100 руководителей некоммерческих организаций из разных регионов страны прошли курс обучения у профессионалов-практиков и получили навыки продвижения своих проектов в информационном пространстве.
Сначала несколько цитат. «Не в Питере пить» – так называется выставка, созданная командой специалистов некоммерческой организации «Археологическое исследование Сибири» и сотрудников музея-усадьбы В.И. Сурикова к всероссийской акции «Ночь музеев». Здесь представлены материалы, иллюстрирующие питейную жизнь старого Красноярска: фрагменты стеклянных штофов, бутылок, пузырьков, в том числе с клеймами производителей. Археологические артефакты найдены во время спасательных раскопок и при строительстве пешеходного моста от Красноярской краевой филармонии к музейному центру «Площадь Мира» в 2021 году».
Это строки из пост-релиза, подготовленного Тимофеем Ключниковым, директором АНО «Археологическое исследование Сибири». А вот фрагмент интервью Ирины Чинасовой, директора АНО «Добрые друзья» из Челябинской области: «Подростки, по-моему, самые несчастные люди на Земле, потому что, с одной стороны, они уже не дети, а с другой – ещё не взрослые. Им родители говорят: «Ты уже взрослый», а когда дети требуют к себе отношения как к взрослым, отвечают: «Ты ещё слишком мал». И вот эти качели очень осложняют взросление. А в дополнение ещё и гормональные изменения, поиск своего места в социуме. Для особых подростков это и вовсе непонятная ситуация. Мне хотелось создать место, где детей бы уважали, любили, ценили. И где бы они чувствовали себя личностями».
Ещё интервью – Алексея Васикова, директора АБСМНО «Дом милосердия кузнеца Лобова» из Ярославской области: «Я вырос на улице в 3 дома на 60 семей, где двери квартир не запирались, а все взрослые – папы и мамы друзей или знакомых. В некоммерческой сфере те самые тепло и внимание, к которым привык с детства. 10 лет я строил бизнес, прошёл путь от менеджера до владельца. Научился расставлять приоритеты, разговаривать с доверяющими мне своё время людьми – сотрудниками, партнёрами, клиентами. Областная столица и своё дело учили и кормили. А я между тем соскучился по привычным с детства отношениям».
Правда же, написано всё это профессионально, просто и искренне. Между тем авторы строк – не журналисты или пиарщики, а руководители НКО. Но они прошли курс обучения PR-коммуникациям у экспертов издательского дома «Аргументы и факты».
Зачем рассказывать?
Бывший военнослужащий ВСУ, который оказался в российском плену, пообещал поделиться с российскими бойцами полученными во время прохождения обучения в Великобритании знаниями.
Вообще-то есть большая проблема: неравнодушные люди в некоммерческой сфере занимаются важными для общества делами – кто-то помогает детям с тяжёлыми диагнозами, кто-то организует уход за стариками, кто-то реализует культурные проекты, кто-то очищает от мусора природу. Но о них и их проектах мало кто знает даже из местных жителей.
«Около 52% россиян говорят, что ничего не слышали про НКО. Это значит, что на информационной поляне некоммерческий сектор представлен слабовато, – подтверждает директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин. – Люди не могут чётко сформулировать, в чём заключается цель НКО, почему это важная сфера жизни».
Так происходит потому, что для продвижения проектов в информационной сфере нужны особые навыки, которых у общественных активистов, как правило, нет. И тут сразу вспоминается, что «благие дела любят тишину». Так, может, они и не нуждаются в продвижении?
С одной стороны, да – делать такое надо от души, а не из стремления получить признание или награды. Но с другой – чтобы благие дела множились и становились нормой жизни для большинства, говорить о них необходимо. Ведь каждая публикация в газете, каждый материал на сайте, блог в соцсетях или сюжет по телевидению станут для читателей и зрителей социальным ориентиром, поводом для подражания.
«Наверное, не надо лишний раз хвалиться тем, что «я сегодня забрал домой бездомного котёнка» или «я помог фонду, который кормит бездомных». Но вот рассказать, почему ты помогаешь, какие у тебя мотивы это делать, почему ты системно занимаешься этой проблемой, точно нужно», – считает исполнительный директор Фонда президентских грантов Антон Долгов.
