Версия // Общество // Шампанское Moet Hennessy перестанут поставлять в Россию: сначала напиток должны признать игристым вином

Шампанское Moet Hennessy перестанут поставлять в Россию: сначала напиток должны признать игристым вином

6724

Закупорить импорт


Фото: PxHere
В разделе

Компания Moet Hennessy, один из крупнейших мировых производителей шампанского, сообщила партнерам о приостановке поставок своей продукции в Россию на неопределенный срок. Обновленное российское законодательство в целом создает неблагоприятные условия для импортных вин. Для того, чтобы вернуться на российский рынок, шампанское должно изменить статус и по документам превратиться в «игристое вино».

Любители шампанского от производителя премиального алкоголя Moet Hennessy, известного такими марками как Moet & Chandon, Dom Perignon, Veuve Сlicquot и так далее, могут столкнуться с проблемой – напитки на неопределенный срок исчезнут с российского рынка. Об этом, по данным издания РБК, сообщило дистрибуционное подразделение Moet Hennessy, ООО «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус», которое направило российским партнерам письмо с уведомлением о временном прекращении отгрузки ассортимента шампанских вин для всех покупателей. Информацию подтвердили источники издания на российском рынке.

В документе указано, что приостановка поставок шампанских вин стала следствием принятия в конце июня поправок в закон «О регулировании алкогольной продукции». 2 июля соответствующий законопроект был подписан президентом РФ Владимиром Путиным.

Упомянутые поправки уточняют определения, использующиеся для обозначения винодельческой продукции, и вносят дополнительные требования к ней. Так, например, применительно к винам, произведенным вне России, запрещается использовать понятие «шампанское». Это относится и к напиткам из французской провинции Шампань – производители должны переименовывать свою продукцию, идущую на российский рынок, в «игристое вино». В Moet Hennessy заявили, что последние не подтвердили готовность изменить категорию шампанских вин для России.

Выстрел себе в ногу?

Итак, в чем заключаются поправки, которые грозят оставить российский рынок без французских напитков премиум-класса? Как уже упоминалось выше, из определения видов алкогольной продукции была исключена формулировка «игристое вино (шампанское). Ее заменили на категорию (игристое вино, включая российское шампанское).

Вина с защищенным географическим названием (ЗГУ) или защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП) классифицируются на основании российской национальной системы защиты винодельческой продукции – ее действие распространяется исключительно на отечественные напитки, следовательно, импортеры не смогут ею воспользоваться. Если говорить о шампанском, это название игристого вина, которое производится во Франции под эгидой аппелласьона Champagne AOC. Но эта «защита» становится ничтожной для российского законодательства.

Интересно, что поправки были приняты под занавес работы Госдумы и законодательство не получило никакого переходного периода. По оценке представителей рынка, Россия не в состоянии обеспечить свои потребности в игристых винах без импортной продукции, но не исключено, что изменения поставят импорт под угрозу – не все производители согласятся осуществлять поставки на новых условиях. Основатель и президент группы компаний Simple Максим Каширин заметил, что, вводя такие поправки, «государство просто стреляет себе в ногу». К тому же, как указал эксперт, нововведения не обсуждались с профессиональным сообществом.

По теме

Поправки предполагают, что дистрибьюторы зарубежных вин и прочего алкоголя должны будут получить новую сертификацию для шампанского и иных напитков с ЗГУ – а это довольно длительная процедура, требующая лабораторных исследований. Помимо этого, нужны будут новые штрихкоды для системы ЕГАИС и контрэтикетки бутылок. Все это – дополнительные расходы, которые могут достичь десятков миллионов рублей.

Российские ретейлеры ожидают больших сложностей в связи с изменениями в законодательстве и считают, что это аукнется им «провалом уровня сервиса». Сейчас они предпринимают шаги по минимизации негативных последствий поправок.

Замена найдется

Глава Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович высказался по поводу ситуации, указав, что любая бутылка вина должна отвечать национальному стандарту или стандарту стран ЕАЭС. В частности, на ее этикетке должны быть данные о соответствии напитка определенной категории – это не обяжет импортеров менять название напитка. По словам специалиста, большинство участников рынка, более 80% компаний, не указывают эту информацию, хотя такое обязательство лежало на них и ранее. Глава организации считает, что классификация ЗГУ/ЗНМП распространяется исключительно на российское вино, поскольку была разработана для определения напитков, виноград для которых выращивался в конкретном терруаре в пределах РФ. Переоформление документов, по мнению Поповича, может представлять определенные сложности и потребует временных затрат.

В свою очередь, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз заявил, что ситуация с поставками продукции Moet Hennessy – не более чем неверное прочтение документа. По его словам, российский закон не имеет силы над международным названием продукта, и наименование «шампанское», которое носит французский напиток, не входит в его юрисдикцию.

Как следует из информации ЦИФРРА, ежегодно в РФ импортируется порядка 50 миллионов литров импортных игристых и шампанских вин. 13% от этого объема приходится на французскую продукцию. Доля Moet Hennessy составляет менее 2%, и эти объемы потребляют около 1 миллиона человек. Как с иронией отметил Дробиз, после прекращения поставок продукции французской компании в РФ на фотографиях с мероприятий с участием представителей элиты можно будет увидеть бокалы не французским шампанским, а с итальянским просеко или испанской кавой.

Суммарно Россия импортирует около 330 миллионов литров тихих и игристых вин. Если участники рынка правильно истолковали закон, поправки могут затронуть чуть меньше половины этого объема.

Крупнейшие производители шампанского в России и их владельцы:

  • «Абрау-Дюрсо» (Краснодарский край) Борис Титов;
  • «Новый свет» - Дом шампанских вин (Крым), компания «Южный проект», принадлежащая частному банку «Россия»;
  • «Игристые Вина» (Санкт-Петербург), Василий Драган;
  • ЦПИ-Ариант (Челябинская область) Игорь Калаянов;
  • «Фанагория» (Краснодарский край), Петр Романишин.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.07.2021 12:00
Комментарии 0
Наверх