Версия // Общество // Россияне передумали покупать и продавать автомобили

Россияне передумали покупать и продавать автомобили

3617

Поставили на тормоз

Россияне передумали покупать и продавать автомобили
(Фото: Pixabay / 99mimimi)
В разделе

Многие российские автовладельцы, планировавшие продать машину, решили временно отложить этот шаг. Те, кто рассматривал возможность приобрести авто, тоже не торопятся – одни перенесли покупку на более поздний срок, другие ищут модель подешевле. Кроме того, автомобилистов пугает возможное подорожание бензина и запчастей.

Сложившаяся экономическая ситуация в значительной степени повлияла на автомобильный рынок, который до начала российской спецоперации на Украине и западных санкций был более оживленным. И дело даже не в том, что многие крупные автоконцерны предпочли уйти из России – речь прежде всего о подержанных машинах. В частности, как выяснил сервис «Авито Авто», на исследование которого ссылается газета «Известия», почти каждый пятый автомобилист, планировавший выставить свою машину на продажу, решил временно отложить этот шаг. 16% участников опроса, проведенного платформой, отказались от планов продавать автомобиль. Впрочем, с обратной стороны наблюдается аналогичная ситуация – 35% респондентов, которые собирались в обозримом будущем купить машину, тоже решили не спешить с приобретением, причем это относится и к тем, кто планировал взять авто с рук, и к потенциальным покупателям новых машин.

Остались и те, кто по-прежнему готов купить автомобиль, однако представители этой категории поумерили свои аппетиты. 39% из них уже решили, что будут ориентироваться на более бюджетные модели, чем планировали изначально. 43% респондентов, в свою очередь, сохранили приверженность выбранной ранее модели, однако заявили, что в случае совершения покупки остановятся на автомобиле в менее оснащенной комплектации – чтобы сэкономить. 37% из тех, кто собирался купить машину, сначала ориентировались на новые авто из салона, но сейчас переключились на вторичный рынок. 45% от их числа приходится на города –миллионники.

Что касается способа оплаты покупки, он тоже претерпел изменения. 41% ранее планировали взять кредит для приобретения машины, но с учетом новых обстоятельств решили обойтись имеющимися у них средствами – вероятно, это те, кто решил ограничиться более дешевой моделью или скромной комплектацией. 27%, напротив, планировали воспользоваться только собственными сбережениями, но ситуация вынудила их поменять решение в пользу кредита.

Дорогое удовольствие

На фоне падения курса рубля и приостановки поставок из-за рубежа за март новые машины подорожали в среднем на 40%. Такого скачка цен не было уже давно. Существеннее всего тенденция отразилась на авто из премиум-сегмента – они стали дороже на 60%. Сейчас большинство моделей еще есть на складах у дилеров, но высокие цены и падение реальный доходов населения уронили спрос. На ситуацию повлияло и повышение процентных ставок по автомобильным и потребительским кредитам – потенциальные заемщики видят, что ссуда на покупку транспортного средства обойдется им слишком дорого, и не спешат ее оформлять.

Подержанные машины, цены на которые выросли еще до спецоперации и санкций, не отстают от новых – они резко подорожали, и покупка авто в последние два месяца стала не по карману очень многим – они предпочли остаться пешеходами или продолжать ездить на старой машине. Поэтому продажи проседают и здесь, но не так критично, как в случае с новыми машинами. Скачок цен отсек часть возможных покупателей, а тех, кто по тем или иным причинам не отказывается от покупки, заставил снизить планку.

По теме

Но сейчас можно ожидать постепенный откат – продавцы увидели, что резко подорожавшие автомобили не пользуются спросом, и им приходится идти на компромиссы, снижая ценник. Рассчитывать на быстрое снижение цен в ближайшее время не стоит, но ситуация, по крайней мере, стабилизируется.

Золотые запчасти

Как следует из опроса «Авито Авто», в основном респондентов пугает возможное продолжение тенденции на повышение стоимости автомобильных запчастей и технического обслуживания. Учитывая, что официальные поставщики подняли цены на 30-50%, опасения вполне закономерны. Запчасти значительно прибавили в цене из-за падения курса рубля, подорожания логистических услуг и возможного дефицита ввиду отсутствия поставок из стран Запада. При этом большинство оптовиков располагает запасами комплектующих на складах, но предпочитает играть на опережение, чтобы остаться в выигрыше, когда придется закупать детали по новым ценам.

Ощутили автовладельцы и подорожание шин – перед сезоном смены резины спрос на них вырос: на 120% на летнюю резину и на 60% на зимнюю, а цены прибавили не менее 20%. Особенно ярко тенденция проявилась в отношении продукции тех марок, которые приостановили производство в России: Continental, Michelin, Yokohama, Bridgestone.

Какова вероятность, что запчасти подорожают еще больше? Как считают опрошенные изданием эксперты, с одной стороны, она не так уж высока, и на фоне укрепления курса российской валюты и разрешения параллельного импорта ситуация на рынке должна стабилизироваться. По некоторым позициям уже на данном этапе наблюдается снижение по сравнению с пиковыми показателями. К началу лета следует ждать нормализации цен до уровня приемлемых. Самая актуальная проблема сейчас – сбой в логистических цепочках и необходимость налаживать новые каналы поставок запчастей в Россию.

С другой стороны, не стоит забывать, что дилеры зачастую, по сути, спекулируют деталями, продавая оригинальные запчасти с большой накруткой. Не факт, что параллельный импорт позволит быстро справиться с ситуацией, ведь его доля не так уж и велика. Нельзя исключать, что при усилении санкционного давления положение дел усугубится, и запчасти подорожают еще больше.

На бензин хватит

В России любые экономические катаклизмы традиционно сопровождаются подорожанием бензина, поэтому большинство водителей беспокоится, будет ли топливо им по карману в случае очередного скачка цен. Как отмечает «Авито Авто», данная перспектива беспокоит 52% автомобилистов. Но, по мнению экспертов, сейчас объективные предпосылки для беспокойства на этот счет отсутствуют. Более того, в последнее время стоимость бензина даже несколько снизилась. На бирже в Санкт-Петербурге оптовые цены на бензин, показали снижение почти на треть по сравнению с пиковыми значениями зимы: с примерно 58 тысяч до 39,5 тысячи рублей за тонну 92 и с 60 тысяч до 43,5 тысячи рублей за тонну 95. Розничные потребители пока не заметили разницу, поскольку на АЗС бензин подешевел только на 10 копеек за литр. Но не исключено, что при сохранении текущей ситуации до конца текущего года цена снизится еще на 1-1,5 рубля.

С дизельным топливом дела обстоят иначе. Оптовые цены снизились менее заметно – на 5-6 тысяч рублей за тонну, а значит, ожидать резких изменений стоимости не приходится.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.04.2022 18:11
Комментарии 0
Наверх