Всё чаще звучат заявления, что без коллективного покаяния в России никогда ничего не наладится. И аргумент приводится железный: вон, мол, немцы за нацизм покаялись – и как живут. Может, и нам так же стоит?
Если в этом весь секрет счастливой жизни, то почему бы и нет, в самом деле? Хотя по религиозным канонам покаяние – дело глубоко личное, предполагающее раскаяние в каком-то деянии. Но давайте попробуем.
Прежде всего стоит уточнить, что для коллективного покаяния требуется такая же общая, коллективная, вина. Существует ли она? Возьмём ставящийся в пример немецкий вариант. Выбрали Гитлера отнюдь не большинство немцев, власть он потом просто узурпировал. И далеко не все смирились с его режимом. Кстати, даже Сталин и тот призывал не отождествлять немецкий народ и фашизм.
Собственно, поэтому после окончания войны покаяния от немцев и не требовали. Даже Израиль раскололся, обсуждая вопрос, стоит ли принимать германские репарации за холокост. Евреи понимают, что народ – это не однородная масса. Поэтому не выдвигают огульные обвинения даже тем народам, чьи представители особенно поусердствовали в геноциде. Другой вопрос, если геноцид, устроенный некогда предками, нынче преподносится как героизм. Поэтому к Германии у Израиля претензий нет, а к Украине, Польше и Прибалтийским странам периодически возникают.
Покаялись ли немцы?
Официально – да. Лидеры Германии и колени преклоняли у мемориалов в бывших концлагерях, и о вине не перестают твердить, и памятников установили множество, и школьников к ним приводят теперь. Но все ли покаялись? Если все, то почему в конституции Германии и во многих законах использованы нормы, которые ни при каких условиях не позволят симпатизантам нацизма не только прийти к власти, но и начать дискуссию о том, был ли холокост? Против кого это всё? Почему спецслужбы выявляют этих симпатизантов, и не без успеха? Не так давно их ячейка была обнаружена в элитном спецназе. А буквально на днях целый взвод германских солдат, расквартированный в Эстонии, был уличён в прославлении фюрера и антисемитизме. Профильный министр заверил, что речь идёт о единичных случаях, но это противоречит социальной психологии и прочим наукам. Взвод – это коллектив, а не паршивая овца в здоровом стаде. Но пусть даже таких единицы, хотя точный ответ могут дать соцопросы, которые опять-таки нельзя провести. Однако выступление Меркель в преддверии очередной годовщины нападения на СССР вызвало сильное раздражение в соцсетях. Мол, сколько можно говорить о стыде, при чём тут мои внуки? Так что же, немцы откаялись?
При всём уважении к немецким усилиям нельзя не сказать, что произносить слова не сложно, как и преклонять колени. Однако есть в юриспруденции понятие «деятельное раскаяние». Мол, не надо слов, ты делом докажи. И вот тут всё не так однозначно. Конечно, есть монументы, памятные мероприятия, компенсации жертвам. Но после войны нацисты активно присутствовали в госаппарате Западной Германии, включая спецслужбы. И нацистских преступников выявляют до сих пор, несмотря на активную помощь общественных организаций. Где покаяние за это? И почему этим вопросом не задаются активные сторонники люстрации в России?
Казалось бы, в рамках покаяния Германии стоило бы заявить, что никогда и ни при каких условиях нога немецкого солдата не ступит больше на землю, где были совершены самые страшные преступления в мировой истории. Почему бы Германии не провозгласить нейтралитет по примеру Швейцарии? Да, раньше этому мешала холодная война. А сейчас зачем наращивать военный бюджет, который при достижении натовского норматива в 2% от ВВП страны станет скоро больше всего российского. От кого защищаться Германии?
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба на название московских кафе «Между булок» и «За обе щеки». Причиной жалобы стала непристойность названий.
Как-то не очень красиво выглядит и участие страны в ливийской операции в местах «боевой славы» гитлеровского фельдмаршала Роммеля. А активное участие в расчленении Югославии? А поставка оружия Хорватии через Австрию, которая в составе рейха участвовала в войне, а после не только не покаялась, но и оказалась в роли жертвы? Кстати, превознесение того фашистского государства – краеугольный камень современной Хорватии. Ребятишек не возят в концлагерь Ясеновац, где были уничтожены 700 тыс. человек, а уничтожители превозносятся нынче как национальные герои. Никаких претензий к этому своему детищу у заботливой германской мамы, возненавидившей фашизм навсегда во всех его формах, почему-то нет.
Сын за отца?
Сегодня официальные извинения истеблишмента не сплачивают, а раскалывают американцев. И чем интенсивнее требования покаяния, тем жёстче раскол. Приятель из Денвера говорил в сердцах: «Почему я сегодня должен извиняться перед «чёрными жизнями»? Не привези их предков сюда – сидели бы голодные под пальмой, а тут кайфуют да ещё понтуются». Но оригинальнее всех каются англичане, которые начали делать это сразу же при колониальных захватах. Да, мы вас грабим, миллионами убиваем, морим голодом и наркотиками, но вы не представляете, как всё это нам тяжело. Бремя белого человека-цивилизатора. Так что скажите большое спасибо за то, что попёрлись в ваши джунгли и горы вместо сидения у уютного британского камина…
Но, может быть, покаяние должно прийти через личное осознание вины за себя и своих? Хотя вроде бы сын за отца не в ответе. Но попробую. Деды и бабки с обеих сторон у меня работяги. Мама – учительница, отец – офицер. Я вроде тоже начинал работягой и ничего не украл. За границей ни разу при советской власти не был, машины купить не мог. За что каяться? Зато у призывателей улучшить жизнь через покаяние желания возглавить процесс не наблюдается. Хотя основания имеются. Они из номенклатурных семеек. Небожители. Некоторые хвастаются предками из НКВД. Но недоступные остальным номенклатурные блага показались им убогими для столь великих личностей, и затеяли они реформы, сказочно обогатившись. При этом миллионы людей померли, а экономика пала ниже военного уровня. Ну не благодатная ли почва для покаяний?
Немецкие реформы были направлены на создание социального государства, а не стали прикрытием для разворовывания страны. Независимо от покаяния Германия стала первой европейской экономикой, достигла господства другими средствами. А что в итоге реформ у нас, кроме нескольких сотен персонажей из «Форбса»?
Сначала Чубайс хвастался, что вместо некогда дефицитной фальсифицированной колбасы на прилавках появилась ещё более фальсифицированная и опять же недоступная, только теперь уже из-за низких доходов. Потом поменял показания – разбазаривание общего государственного добра объяснил борьбой с коммунизмом. То есть народ его, как и большевиков, не интересовал. Осуществлялась великая идея, большевизм наизнанку. Надо отдать должное: он посожалел, что удар пришёлся по своим, исчезла интеллигенция, которая шла в первых перестроечных рядах. Ну что ж, это по-нашему, по-большевистски– «и как один умрём в борьбе за это». А виноват в неудаче реформ опять оказался народ. Не произвёл раскаяния, а без него никуда. Хорошо. Покажите пример начиная с реформ 90-х. А там по мере убывания двинем в глубины истории.