовать автомобили спутниковыми системами нет ничего необычного – за рубежом такая практика существует уже много лет, демонстрируя хорошие результаты. В случае аварии устройство само подаёт сигнал и к месту происшествия направляются медики и спасатели, благодаря чему удаётся значительно сократить статистику смертности на дорогах. Однако при разработке требований к обязательному оснащению автомобилей подобным устройством чиновники по какой-то причине приняли во внимание лишь новые машины. Подержанные же впервые ввозимые в РФ авто, таким образом, остались за рамками документа, что моментально создало большую проблему.

Главными пострадавшими от нерасторопности чиновников стали жители Дальнего Востока, по-прежнему предпочитающие ездить на подержанных японских иномарках, которые, естественно, не имеют кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС». А без неё таможня не имеет права выдать покупателю «японки» ПТС. И установить устройство невозможно – модулей просто нет. Как результат на складах временного хранения замерло около 3 тыс. ввезённых машин, за простой которых людям пришлось платить из своего кармана. В итоге в конце февраля граждане даже устроили во Владивостоке несанкционированную акцию протеста, потребовав от властей наложить мораторий на установку «тревожных кнопок». Показательно, что власти не решились идти на конфронтацию – задержанных участников митинга суд оправдал. Оно и понятно – на Дальнем Востоке, где дешёвые «японки» составляют львиную долю всего автопарка, любые попытки принудительно пересадить на леворульный транспорт воспринимаются очень остро. Несколько лет назад после предложения запретить ввоз в Россию машин с правым рулём во Владивостоке даже начались волнения, для усмирения которых пришлось самолётами везти из центральной части страны ОМОН. Потому местные власти решили провести встречу с гражданами, в ходе которой обсудить сложившуюся ситуацию.

Впрочем, мораторий будет введён вряд ли: на прошлой неделе стало известно о решении установить временный порядок оформления ввозимых подержанных автомобилей – владелец машины должен будет приобрести устройство экстренного вызова и установить его на автомобиль в сертифицированном центре, об этом сообщил государственный оператор системы АО «ГЛОНАСС». Отправить модули на Дальний Восток обещают в начале апреля, при этом пока нет данных, сколько же они будут стоить. По предварительным данным, цена может доходить до 30 тыс. рублей – для Дальнего Востока деньги немалые. «С точки зрения техники прибор стоит максимум 500 рублей, стоимость установки равна стоимости четырёх шурупов. Почему, говоря о приборе и стоимости установки, озвучивают не то что 30, а даже и 10 тыс. рублей, я вообще не понимаю», – приводит «Российская газета» мнение автоэксперта Игоря Моржаретто.

Но, может быть, утешать себя следует тем, что безопасность стоит дороже? Однако и тут возникают вопросы. Устанавливаемые на подержанные иномарки устройства будут обладать лишь урезанным функционалом и не смогут работать в автоматическом режиме, для вызова помощи водителю придётся самому нажать кнопку. Чем это отличается от простого звонка по мобильному телефону? Конечно, на просторах Дальневосточья встречаются места, где сотовая связь не работает, но в этом случае и от спутниковой системы толку окажется мало – развитой службы санитарной авиации, способной быстро вылететь за каждым пострадавшим, всё равно нет.

Таким образом, в выигрыше прежде всего останутся продавцы устройств и те, кто обслуживает систему. Надежды на её использование, кстати, возлагаются большие – после того как миллионы автомобилей получат спутниковую привязку, планируется начать развивать коммерческие сервисы. При этом ещё в прошлом году Минтранс заводил разговор о возможной приватизации АО «ГЛОНАСС». Актив и правда обещает быть желанным – монопольное положение, гигантское количество потенциальных клиентов и система, развитая на государственные деньги.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.04.2017 08:41
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх