Через год заканчивается действие программы по выдаче материнского капитала – детища Владимира Путина. Время не самое удачное: в 2016 году в России пройдут парламентские выборы, в 2018-м – президентские. Свёртывание маткапитала может негативно сказаться на настроениях избирателей. Не случайно на днях президент пообещал в своём послании Федеральному собранию отразить новые механизмы поддержки демографии. Между тем в правительстве есть разные точки зрения на судьбу материнского капитала. Во мнениях традиционно не сошлись представители социального и экономического блоков. «Наша Версия» проанализировала их подходы, а также попыталась разобраться, в чём ошиблась власть, помогая многодетным семьям.
Сначала действия семейного капитала, то есть с 1 января 2007 года, принято 4,6 млн заявлений на выдачу сертификата. По данным Минтруда, за это время рождаемость в стране выросла на 30%. В правительстве раздавались голоса за продление программы до 2025 года, мол, такими темпами к этому времени на одну женщину будет приходиться двое детей. Но ряд экспертов высказался: на это у страны просто не хватит денег. Стоит также отметить, что, по данным Росстата, влияние маткапитала на рождаемость сильно различается в зависимости от регионов и социальных слоёв. Как нетрудно догадаться, программа оказалась наиболее востребованной у наименее обеспеченных слоёв населения.
При этом распорядились средствами лишь 42,8% семей. Ведь, как известно, получить материнский капитал не так просто. Никто не даст его в руки матери. Но семья может потратить эти средства на улучшение жилищных условий, увеличение накопительной части пенсии одного из родителей или образование одного из детей. Таким образом, огромные деньги оказались изъяты из экономики и заморожены, а государство тратит деньги ещё и на их ежегодную 5-процентную индексацию. Поэтому правительству, по идее, должно быть выгодно расширение вариантов использования маткапитала. Но вместо этого есть идея, наоборот, сузить его применение.
Близок капитал, да не укусишь
Абсолютное большинство семей, получивших материнский капитал, используют его для улучшения жилищных условий. Школьное образование у нас вроде как в основном бесплатное, а вуз – это слишком долгая история. То же самое касается и накопительной части пенсии матери. Не все матери верят, что через много лет государство выплатит им эти деньги. Да и государству невыгодно нести столь долгосрочные обязательства относительно денег, которые будут востребованы лишь в 2020-х годах.
Но и инвестировать капитал в жильё не так просто. На покупку новой квартиры средств господдержки не хватит. Хорошо, если семья живёт в крупном городе, где развит первичный рынок жилья и кредитование. А если в небольшом? Для того чтобы оплатить жильё материнским капиталом, нужно ждать два месяца, а продавцы на рынке вторичного жилья ждать не хотят.
В то же время регионы вводили новые формы использования маткапитала. Этот опыт изучила группа экспертов под руководством директора Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Лилии Овчаровой. Например, в Бурятии, Воронежской, Самарской и Томской областях, в Пермском крае маткапитал можно использовать для лечения детей и родителей, поездки в санаторий. В Пермском крае на средства господдержки детей-инвалидов обеспечивают техническими средствами. А в Бурятии и Самарской области на маткапитал можно даже купить автомобиль. Однако распространить опыт регионов на всю страну власти не хотят: опасаются роста фиктивных сделок с целью обналичивания капитала.
Хотели как лучше
Если об эффективности материнского капитала ходят споры, то программу выдачи многодетным семьям земельных участков можно смело назвать провальной. А ведь идея была хорошая! В июне 2011 года тогда ещё президент Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому многодетным семьям стали безвозмездно давать участки земли, в том числе под индивидуальное строительство. В законе было чётко прописано, какие семьи имеют право на получение участка. Во-первых, в них должно быть три и более несовершеннолетних ребёнка. Во-вторых, все члены семьи должны быть гражданами Российской Федерации. В-третьих, к моменту получения участка семья должна проживать в данном регионе не менее пяти лет. Вопросы размера и местонахождения таких участков были отданы на откуп местным властям.
За три года существования программы к реальному строительству приступили лишь 15 тыс. семей, это чуть более 1% от всех многодетных «ячеек общества» в России. По словам председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития (ИДМРР) Юрия Крупнова, до 70% всех выделяемых участков находятся на непригодной для жизни земле. Нередко семьям предлагается обживать болота, скотомогильники или места захоронения химических отходов. Кроме того, лишь к 12% всех предлагаемых участков подведены свет, газ и вода, хотя по закону всё это должно быть в наличии. Таким образом, семьям предлагается самим позаботиться об инфраструктуре, а это стоит немалых денег. Вот если бы местные власти не выдавали участки хаотично, «от балды», а строили бы города, что позволило бы сэкономить на газификации, электричестве и водопроводе, эффект от программы был бы куда больший.
Неподъёмная ноша для бюджета
В начале прошлого года группа депутатов от «Справедливой России» внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который сделал бы материнский капитал бессрочным и позволил бы российским семьям получать его не один раз, а при рождении каждого последующего ребёнка. Разумеется, это популистское предложение признано нереалистичным. Вице-премьер России Ольга Голодец ратует за продление программы материнского капитала хотя бы до 2017 года. Минтруда также считает, что маткапитал нужно продлевать. Иное видение вопроса у Минфина, считающего эту программу неподъёмной ношей для бюджета, особенно в условиях стагнации мировой экономики. В ведомстве подсчитали, что в случае отмены маткапитала в 2016 году казна сэкономит 580 млрд рублей. Их них 330 млрд рублей – непосредственно деньги, которые пошли бы матерям в случае продления действия программы. Остальное – индексация и сопутствующие расходы.
Минфин предлагает вместо выдачи маткапитала усилить адресную поддержку малообеспеченных семей. Это обойдётся казне значительно дешевле – в 100 млрд рублей, как посчитали эксперты ведомства. «Мы ещё год назад заявляли, что нужно смотреть подходы стимулирования мам более адресно, более точечно, с учётом нуждаемости, – сказал министр финансов РФ Антон Силуанов. – Мы говорили, что маткапитал должен трансформироваться в более эффективную форму поддержки мам, которые рожают детей».
Министр труда Максим Топилин, в свою очередь, говорит, что маткапитал заложен в трёхлетний бюджет. «Речь идёт о том, в каком формате мы будем продолжать программу маткапитала за пределами 2017 года», – утверждает глава ведомства. А его первый заместитель Татьяна Нестеренко ссылается на данные Всемирного банка и ОЭСР, согласно которым Россия является одной из стран, где государственная социальная политика «меньше всего попадает в нуждаемость», поскольку практикует в основном не адресную помощь, а «тонким слоем размазывает» социальные выплаты».
Страну ждёт демографическая яма?
А нужно ли вообще поддерживать увеличение рождаемости? Учёные утверждают, что к 2025 году страна может потерять более 11 млн человек, а к 2050 году – 26 миллионов. К такому результату, по словам завсектором Центра по изучению проблем народонаселения при экономфаке МГУ Владимира Архангельского, приведёт сокращение числа женщин в активном репродуктивном возрасте (20–29 лет), на которых приходится две трети рождений. По словам учёного, через 10 лет число потенциальных матерей уменьшится почти вдвое. Предотвратить демографическую катастрофу призваны программы господдержки.
Как отмечает Ольга Голодец, в идеале программа материнского капитала должна действовать, пока рождённые в 2005–2006 годах не вырастут и не начнут заводить свои семьи. В противном случае сохранить достигнутые темпы роста рождаемости не выйдет.