// // Музеи мира лишились культурных ценностей на миллиард долларов

Музеи мира лишились культурных ценностей на миллиард долларов

643

Вынесли прекрасное

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Прошлый год запомнился нам целой серией дерзких ограблений музеев. В Индии стоимость похищенного грабителями только за один раз достигает 100 млн долларов. Из Калифорнийского музея полезных ископаемых украли золотые самородки и драгоценные камни на общую сумму свыше 2 млн долларов. Из Роттердамского художественного музея Kunsthal преступники сумели вынести семь картин, в том числе работы Пикассо, Моне, Гогена и Матисса. Общая рыночная стоимость полотен – несколько сотен миллионов долларов! Неудивительно, что по «рентабельности» кража произведений искусства может соперничать с торговлей наркотиками и оружием.

Преступники, занимающиеся похищением произведений искусства, в прошлом году совершили одно из самых крупных ограблений в истории.

В Роттердаме им удалось украсть из музея семь картин, общая стоимость которых исчисляется сотнями миллионов долларов. Именно столько стоят сейчас на антикварном рынке полотна Пикассо, Моне, Гогена, Матисса, которые оказались в числе похищенных.

Уже известно, что система безопасности музея была в порядке, просто грабители хорошо её изучили и нашли брешь. Система настроена так, что при включении пожарной сигнализации на короткое время перестаёт работать электронной замок на двери заднего входа. Ворам понадобилось две минуты, чтобы совершить кражу, полиция приехала через пять.

Ежегодно крадут минимум 50 тысяч арт-объектов

Примерно в то же время, когда произошло ограбление в Нидерландах, был «обчищен» ещё один музей – в Индии. Злоумышленники проникли в местный музей, убили охранника и вынесли серебряный зонт и королевский трон властителя княжества Рева, старинное оружие, посуду, шитую золотом попону княжеского слона. Оценивают похищенное в 100 млн долларов. А в начале октября 2012 года неизвестные преступники, вооружившись кирками, совершили громкое ограбление в Калифорнийском музее полезных ископаемых. Они похитили золотые самородки и драгоценные камни на 2 млн долларов.

Громкие ограбления в музеях далеко не редкость. По статистике, (причём в соответствующие списки попадают предметы не дешевле 2 тыс. долларов). Но чаще всего крадут у частных коллекционеров, музеи грабят реже. А годовой доход культурных грабителей оценивается в 6–8 млрд долларов. У «картинной мафии» есть покровители во власти, отлажены криминальные схемы. Но всё равно в большинстве случаев самые известные краденые шедевры полиция находит через аукционы или «чёрных антикваров», работающих на два фронта.

«Произведение искусства, оказавшееся в музее, не становится для грабителей запретным, – рассказал искусствовед Григорий Козлов. – Есть общепризнанный факт, который очень радует воров: музеи охраняются хуже банков, а ценностей там гораздо больше. Произведения искусства стоят дорого, а места занимают не много – это превосходное качество для любого товара. Но они уникальны и слишком известны – это громадный недостаток для похищенного товара. Знаменитую картину из музея не перекрасишь, как угнанный «Мерседес», не распилишь на куски, как уникальный бриллиант, не разменяешь на рынке, как краденую банкноту».

Самый похищаемый в мире художник – Пикассо

Свыше половины всех музейных краж мира происходит в галереях Великобритании и США. А в десятку самых похищаемых художников, по данным Art Loss Register, входят Ник Лоуренс, Марк Шагал, Сальвадор Дали, Карел Аппель, Жоан Миро, Давид Левин, Энди Уорхол, Рембрандт и Петер Рейнеке. На первом же месте – Пабло Пикассо. Воры украли более 1100 его работ. Пикассо крадут чаще остальных, потому что за свою долгую жизнь он успел создать множество произведений – отсюда и огромное число его работ, значащихся в списке украденных. Так, в январе 2012 года из Национальной галереи в Афинах вынесли «Голову женщины», в 2011-м из галереи в Сан-Франциско пропал рисунок, а в 2010-м Музей современного искусства в Париже лишился «Голубя с зелёным горошком».

