Прошедший в середине августа третий Военно-технический форум «Армия-2017» посетило более 100 иностранных военных делегаций. С несколькими из них представители Минобороны подписали соглашения о военно-техническом сотрудничестве, что было представлено как значительный успех.
Однако протоколы о намерениях в сфере торговли вооружением не всегда заканчиваются подписанием контрактов и получением «живых» денег. Более того, есть опасность, что купленные образцы будут скопированы, после чего продавцам укажут на дверь.
В прошлом году объём российского экспорта вооружений и военной техники составил рекордные 15 млрд долларов. Россия прочно удерживает второе место в мире по объёму экспорта оружия, уступая лишь США, а по поставкам военной авиации наша страна в минувшем году даже обошла американцев, заняв 27% мирового рынка. Однако сегодня на рынке вооружений покупатель стремится приобрести не столько сам товар, сколько технологию его изготовления, при этом максимально сократив собственные расходы.
Технология в комплекте
О стратегическом характере российско-китайских отношений лидеры двух стран говорили не раз. В сфере военно-технического сотрудничества это выражается, например, в подписанном два года назад контракте на поставку в Поднебесную комплексов ПВО С-400. Ни количество систем, ни сумма сделки не разглашались. Но, учитывая, что средняя цена дивизиона С-400 из восьми мобильных пусковых установок и сопутствующей техники составляет около 500 млн долларов, а потребности Китая в современной ПВО эксперты оценивают как минимум в шесть подобных дивизионов, стоимость заключённого в 2015 году контракта можно оценить в 3 млрд долларов. На практике деньги выплачиваются поставщику траншами, по мере поставок техники и обучения персонала. Поставки же начались лишь этим летом. Кроме того, покупателю выгоднее приобрести не просто партию оружия, но и заполучить технологии его производства. И здесь не стоит забывать о том, что Китай не так давно наладил выпуск собственных боевых самолётов, удивительно напоминающих своим внешним видом российские Су-30 и Миг проекта 1.44, который в России в серийное производство так и не пошёл. Так что соглашение по С-400, равно как и более раннее соглашение по истребителям Су-35, рискует стать последним крупным контрактом на поставку Пекину готовой военной продукции. В будущем для сохранения нынешнего уровня сотрудничества нашим странам придётся не просто создавать совместные предприятия, но и активно сотрудничать на уровне конструкторских бюро и делиться технологиями.
Начиная с 2000 года Россия была вынуждена простить своим партнёрам более 140 млрд долларов долгов за поставку оружия, большинство из которых были сделаны ещё во времена СССР
Впрочем, такой опыт у России есть. Созданное в 1998 году совместное российско-индийское предприятие BrahMos Aerospace на нынешнем форуме «Армия-2017» представило новые модификации противокорабельной ракеты BrahMos, созданной на базе аналогичной российской ракеты «Яхонт». Производство и разработка находятся в Индии, загружая работой индийские предприятия. Единственным покупателем пока выступает индийская армия – 200 ракет обойдутся индийским военным в 4 млрд долларов. Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков напоминает: «В Индии не первый год идёт программа Make in India – когда они закупают то или иное вооружение, то первые поставки идут в виде готовых образцов, а дальше индийцы начинают производить сборку этих образцов у себя». И хотя самолёт Су-30 индийцы, как и китайцы, теперь производят сами, объём индийских заказов глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев оценивает в 4 млрд долларов.
В спортивный клуб в Волгограде устроился работать мужчина, который ранее был судим за групповое изнасилование и отбыл наказание в колонии. Он пытался скрывать уголовное прошлое, но родители юных спортсменов выяснили его биографию.
США против клонов
Но делиться новейшими технологиями имеет смысл, лишь обеспечив собственную безопасность. Даже дружественному Китаю Россия стала поставлять те же комплексы С-400 только после оснащения ими собственных Вооружённых сил. Сегодня в портфеле «Рособоронэкспорта» уже 10 заявок на поставки этой системы ПВО, но вопрос упирается в цену и стратегические соображения. Этим, в частности, объясняется тот факт, что подготовленный к подписанию контракт на поставку Анкаре тех же С-400 пока так и не дождался одобрения со стороны российского руководства. При этом президент Турции Реджеп Эрдоган уже заявил, что его страна намерена не просто приобрести российские комплексы ПВО, но и наладить совместное производство этих систем. Однако сотрудничество России с Турцией в такой чувствительной области, как вооружение, поначалу вызвало раздражение в США, которые выразили «обеспокоенность» таким решением своего союзника по НАТО. В ответ Эрдоган напомнил, что Турция так и не добилась от США поставок аналогичной техники, а потому выбор в пользу российских С-400 вполне логичен.
Сами США при этом предпочитают своими оборонными технологиями не делиться, предлагая покупателям лишь готовые изделия. Идеальный покупатель в этом случае – страна, способная оплатить контракт на поставку дорогостоящей военной техники, но не имеющая возможности «клонировать» её, с тем чтобы наладить собственное производство. Этим критериям в полной мере отвечают богатые нефтедобывающие страны Ближнего Востока, в первую очередь Саудовская Аравия. Не случайно именно в это королевство нанёс свой первый зарубежный визит нынешний американский президент Дональд Трамп, где немедленно объявил о подписании контрактов на поставку вооружений на рекордную сумму 110 млрд долларов. Правда, многие эксперты полагают, что президент США выдаёт желаемое за действительное. В прошлом году весь американский экспорт вооружений составил немногим более 40 млрд долларов, указывают они, так что маловероятно, что поставки в одну лишь Саудовскую Аравию увеличат эту цифру более чем вдвое. Руководитель российской Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев полагает, что подготовить и подписать такое количество контрактов с финансовыми обязательствами за короткое время просто невозможно. «Возможно, что их кто-то пять лет готовил до самого визита, но что-то мне подсказывает, что это больше пиар-акция, чем реальность», – прокомментировал глава ФСВТС заявления Дональда Трампа. Беспокойство американцев, как и в случае с Турцией, можно понять — Россия постепенно занимает всё большую долю на рынке, который США считали своим. В июле генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, в чьём подчинении находится «Рособоронэкспорт», сообщил о подписании предварительного договора в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) с Саудовской Аравией на сумму 3,5 млрд долларов. До конца этого года должно состояться заседание российско-саудовской межправительственной комиссии по ВТС. По словам Дмитрия Шугаева, это может считаться подтверждением серьёзности намерений Эр-Рияда. «Межправительственное соглашение было подписано с ними в 2015 году, до этого комиссия ещё ни разу не собиралась, а тут вдруг собирается», – пояснил Шугаев.
Поставки «идейно близким»
Но не всегда политика и экономика шагают рука об руку в сфере военно-технического сотрудничества. Всем памятны советские поставки оружия «идейно близким» режимам, которые в итоге оплачивались за счёт советских же кредитов. В итоге начиная с 2000 года Россия была вынуждена простить своим партнёрам более 140 млрд долларов долгов, большинство из которых были сделаны ещё во времена СССР. Только Афганистану Россия в 2006 году списала 11 млрд долларов долга за поставленное ещё в советское время оружие. В 2008 году были списаны 4,6 млрд долларов Ливии, которой Советский Союз в своё время поставил огромное количество разнообразных вооружений – более 1 тыс. танков, 300 самолётов, несколько десятков зенитно-ракетных комплексов. Списание долгов при этом может сопровождаться заключением новых контрактов. Так, Киргизии только в этом году Россия простила 240 млн долларов, а всего за последние 11 лет – более 700 млн долларов. Это не помешало нашим странам в 2013 году подписать соглашение о поставке в Киргизию вооружений и военной техники на 1,1 млрд долларов.
Дмитрий РОГОЗИН, вице-премьер России:
– Без учёта инфляции я думаю, что мы можем к 2020 году выйти на объём 50 млрд долларов ежегодно. Это рост в 4 раза. Сегодня, когда объёмы продаж наших вооружений за рубеж выросли многократно и когда Россия твёрдо удерживает второе место как экспортёр вооружений в мире, мы говорим о том, что Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству является важнейшим проводником этой линии (укрепление сотрудничества с другими странами. – Ред.). ФСВТС на сегодняшний момент является, можно так сказать, вторым внешнеполитическим ведомством страны, вторым МИДом, второй Смоленской площадью, потому что укрепляет то, что делают сегодня дипломаты, но не политическим языком, а скрепляя металлом, договорными отношениями, контрактами, сервисным обслуживанием, ремонтом техники, поддержанием её в надлежащем состоянии.