// // Российские авиаперевозчики устроили «драку» за пассажиров

Российские авиаперевозчики устроили «драку» за пассажиров

2316

Акула в небе

РИА Новости
РИА Новости
В разделе

Кризис больно ударил по авиаперевозчикам. Бедствие терпит «ЮТэйр», не всё ладно у «Трансаэро». Потрясения миновали пока разве что сытый и богатый «Аэрофлот», которому всё происходящее на руку: в случае «жёсткой посадки» других авиаперевозчиков весь пассажирский поток уйдёт под его «фюзеляж». Так что, в итоге всё небесное пространство может захватить, пользуясь ситуацией, «Аэрофлот»?

Ситуация аховая. И ведущие авиаперевозчики в минувшую среду обратились за помощью к вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу. Под письмом подписались руководители компаний: «ЮТэйр», «Трансаэро», «Ямала», «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр». Кто остался в стороне? «Аэрофлот» и «Сибирь». В письме авиаперевозчики сообщают, что «из-за кризиса будут вынуждены либо повысить цены на билеты, либо сократить частоту рейсов». Рост тарифов, объясняют они, приведёт к сокращению объёмов развития рынка на 10–20%. Сейчас самые дешевые билеты на самолет из Екатеринбурга в Москву на сайте «Связной Трэвел» можно купить 2000 рублей.

Среди факторов, негативно влияющих на авиационную отрасль, авиакомпании называют сокращение количества международных авиаперевозок, а также увеличение стоимости лизинга как на воздушные суда западного, так и суда отечественного производства, увеличение стоимости аэропортового и аэронавигационного обслуживания.

Сговор против конкурента?

В январе этого года гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев и генеральный директор авиакомпании «Сибирь» (более известна под брендом S7) Владимир Объедков обратились к первому вице-премьеру России Игорю Шувалову с просьбой... не спасать авиакомпанию«ЮТэйр». Савельев и Объедков считают, что компания «ЮТэйр» занималась бессистемной экспансией и не уделяла внимания вопросам эффективности бизнеса. Удар, что называется, под дых... А правда ли, что «Аэрофлот» находится в более выигрышном положении, чем остальные авиаперевозчики? Или, возможно, и у этого солидного перевозчика есть свои проблемы, о которых обыватель даже не подозревает? «Аэрофлот» остаётся в сплошном шоколаде... Эти безобидные вопросы «Наша Версия» в письменном виде адресовала директору департамента общественных связей ОАО «Аэрофлот» Андрею Согрину. Мы ждали хотя бы короткого комментария от Андрея Владимировича, но ответа, увы, так и не получили.

Письмо Игорю Шувалову

Второй по величине российский авиаперевозчик – «Трансаэро» – сейчас переживает стресс за стрессом.

«В сентябре генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова направила письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову, – рассказали сотрудники пресс-службы. – Плешакова просила рассмотреть возможность государственной поддержки авиакомпании. Ведь в августе 2014 года «Трансаэро» подверглась санкциям со стороны Украины. Киев ограничил пролёты через воздушное пространство Украины, что привело к финансовым потерям в размере более 3 млн долларов в месяц! Ольга Плешакова просила у правительства госгарантии на 10 млрд рублей, а также кредит от Сбербанка в размере 1,5 млрд рублей». Но правительство отказало генеральному директору «Трансаэро». Почему же? В сентябре 2014 года в Министерстве транспорта РФ прошло совещание, на котором заместитель министра финансов сказал, что финансовое состояние «Трансаэро» было проанализировано. Подвели итоги: ущерб за облёт территории и объём месячной выручки – это несопоставимые величины. Минфин вынес вердикт: компания «Трансаэро» со своим сложным положением должна справиться самостоятельно.

По теме

«ЮТэйр» в силках

Авиакомпания «ЮТэйр» вообще пребывает в критическом финансовом положении. В середине лета 2014 года авиаперевозчик заявил о запуске программы снижения издержек, которая предусматривает сокращение управленческого персонала, оптимизацию маршрутной сети, уменьшение времени обслуживания пассажиров. Далее, за последние несколько месяцев против «ЮТэйр» было подано несколько крупных исков, в том числе от аэропортов Новосибирска (Толмачёво), Екатеринбурга (Кольцово), Ростова-на-Дону, Кургана, Нижнего Новгорода, Нягани. И это ещё не все беды!

Один из крупнейших кредиторов «ЮТэйр», Альфа-банк, требует через суд с авиакомпании 42,4 млн долларов и 116 млн рублей просроченных выплат по кредитам. ИК «Авиализинг», подавшая в декабре 2014 года иск с требованием признать «ЮТэйр» банкротом, объявила о том, что переуступила право требования долга в 3,5 млн рублей Альфа-банку.

К слову, в «ЮТэйр» работает свыше 5 тыс. высококлассных специалистов, 3129 из них – это пилоты и бортпроводники, 2233 человека – наземный персонал. Более 50% работников имеют допуск к выполнению международных полётов. И многих из них ожидает скорое увольнение... От комментариев пресс-служба «ЮТэйр» отказалась.

Зато в Федерации независимых профсоюзов РФ сообщили, что «авиакомпании России начали масштабное сокращение сотрудников, обусловленное резким сокращением авиаперевозок». Причинами сокращений, в частности, являются западные санкции. Авиакомпании уже уведомили об увольнении более 200 командиров авиалайнеров, работающих на иностранных судах. Из 14 600 пилотов уже уволено более 500 человек.

В жаркой борьбе

И, наконец, баловень судьбы «Аэрофлот». Чистая прибыль у этой акулы бизнеса в 2014 году резко выросла на 18,5% в сравнении с показателем 2013 года. То есть, в то время как «Трансаэро» и «ЮТэйр» загибаются, прибыль «Аэрофлота» только растёт. И немудрено – цены на услуги этого гиганта одни из самых высоких на рынке. Кажется, лишь исчезнет чужой борт с маршрута – цена у «Аэрофлота» вырастет. А низкомаржинальные направления в отдалённые города России вообще могут отменить.

Авиакомпания продемонстрировала прибыльность на фоне негативных трендов для российской и мировой авиатранспортной отрасли! К слову, кризис и падение темпов роста пассажиропотока вынудили другие авиакомпании начать действительно ожесточённую борьбу за авиапассажира.

Авиакомпания «Трансаэро», к примеру, совместно с ведущей международной консалтинговой компанией McKinsey разработала комплексную программу повышения эффективности работы, которая будет реализована в этом году.

В «Аэрофлоте» признали, что для стимуляции спроса в кризис прибегают к распродажам. В совете директоров этой компании считают, что если с рынка уйдут две крупные авиакомпании (видимо, «Трансаэро» и «ЮТэйр»), то авиаперевозчик, оставшийся на плаву, «должен быть готов забрать освободившийся пассажиропоток». Кто же останется в чистом небе? Так может монополизироваться целая отрасль.

Справка

Хроника пикирующих компаний

В этом году на вывоз пассажиров обанкротившихся авиакомпаний правительство намерено выделить только 10 млн рублей. Это в 500 раз меньше, чем в 2009 году, и в 10 раз меньше показателя прошлого года. РБК приводит данные по российским авиакомпаниям, обанкротившимся в последние шесть лет.

Air Union, 2008 год

Кризис в принадлежащей госкорпорации «Ростехнологии» авиакомпании случился в августе 2008 года после резкого роста цен на авиакеросин. Суммарная задолженность авиаперевозчиков, входивших в альянс, перед компаниями – поставщиками топлива превысила 1 млрд долларов. В один из дней из Домодедова не вылетел ни один рейс альянса, в аэропорту скопилось почти 3500 пассажиров Air Union.

«КД Авиа», 2009 год

В марте 2009 года калининградская авиакомпания прекратила полёты, набрав долгов на 12 млрд рублей. В декабре того же года один из совладельцев «КД Авиа», председатель её совета директоров Сергей Грищенко, был задержан правоохранительными органами по делу о преднамеренном банкротстве компании.

«Кубань», 2013 год

«Авиационные линии Кубани» прекратили полёты в декабре 2012 года из-за «сложного финансового положения». До этого авиакомпания попыталась спастись, отдав три из шести своих самолётов лизингодателю, но успеха это не принесло.

«Московия», 2014 год

Больше всего претензий к чартерной «Московии» было у Финансовой лизинговой компании, которая добилась введения процедуры наблюдения в авиакомпании, задолжавшей ей 150 млн рублей. В феврале 2014 года временный управляющий «Московии» подал в Арбитражный суд Московской области ходатайство о признании компании банкротом.

«Былина», 2014 год

Авиакомпания «Былина», проработавшая на рынке 22 года, 26 августа 2014 года приостановила работу из-за финансовых проблем. Пассажиров «Былины» пришлось возвращать рейсами «ВИМ-Авиа».

Опубликовано:
Отредактировано: 30.04.2015 08:24
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх