Версия // Общество // Счётная палата нашла объяснение плохим дорогам в России

Счётная палата нашла объяснение плохим дорогам в России

4236

Проблема номер два

Фото: Pixabay / sm-ekb2005
В разделе

По мнению аудиторов Счетной палаты, корень проблемы с качеством дорог в России заключается в том, что протяженность региональных трасс почти в десять раз превышает длину федеральных, но средств на их содержание из бюджета выделяется в восемь раз меньше.

Счетная палата обратилась к правительству с инициативой пересмотреть нормативы финансирования дорожных работ, поскольку, как считают в ведомстве, это позволит заложить основы для увеличения доли дорог, соответствующих требованиям. Как отмечается в отчете Счетной палаты, она провела проверку, оценив качество федеральных и региональных дорог, и аудиторы ведомства пришли к выводу, что последние испытывают недостаток финансирования.

По данным Счетной палаты, которая приводит в отчете сообщение аудитора Валерия Богомолова, в настоящее время количество автодорог федерального значения, отвечающих нормативам, составляет 84,8% от общего количества, и за последние два года данный показатель возрос на 7%. Что касается региональных дорог, здесь складывается иная ситуация: сейчас требованиям соответствует лишь 44,2, и за двухлетний период было зафиксировано улучшение этого показателя на 1,1%, то есть, развивается региональная дорожная сеть значительно медленнее, чем федеральная.

Вопрос в деньгах

Проверка Счетной палаты продемонстрировала, что в целом по стране протяженность дорог федерального значения почти в десять раз меньше, чем региональных (57 277 и 508 201 километров соответственно), но, как выяснилось, на их содержание тратится в восемь раз больше средств. Если обратиться к цифрам, в 2019 года на содержание 1 километра дорожной сети федерального значения было выделено 2.2 миллиона рублей, а регионального – 288 тысяч рублей. Таким образом, разрыв в показателях вполне объясним: на поддержание дорожного покрытия на региональных трассах просто не хватает финансирования, и поэтому нормативам не соответствует даже половина из них, а рост здесь наблюдается совсем небольшой. Богомолов отмечает, что в целом на трассы регионального или межмуниципального значения в среднем направлялось 29,6% от нормативной потребности, и это негативным образом отражается на их состоянии - на то, чтобы поддерживать их в надлежащем виде, недостаточно средств.

В настоящее время законом предусматривается только общий норматив бюджетных ассигнований, который применяется при формировании госбюджета на год, но критерии, по которым дороги относят к тому или иному уровню, в нем не прописаны, как и механизм распределения Росавтодором бюджетных средств на их содержание. По оценке Богомолова, в результате объем доведенных средств в разных субъектах значительно отличается от норматива. Так, в частности, ФКУ Управление дорог Забайкальского края в 2019 году получило 51% от нормы ассигнований, что стало наименьшим показателем среди всех регионов. Наибольший объем средств поступил Управлению дорог Прикамья – 91%.

Как следует из результатов проверки, Росавтодор при расчете бюджетных ассигнований руководствовался таким показателем как протяженность участков дорог, которые или фактически отсутствовали, или не использовались вообще, или их категории не отвечали требованиям, прописанным в Правилах классификации автодорог.

Нарушения при госзакупках

Проверка, проведенная Счетной палатой, также затронула госзакупки, осуществляющиеся учреждениями Росавтодора. Аудиторы обратили внимание на крайне невысокий уровень конкуренции на рынке работ по содержанию дорожной сети – как на федеральном, так и на региональном уровнях. Согласно подсчетам ведомства, по результатам торгов удалось сэкономить не более 1%, а большую часть всех госконтрактов получал единственный участник торгов по стартовой цене контракта.

Богомолов обратил внимание, что ведомство выявило многочисленные нарушения федерального закона о госзакупках, в котором установлены требования к планированию закупок, методу определения начальной цены контракта, содержанию документации о закупке и другим деталям.

По итогам проверки Счетная палата выступила с рекомендациями к правительству о пересмотре нормативов финансовых затрат на содержание автодорог федерального уровня. Кроме того, оно предложило Минтрансу и Росавтодору установить нормативы по критериям отнесения дорог к тому или иному уровню содержания и методики распределения бюджетных средств на эти цели.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.08.2020 15:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх