// // Российские города могут возглавить граждане Туркмении, Киргизии и Таджикистана

Российские города могут возглавить граждане Туркмении, Киргизии и Таджикистана

354

Мигрантам уступят кресло?

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Гастарбайтеров наделяют правом избирать и быть избранными в Российской Федерации – назвать это сообщение скандальным было бы слишком мягко. Легко представить себе ситуацию, при которой национальные диаспоры захотят обзавестись своими людьми во власти – не методом раздачи взяток и покупки нужных чиновников, как это делается сейчас, а напрямую, пропихнув во властные коридоры своих представителей. И всё будет совершенно законно – с нелёгкой руки Центризбиркома, на днях разославшего разъяснения новых правил по городам и весям.

Примечательно, что на интернет-сайте ЦИК разъяснений по этому поводу нет, остаётся только гадать почему. Впрочем, в некоторых регионах уже опубликованы новые правила, по которым пройдут местные выборы и результаты которых вполне могут вызвать в обществе шок.

В начале июня избирком Екатеринбурга принял закон о порядке выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы города. Пятая часть первой статьи этого закона стоит того, чтобы процитировать из неё хотя бы один абзац: «На основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане – граждане Республики Беларусь, Туркменистана, Киргизской Республики, постоянно проживающие на территории муниципального образования «город Екатеринбург», имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации».

Получается так: гражданин Туркмении имеет право возглавить российский город. Обладатель киргизского паспорта стать мэром, увы, не сможет, зато депутатом муниципального совета – запросто. Таджикам придётся сложнее: для похода во власть им нужно будет обзаводиться двойным гражданством. Что, кстати, совсем несложно сделать. Зная, какими организованными могут быть выходцы из стран Средней Азии – наблюдали не раз во время мусульманских праздников, – легко предположить, насколько легко им будет занять места во властном истеблишменте. Не грех будет вспомнить и об организованной преступности. В прессе нередко пишут о тесных контактах руководства ряда национальных диаспор с криминальными авторитетами – выходцами из тех же диаспор. Кто нам ответит, насколько реальна угроза того, что определённой части избирателей придётся проголосовать, уступив в данном случае грубой силе?

Сложно сказать, почему в ведомстве Владимира Чурова решили заложить бомбу под государственный суверенитет нашей страны именно сейчас. Это можно было сделать и раньше, ведь закон, допускающий иностранцев в российскую власть, был принят ещё в 2002 году. Называется он «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». А гласит этот закон следующее: на основании международных договоров иностранцы имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, «участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане России». Ключевая фраза – «на основании международных договоров». Сегодня таковые имеются с Белоруссией, Киргизией, Туркменией и Таджикистаном. А завтра?

Вы наверняка поинтересуетесь, а что на сей счёт говорится в Основном законе страны? Ведь пресловутый закон № 67 от 12 июня 2002 года, наверное, можно было бы признать неконституционным. Увы, но 62-я статья Конституции гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации». Так что легитимность закона одиннадцатилетней давности сомнений не вызывает.

Чем же по большому счёту чревата сложившаяся ситуация? Давайте-ка вместе припомним, как победил на президентских выборах Франсуа Олланд. Выиграл он с минимальным перевесом, пообещав иммигрантам скорую интеграцию во французское общество и равные с остальными гражданами права. А теперь представим себе, что какой-нибудь наш соотечественник-популист пообещает лидерам национальных диаспор уравнять их права с россиянами – по примеру француза Олланда. Есть и другая угроза: международные договоры, на основании которых иностранцы смогут штурмовать российскую власть, можно теоретически заключить и с любой другой страной. Дальше сами додумывайте, памятуя хотя бы о том, сколько китайцев готовы получить виды на жительство в Сибири и на Дальнем Востоке.

Справедливости ради нужно отметить, что по этому закону нашей стране полагается утешительный приз: российские граждане наделяются аналогичными правами в вышеперечисленных республиках СНГ. Правда, с одной оговоркой: тамошние ЦИК пока не спешат с разъяснениями, аналогичными тем, что сделали в ведомстве Чурова, а, стало быть, процесс реализации международных договоров затягивается – в Минске, Бишкеке, Ашхабаде и Душанбе, – но только не в Москве.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.07.2013 16:01
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх