Версия // Власть // Россия борется с США за рынок торговли оружием

Россия борется с США за рынок торговли оружием

3872

Средства от обороны и нападения

фото: РИА Новости
В разделе

Прошедший в середине августа третий Военно-технический форум «Армия-2017» посетило более 100 иностранных военных делегаций. С несколькими из них представители Минобороны подписали соглашения о военно-техническом сотрудничестве, что было представлено как значительный успех.

Однако протоколы о намерениях в сфере торговли вооружением не всегда заканчиваются подписанием контрактов и получением «живых» денег. Более того, есть опасность, что купленные образцы будут скопированы, после чего продавцам укажут на дверь.

В прошлом году объём российского экспорта вооружений и военной техники составил рекордные 15 млрд долларов. Россия прочно удерживает второе место в мире по объёму экспорта оружия, уступая лишь США, а по поставкам военной авиации наша страна в минувшем году даже обошла американцев, заняв 27% мирового рынка. Однако сегодня на рынке вооружений покупатель стремится приобрести не столько сам товар, сколько технологию его изготовления, при этом максимально сократив собственные расходы.

Технология в комплекте

О стратегическом характере российско-китайских отношений лидеры двух стран говорили не раз. В сфере военно-технического сотрудничества это выражается, например, в подписанном два года назад контракте на поставку в Поднебесную комплексов ПВО С-400. Ни количество систем, ни сумма сделки не разглашались. Но, учитывая, что средняя цена дивизиона С-400 из восьми мобильных пусковых установок и сопутствующей техники составляет около 500 млн долларов, а потребности Китая в современной ПВО эксперты оценивают как минимум в шесть подобных дивизионов, стоимость заключённого в 2015 году контракта можно оценить в 3 млрд долларов. На практике деньги выплачиваются поставщику траншами, по мере поставок техники и обучения персонала. Поставки же начались лишь этим летом. Кроме того, покупателю выгоднее приобрести не просто партию оружия, но и заполучить технологии его производства. И здесь не стоит забывать о том, что Китай не так давно наладил выпуск собственных боевых самолётов, удивительно напоминающих своим внешним видом российские Су-30 и Миг проекта 1.44, который в России в серийное производство так и не пошёл. Так что соглашение по С-400, равно как и более раннее соглашение по истребителям Су-35, рискует стать последним крупным контрактом на поставку Пекину готовой военной продукции. В будущем для сохранения нынешнего уровня сотрудничества нашим странам придётся не просто создавать совместные предприятия, но и активно сотрудничать на уровне конструкторских бюро и делиться технологиями.

Начиная с 2000 года Россия была вынуждена простить своим партнёрам более 140 млрд долларов долгов за поставку оружия, большинство из которых были сделаны ещё во времена СССР

Впрочем, такой опыт у России есть. Созданное в 1998 году совместное российско-индийское предприятие BrahMos Aerospace на нынешнем форуме «Армия-2017» представило новые модификации противокорабельной ракеты BrahMos, созданной на базе аналогичной российской ракеты «Яхонт». Производство и разработка находятся в Индии, загружая работой индийские предприятия. Единственным покупателем пока выступает индийская армия – 200 ракет обойдутся индийским военным в 4 млрд долларов. Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков напоминает: «В Индии не первый год идёт программа Make in India – когда они закупают то или иное вооружение, то первые поставки идут в виде готовых образцов, а дальше индийцы начинают производить сборку этих образцов у себя». И хотя самолёт Су-30 индийцы, как и китайцы, теперь производят сами, объём индийских заказов глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев оценивает в 4 млрд долларов.

По теме

США против клонов

Но делиться новейшими технологиями имеет смысл, лишь обеспечив собственную безопасность. Даже дружественному Китаю Россия стала поставлять те же комплексы С-400 только после оснащения ими собственных Вооружённых сил. Сегодня в портфеле «Рособоронэкспорта» уже 10 заявок на поставки этой системы ПВО, но вопрос упирается в цену и стратегические соображения. Этим, в частности, объясняется тот факт, что подготовленный к подписанию контракт на поставку Анкаре тех же С-400 пока так и не дождался одобрения со стороны российского руководства. При этом президент Турции Реджеп Эрдоган уже заявил, что его страна намерена не просто приобрести российские комплексы ПВО, но и наладить совместное производство этих систем. Однако сотрудничество России с Турцией в такой чувствительной области, как вооружение, поначалу вызвало раздражение в США, которые выразили «обеспокоенность» таким решением своего союзника по НАТО. В ответ Эрдоган напомнил, что Турция так и не добилась от США поставок аналогичной техники, а потому выбор в пользу российских С-400 вполне логичен.

Сами США при этом предпочитают своими оборонными технологиями не делиться, предлагая покупателям лишь готовые изделия. Идеальный покупатель в этом случае – страна, способная оплатить контракт на поставку дорогостоящей военной техники, но не имеющая возможности «клонировать» её, с тем чтобы наладить собственное производство. Этим критериям в полной мере отвечают богатые нефтедобывающие страны Ближнего Востока, в первую очередь Саудовская Аравия. Не случайно именно в это королевство нанёс свой первый зарубежный визит нынешний американский президент Дональд Трамп, где немедленно объявил о подписании контрактов на поставку вооружений на рекордную сумму 110 млрд долларов. Правда, многие эксперты полагают, что президент США выдаёт желаемое за действительное. В прошлом году весь американский экспорт вооружений составил немногим более 40 млрд долларов, указывают они, так что маловероятно, что поставки в одну лишь Саудовскую Аравию увеличат эту цифру более чем вдвое. Руководитель российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев полагает, что подготовить и подписать такое количество контрактов с финансовыми обязательствами за короткое время просто невозможно. «Возможно, что их кто-то пять лет готовил до самого визита, но что-то мне подсказывает, что это больше пиар-акция, чем реальность», – прокомментировал глава ФСВТС заявления Дональда Трампа. Беспокойство американцев, как и в случае с Турцией, можно понять — Россия постепенно занимает всё большую долю на рынке, который США считали своим. В июле генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, в чьём подчинении находится «Рособоронэкспорт», сообщил о подписании предварительного договора в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) с Саудовской Аравией на сумму 3,5 млрд долларов. До конца этого года должно состояться заседание российско-саудовской межправительственной комиссии по ВТС. По словам Дмитрия Шугаева, это может считаться подтверждением серьёзности намерений Эр-Рияда. «Межправительственное соглашение было подписано с ними в 2015 году, до этого комиссия ещё ни разу не собиралась, а тут вдруг собирается», – пояснил Шугаев.

Поставки «идейно близким»

Но не всегда политика и экономика шагают рука об руку в сфере военно-технического сотрудничества. Всем памятны советские поставки оружия «идейно близким» режимам, которые в итоге оплачивались за счёт советских же кредитов. В итоге начиная с 2000 года Россия была вынуждена простить своим партнёрам более 140 млрд долларов долгов, большинство из которых были сделаны ещё во времена СССР. Только Афганистану Россия в 2006 году списала 11 млрд долларов долга за поставленное ещё в советское время оружие. В 2008 году были списаны 4,6 млрд долларов Ливии, которой Советский Союз в своё время поставил огромное количество разнообразных вооружений – более 1 тыс. танков, 300 самолётов, несколько десятков зенитно-ракетных комплексов. Списание долгов при этом может сопровождаться заключением новых контрактов. Так, Киргизии только в этом году Россия простила 240 млн долларов, а всего за последние 11 лет – более 700 млн долларов. Это не помешало нашим странам в 2013 году подписать соглашение о поставке в Киргизию вооружений и военной техники на 1,1 млрд долларов.

Дмитрий РОГОЗИН, вице-премьер России:

– Без учёта инфляции я думаю, что мы можем к 2020 году выйти на объём 50 млрд долларов ежегодно. Это рост в 4 раза. Сегодня, когда объёмы продаж наших вооружений за рубеж выросли многократно и когда Россия твёрдо удерживает второе место как экспортёр вооружений в мире, мы говорим о том, что Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству является важнейшим проводником этой линии (укрепление сотрудничества с другими странами. – Ред.). ФСВТС на сегодняшний момент является, можно так сказать, вторым внешнеполитическим ведомством страны, вторым МИДом, второй Смоленской площадью, потому что укрепляет то, что делают сегодня дипломаты, но не политическим языком, а скрепляя металлом, договорными отношениями, контрактами, сервисным обслуживанием, ремонтом техники, поддержанием её в надлежащем состоянии.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.09.2017 14:17
Комментарии 0
Наверх