Сотрудники благотворительного фонда «АиФ. Доброе сердце», работающего около 20 лет, знают эту проблему не понаслышке. Помочь своим коллегам обрести необходимые для выстраивания общественных коммуникаций навыки они решили вместе с редакцией «АиФ». Проект «PR-акселератор «Формула успеха», поддержанный Фондом президентских грантов, объединил 100 лидеров НКО из разных регионов России.
Журналисты «АиФ» поделились с ними собственным опытом и попросили сделать это своих коллег и партнёров. 25 записанных ими видеолекций ценны своей практической направленностью.
Лекции и практикумы
«Определите идею, во имя чего вы вышли и хотите общаться, тот предмет, о котором вы хотите рассказать. Важно не только быть уверенным на 100% в том, о чём вы говорите, но и оставаться при этом грамотным. Неграмотная речь – неуважение к языку, культуре, к себе и другим», – наставляет лидеров НКО легендарный диктор телевидения Анна Шатилова.
Российский МИД обнародовал сообщение, согласно которому РФ больше не будет принимать участие в споре с Австралией и Нидерландами по делу о крушении Boeing-777 Malaysia Airlines.
«Для успешного материала или комментария, за который ухватится любой журналист, нужна не только экспертиза, не только проблема, вокруг которой всё крутится. Нужны истории про людей, которые нас «зацепят». Без человеческой истории меркнет всё», – рассказывает заместитель главного редактора, руководитель сети региональных редакций «АиФ» Индира Кодзасова.
«Гражданское общество формируется тогда, когда люди объединяются, чтобы решать важные для себя проблемы. И ключевой фактор – публичность шагов. Если нет публикаций, рассказывающих о вашей акции, то считайте, что её не было», – объясняет директор по региональной рекламе «АиФ» Николай Терещенко.
«Волонтёрство ради общественного блага действительно уникальный ресурс, который может быть вам очень полезен, но если вы не выполните все требования, то этот ресурс может превратиться в тыкву, – говорит коллегам гендиректор фонда «АиФ. Доброе сердце» Светлана Горбачёва. – Очень важно превратить результат вашего проекта в кейс, который будет полезен не только вам».
Прослушав все лекции, участники проекта прошли ещё и курс практических занятий под руководством редакторов издательского дома. Они выполнили по пять заданий – подготовили описание одного из проектов, интервью о своей работе, пресс-релиз и пост-релиз, а также рецензию на мероприятие или проект в целом. То есть создали такой набор материалов, который необходим для продвижения в информационном пространстве.
Конечно, организаторы дали им подробные инструкции и даже образцы текстов. А редакторы были на связи постоянно – корректировали первоначально написанное, объясняли, что нужно доработать, помогали.
«Иногда была некая зажатость рамками официозного стиля – приходилось перестраивать, объяснять, что со СМИ, а тем более с широкой аудиторией их читателей, слушателей и зрителей так общаться нельзя. Требуется простота языка и эмоциональность изложения. И мы рады, что к нашим рекомендациям люди прислушивались», – поделилась куратор практикума, руководитель отдела подготовки контента социальных и партнёрских проектов «АиФ» Марина Набатникова.
В итоге получились весьма приличные, содержательные материалы, в которых грамотно и цепляюще читателя изложены факты, к месту употреблены цитаты спикеров и сами цитаты интересны. По цитатам, которые даны в самом начале этого материала, читатель может оценить профессиональные навыки лидеров. А вообще все работы участников практикума размещены на сайте проекта.
Однако этим дело не закончилось. Из 500 выполненных работ редакторы выделили 50, которые стали финалистами конкурса. Они уже опубликованы в разных СМИ. Затем определили 10 наиболее профессиональных материалов, а уже из них 3 материала-победителя. Их авторы – Ирина Чинасова, глава АНО «Добрые друзья», отрывок из интервью которой мы процитировали, а также Сергей Замчалов, руководитель центра социальных проектов «Донор Волга», и Иван Граевский, директор центра социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК». Все 10 авторов лучших работ получили награды.
Кстати
Лекции и практические задания спецпроекта «PR-акселератор «Формула успеха» остаются доступными. Любой человек, кому важно повысить свои знания в области общественных коммуникаций, может обратиться к ним и самостоятельно пройти курс обучения: https://formula.aif.ru/