// // Привлечь иностранцев в Москву мешает миф о дороговизне

Привлечь иностранцев в Москву мешает миф о дороговизне

452

Турная революция

2
В разделе

Наступающий летний сезон может стать переломным для российской столицы в плане развития въездного туризма. Судя по заявлениям городских властей, в этом году Москва как никогда готова к приёму гостей из-за рубежа. В столице разработано и запущено множество интересных экскурсионных программ, а главное, наконец-то начали появляться бюджетные отели, остановиться в которых по карману практически каждому. Однако проблема въездного туризма куда более глубокая и не сводится к ставшей уже притчей во языцех дороговизне российской столицы.

Минимум последние 10 лет столичные власти не устают заявлять о создании всевозможных программ по развитию туризма, на которые, кстати, выделяются немалые средства. Текущий год также не стал исключением. Как отметил председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Сергей Шпилько, объём выделенных средств на развитие и продвижение туризма в Москве в 2012 году составляет 349 млн рублей. «Тех денег, что выделены на развитие туризма в Москве, а также инструментов для его продвижения достаточно», – заявил в ходе недавней пресс-конференции Сергей Шпилько. И, надо сказать, в данном случае чиновник не погрешил против истины. Но вместе с тем, по мнению участников рынка, ожидать взрывного роста въездного турпотока всё равно не стоит.

Несмотря на все усилия московских властей, Россия на глобальном туристическом рынке по-прежнему проигрывает Индии и Китаю, куда в поисках новых впечатлений предпочитает отправляться абсолютное большинство европейских туристов. Кроме того, продолжающийся экономический кризис в странах Евросоюза автоматически сделал множество потенциальных путешественников «невыездными» – денег на поездку у них просто нет. В качестве ещё одного немаловажного фактора, играющего против увеличения турпотока в Москву, нередко называется общий имидж России на мировой арене. Продвигать Россию в качестве туристического бренда федеральные власти пока так и не научились, и страдает от этого в том числе и столица.

Тем не менее Москва пытается сделать максимум возможного, чтобы привлечь туристов. И большинство исключительно городских проблем, таких как отсутствие дешёвых отелей, развитой туристической «инфраструктуры» и т.п., на сегодняшний день уже осталось в прошлом. То, что работа проделана, и проделана не зря, подтверждают цифры. По подсчётам чиновников, уровень загрузки столичных отелей в апреле этого года составил 73%, что на 6% выше, чем в прошлом году. Причём в пик туристического сезона – а в Москве таковым считают июль и август – количество зарубежных гостей ещё увеличится.

По итогам прошлого года российскую столицу посетили 4,47 млн туристов, что оказалось даже немногим больше оптимистических показателей, заложенных в городской программе по развитию туризма. «Мы подходим с очень неплохими результатами к новому летнему сезону, который может стать переломным с точки зрения развития культурно-познавательного, событийного и других видов туризма. Туризм в Москве набирает обороты», – убеждён Сергей Шпилько.

Принято считать, что все последние годы главным тормозом в развитии въездного туризма в Москвы было отсутствие недорогих гостиниц. «То, что в Москве дорогие отели, – это миф. Отели аналогичного класса, например, в Париже или Лондоне стоят куда дороже, чем в Москве. Кроме того, в пик туристического сезона действительно дорогие 5-звёздочные отели сильно снижают цены. Лето – мёртвый сезон для бизнеса, и сейчас туроператор может получить 5-звёздочный отель по ценам 3-звёздочного», – рассказывает гендиректор ООО «Райзебюро ВЕЛЬТ» Константин Радушкевич.

По теме

Впрочем, у туристов, которые не хотят отправляться в групповые туры через туроператоров (и соответственно не могут воспользоваться их спецпредложениями), тоже есть весьма богатый выбор. Корреспондент «Нашей Версии» буквально за 10–15 минут смог отыскать множество московских недорогих 3-звёздочных отелей на одном из крупнейших международных сайтов систем бронирования.

В среднем неделя проживания в 3-звёздочной столичной гостинице, расположенной недалеко от метро в пределах Садового кольца, обойдётся в 500 евро – по европейским меркам просто дёшево. Интересно заметить, что за последние годы в столицу пришли и крупные международные операторы гостиничного бизнеса, работающие именно в среднем ценовом сегменте – в частности, Holiday Inn, Best Western и др. Можно отыскать в Москве и совсем уж бюджетные предложения – хостелы, столь популярные у молодых путешественников. Причём значительное количество столичных хостелов располагается в непосредственной близости от Кремля. Средняя стоимость проживания в хостеле – 100–200 евро за 7 ночей.

По словам участников рынка, в последние годы в столичный гостиничный бизнес наконец-то начали приходить частные инвесторы. Правда, частники предпочитают строить бюджетные отели скорее на окраине города, нежели в центре. «Строить отель 3 звезды в центре нерентабельно, так как затраты на строительство и себестоимость номеров не сильно отличаются от 5-звёздочного отеля, а срок окупаемости – плохой. А вот подальше от центра – это очень даже выгодно. Недавно, к примеру, на Аминьевском шоссе открылась новая гостиница, 3 звезды по западному варианту. И, судя по всему, дела у них идут неплохо, в ближайшее время они планируют открыть ещё два новых корпуса», – говорит Константин Радушкевич.

Помимо собственно проживания туристов ещё интересует и развлекательная программа, а также возможность свободно гулять по городу. С последним, как правило, возникают проблемы: отыскать в городе заведение общепита с хорошей кухней, низкими ценами и персоналом, говорящим на английском языке, – задача не из простых. До последнего времени в Москве не слишком обширной была и экскурсионная программа. А с самой востребованной среди всех туристов экскурсией в Кремль из года в год возникают проблемы. «В Кремль хотят все, но он не резиновый, и иногда они вынуждены отказывать. Но это естественные причины: Кремль не может принять одновременно 100 групп. Надо выстраивать графики заранее», – констатирует Константин Радушкевич.

С этого года в столице стартует новый проект – Moscow Fresh Tour. Смысл программы, объединяющей под общим брендом ряд независимых молодёжных и коммерческих организаций, состоит в том, что в интернет-сообществах набираются группы прибывших в Москву туристов, для которых организуются бесплатные пешеходные экскурсии по городу. Экскурсии проводятся на иностранном языке, непрофессиональными гидами, прошедшими специальную подготовку. В планах столичных властей также организация автобусных туров по городу на двухэтажных красных автобусах, аналогичных тем, которые курсируют в большинстве европейских столиц.

Каким образом будет решаться проблема языкового барьера, пока не очень понятно. Двуязычные указатели к достопримечательностям в Москве появились ещё несколько лет назад, а вот наладить общение с представителями правоохранительных органов, работниками метро, музеев и т.п. иностранному туристу в Москве пока невозможно. «Есть сложности с подготовкой сотрудников правоохранительных органов, транспортной отрасли, билетёрш. Пока мы рассматриваем ряд предложений по решению этой проблемы, возможно, что это будут какие-то краткосрочные курсы для тех, кто сталкивается с иностранными туристами чаще всего», – рассуждает Сергей Шпилько.

Впрочем, на первое время хватило бы и нескольких пунктов туристической информации, которых пока в столице просто нет. «Мы планирует разместить несколько пунктов в ключевых для туристов точках. Например, они пришлись бы очень кстати на Арбате, в Лаврушинском переулке, на Манежной площади. Средства выделены, но ещё надо найти помещения, определиться с форматом, будет ли это полноценный офис, стойка или где-то будут использоваться инфоматы», – поясняет Шпилько.

Пока же общение туристов с москвичами происходит по формуле, широко растиражированной в одном из интернет-демотиваторов: vodka – connecting people. «Москва, несмотря на все разговоры, очень дружественна к туристам. В последнее время к нам приходит больше именно хороших отзывов. Значит, как-то находят общий язык: пропустят стаканчик-другой – и всё в порядке», – шутит Константин Радушкевич.

И всё же проблема привлечения иностранных туристов в Москву не решается только за счёт создания «дружественной» туристической инфраструктуры в городе. В конце концов, в Пекине также невозможно отыскать таксиста, который понимал бы хоть слово по-английски. Однако Китай на глобальном туристическом рынке давно уже оставил позади российскую столицу. «Есть очень много интересных направлений, которые гораздо дешевле, чем Москва. И они, конечно, выигрывают у нас борьбу за рынок. Это первым делом Китай и Индия», – резюмирует Константин Радушкевич.

Отсутствие постоянного, равномерного спроса на Москву со стороны туристов автоматически означает медленное развитие соответствующих сегментов рынка. Бюджетные отели строить невыгодно не только из-за бюрократической волокиты, отсутствия подходящих земельных участков, дорогой арендной платы и т.п. Подавляющее большинство туристов (70–80%) посещают Москву в июле-августе. Получается, что в остальное время года туристическая инфраструктура будет фактически простаивать. Очевидно, что в подобные проекты инвесторы вкладываться не спешат.

Переломить ситуацию можно было бы, создав некий туристический бренд – например, проводить постоянные рекламные кампании за рубежом, заботиться о положительном имидже страны, чтобы потенциальные путешественники выбирали именно Москву для своего отпуска. Однако подобные программы не могут быть реализованы исключительно на уровне городского правительства. «90% успеха въездного туризма зависит от общего имиджа России на мировой арене. Мы, туроператоры, только удовлетворяем спрос», – отмечает Радушкевич.

Опубликовано:
Отредактировано: 28.05.2012 05:57
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх