Общее количество должников по штрафам ГИБДД растет параллельно с увеличением собранных долгов. Этот парадокс комментаторы объясняют увеличением числа находящихся в личном пользовании автомобилей, более жесткими нормами законодательства, а также появлением на улицах и перекрестках все новых камер видеонаблюдения. То есть дело не в том, что доля недобросовестных водителей становится больше, а в том, что нарушения чаще удается задокументировать.
«Камеры постоянно совершенствуются, увеличивая спектр нарушений, которые они могут фиксировать», – приводят «Известия» мнение генерального директора экспертного центра «Движения без опасности» Вадима Мельникова.
Именно благодаря фото- и видеофиксации нарушений с неплательщиков удалось за полгода собрать дополнительные полмиллиарда долгов, говорят судебные приставы: общая сумма собранных штрафов ГИБДД за 6 месяцев составила 7,1 миллиарда рублей (на 0,6 миллиарда больше, чем год назад).
При этом «в разработке» у судебных приставов находилось почти 22 миллиона судебных постановлений. Четверть из них приходится на Москву и Подмосковье: 4 миллиона исполнительных листов адресованы москвичам, 2,1 миллиона – жителям пригородов столицы.
По официальным данным, на дорогах Московской области сейчас установлены примерно 500 стационарных и мобильных комплексов фотовидеофиксации, а до конца года появится еще 500. Устройства позволяют протоколировать превышение скорости, движение по обочине, выезд на встречную полосу и пр.
Помимо числа видеокамер, на штрафной статистике сказывается количество автомобилей: по данным 2016 года, на российских дорогах их стало на 3 миллиона больше. Было 53,61 миллиона, а теперь 56,62.
И наконец, свое влияние на ситуацию начал оказывать вступивший еще в 2016-м в силу закон «Об исполнительном производстве». Согласно новому порядку, нарушители, не рассчитавшиеся с долгами перед ГИБДД, не имеют права выезжать за границу. Когда закон заработал в полную силу, платежи пошли. Причем, как отмечается, нередко погашались суммы в 500-800 тысяч рублей.
А вот в эффективности половинной скидки при оперативной (в 20-дневный срок) оплате штрафов эксперты, как ни странно, сомневаются. Казалось бы, возможность существенно сэкономить должна стимулировать нарушителей. Однако данные Счетной палаты эту уверенность не подтверждают: в 2015 году россияне добровольно оплачивали 75,6% штрафов, в 2016-м – 70,8%. То есть после введения 50-процентной скидки не то что торопиться не стали, а даже несколько замедлились.
Правда, в 3,5 раза выросло число поступающих на сайт Госавтоинспекции запросов на проверку штрафов. В 2015-м году россияне их отправили 50 миллионов, в 2016-м – почти 179.