По теме

Art Loss Register также отмечает, что в последнее время увеличилось количество краж скульптур, отлитых из металла. Правда, в этом случае преступников больше интересует материал, из которого они сделаны, а не их художественные достоинства, так как цена на металлы в последние годы существенно выросла.

«Произведения искусства уничтожаются в плавильных печах, и крайне сложно доказать, что металл, принесённый в скупку, получен из скульптуры, – рассказал сотрудник лондонской сыскной полиции Иэн Лоусон. – Существует два «криминальных типа»: воры, которые крадут понравившиеся им произведения искусства, и те, кто совершает «заказные преступления». Первые просто проникают в богатые дома и тащат картины наудачу. Они толком не знают, что делать с украденным. Часто случается так, что произведения искусства продаются за копейки случайным людям или появляются на «блошиных рынках». Как правило, это происходит с картинами, рыночная цена которых не превышает 20 тыс. фунтов стерлингов. Если же произведение искусства крадётся по заказу конкретного клиента, всё сложнее. Вероятность того, что оно появится на рынке, практически равна нулю. Найти такую картину невозможно, так как заказчик просто спрячет её у себя дома и об этом никто не узнает».

В России в розыске около 60 тысяч произведений искусства

Кражи произведений искусства не всегда происходят из-за денег или жажды обладать шедевром. Одно из самых «патриотичных» ограблений совершил в 1911 году итальянец Винченцо Перуджа, который работал в Лувре. Он решил, что знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи должна принадлежать не Франции, а Италии, и 21 августа произошло «ограбление века». Похититель спокойно вынес картину на виду у охранников и работников музея и даже вывез её в Италию. Пропажу в Лувре обнаружили лишь через сутки, и только спустя почти два года, когда уже все потеряли надежду обнаружить шедевр, вор сам объявился.

Торговец живописью Альфредо Джери во Флоренции получил письмо от некоего Леонардо, который утверждал, что он является похитителем «Джоконды». Джери сначала не поверил письму, но потом всё же отправился на место встречи, где и обнаружил в старом потрёпанном чемодане шедевр кисти Леонардо. Перуджа настаивал, что украл портрет, исключительно чтобы вернуть его на родину. Итальянский суд дал ему минимальный срок, посчитав патриотизм смягчающим фактором. Перуджа провёл в тюрьме не больше двух лет.

Одно из самых громких ограблений XX века произошло в 1990 году. Из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне украли 13 картин: три работы Рембрандта, в том числе его единственный морской пейзаж «Шторм на море Галилейском», «Концерт» Яна Вермеера, полотна Эдгара Дега, Эдуарда Мане, Говерта Флинка. Преступники, переодетые в полицейскую форму, вошли в здание, сказав охранникам, что сработала сигнализация. Это считается самым загадочным преступлением в сфере искусства – до сих пор никто не может приблизиться к его разгадке. Существует много гипотез о том, что же всё-таки произошло с картинами и почему их не удалось отыскать, но никому не известна истина. За информацию о местонахождении бесценных произведений искусства музей объявил вознаграждение в 5 млн долларов, но о картинах ничего не слышно до сих пор.

В России тоже крадут произведения искусства. По данным МВД, на начало 2012 года в России разыскивалось около 60 тыс. похищенных предметов искусства. Пожалуй, самым громким отечественным арт-скандалом десятилетия стала пропажа 221 экспоната из отдела русского ювелирного искусства Эрмитажа, выявленная в ходе инвентаризации в июле 2006 года. Кражу совершила сотрудница музея. Наибольшей «популярностью» у «наших» похитителей пользуются полотна русских художников конца XIX – начала XX века: Шишкина, Репина, Серова, Кандинского, Васнецова и других. А самым «похищаемым» русским художником остаётся Иван Айвазовский – с 1992 года из музеев и частных собраний пропало более полусотни его картин.

Грабителей интересуют также иконы и редкие книги. Как говорят специалисты, многие кражи в России совершаются самими работниками музеев или охранниками. Легче всего у нас выкрасть произведение искусства из запасников, так как тогда есть вероятность, что украденного вообще не хватятся, особенно если вместо подлинника положить копию.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.01.2013 14:52
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх