Версия // Общество // Школьникам с проблемами в учебе помогут в онлайне

Школьникам с проблемами в учебе помогут в онлайне

372
Коллаж «Версий»
В разделе

Минпросвещения России в июле 2025 года выпустило актуализированные методические рекомендации для педагогов и родителей, посвящённые работе с детьми, испытывающими трудности в обучении и поведении. Документ подчёркивает важность ранней диагностики когнитивных нарушений и вводит особый акцент на нейропсихологическую помощь — в том числе в дистанционном формате.

По данным ведомства, более 15 % школьников в РФ сталкиваются с трудностями в обучении, включая дислексию, проблемы с концентрацией и эмоциональные расстройства. Рекомендации подчёркивают: своевременное выявление таких проблем позволяет повысить шансы на успешную коррекцию до 70 % согласно исследованиям Института коррекционной педагогики при РАО.

В руководстве официально рекомендовано включать в образовательный процесс консультации нейропсихолога — и онлайн также. «Развитие цифровых технологий позволяет обеспечить доступность узкоспециализированной помощи вне зависимости от региона проживания семьи», — указано в документе. Кроме того, Минпросвещения предлагает использовать платформы, аналогичные сервису «Цифровой психолог», который в 2025 году внедряется в школах: там ученики смогут записываться на аудио‑ и видеосессии с педагогами‑психологами — и при необходимости получать профориентацию и первичную диагностику.

Эксперты отрасли приветствуют обновление. По словам доцента кафедры детской психологии МПГ*У Елены Смирновой, «ранняя онлайн-диагностика особенно важна для сельских учеников: им гораздо сложнее регулярно посещать узких специалистов, и онлайн-консультации стали жизненно необходимы». По её словам, с началом пилотных программ в трёх регионах число выявленных случаев нарушений внимания выросло на 30 % по сравнению с предыдущим годом.

Документ включает конкретные алгоритмы действий: проведение скрининга в первые две недели учебного года, учет сигналов педагогов и родителей, рекомендации по взаимодействию с логопедами, психологами и врачами. Отдельный раздел посвящён оформлению образовательных маршрутов и взаимодействию с психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В приложении прописан примерный перечень диагностических инструментов и шаблон индивидуальной программы коррекции.

Новая редакция подчёркивает важность комплексного сопровождения ребёнка в образовательной среде. Педагогам предлагается централизованно собирать данные о проблемах обучающегося, анализировать их совместно с узкими специалистами и оперативно включать нейропсихологических консультантов.

Центры нейропсихологии, работающие очно и онлайн, также получили импульс для развития. Так, сервисы с приёмом через интернет показывают рост спроса: по данным одного из крупных центров, число запросов «нейропсихолог детский онлайн консультация» увеличилось в 2025 году на 45 % — особенно в регионах, удалённых от крупных городов. увеличилось в 2025 году на 45 % — особенно в регионах, удалённых от крупных городов.

При этом Минпросвещения планирует до конца года провести обучающие вебинары для учителей, воспитателей и родителей, чтобы повысить уровень диагностики и поддержки в школах и детских садах. Также рассматривается возможность интеграции таких консультаций в федеральную платформу «Образование», где уже развёрнут «Цифровой психолог».

Новые методические рекомендации вступают в силу с момента публикации и рассчитаны на использование всеми муниципальными образовательными организациями. Их внедрение станет важным шагом на пути к доступной и оказуализированной помощи детям с когнитивными нарушениями — в привычном учебном пространстве и вне его.

*
Карельское региональное отделение межрегиональной молодежной общественной благотворительной организации «Молодежная правозащитная группа (МПГ)» (запрещена в РФ решением Верховного Суда Республики Карелия от 18.12.2014)
Логотип versia.ru
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх