Версия // Бизнес // Причина медленного прогресса структурных реформ в Китае - чрезмерная опека центрального правительства

Причина медленного прогресса структурных реформ в Китае - чрезмерная опека центрального правительства

657

Научиться отпускать

В разделе

Ожидается, что по итогам 2019 года экономический рост Китая замедлится до чуть более 6%, и вряд ли ускорится в ближайшее время. Аналитики сходятся во мнении, что экономические показатели Китая в 2019 году - худшие за почти 30 лет - могут быть лучшими по крайней мере за десятилетие. При этом у экспертов нет единого мнения относительно того, следует ли беспокоиться Китаю, или что могут сделать политики, чтобы улучшить перспективы роста.

Оптимисты отмечают: учитывая размеры экономики Китая сегодня, ежегодный рост ВВП даже на 6% обеспечит больший прирост, чем двузначный показатель роста 25 лет назад. Это может быть правдой, отмечают пессимисты, но замедление роста ВВП сдерживает рост доходов на душу населения - плохие новости для страны, которая может попасть в ловушку со средним уровнем дохода, - и усугубляет финансовые риски, связанные с высоким корпоративным и внутренним государственным долгом.

Независимо от точки зрения одно неоспоримо: несоответствия политики и ошибки в управлении в значительной степени способствовали замедлению экономического роста. Проблема заключается в медленном продвижении структурных реформ. Долгосрочный рост зависит от децентрализации государственной власти, повышения уровня сбыта и либерализации экономики, при этом частный сектор получает гораздо больший доступ к финансам и другим факторам производства.

Рассмотрим рост индекса потребительских цен в Китае, вызванный, отчасти, резким повышением цен на свинину из-за решения правительств о закрытии небольших свиноводческих комплексов в связи с нарушением экологических норм.

В последние годы экологические нормативы и нормы качества воздуха ударили по многим китайским предприятиям, особенно малым и средним, которые так важны для будущего экономического развития. Конечно, защита окружающей среды важна, не в последнюю очередь во имя здоровья нации, а вызванные правительством институциональные изменения улучшили качество воздуха. Но нисходящий подход центрального правительства, который налагает жесткий набор индикаторов на субнациональные органы власти, является не лучшим инструментом, который может лишить местных властей стимула поддерживать реальный рост.

Китай во многом обязан своим прошлым успехам смелым экспериментам и конкуренции на местном уровне, чему способствовало обещание продвижения по службе чиновников, руководящих наиболее успешными регионами. В настоящее время местные чиновники получают большую награду за достижение экологических целей, а не целей роста - и это видно.

Краткосрочные последствия чрезмерного распыления правительства Китая также можно увидеть в финансовом секторе. После мирового финансового кризиса 2008 года правительство призвало банки наращивать объемы кредитования, а компании - накапливать большие суммы долгов, чтобы компенсировать внешний шок. В то время как это продолжало работать двигателем роста, это привело к резкому увеличению финансовых рисков.

Однако к 2016-му году правительство изменило свою позицию. Несмотря на то, что Народный банк Китая сохранял нейтралитет своей политики, банкам было приказано проводить резкое сокращение доли заемных средств и сокращать заимствования, а теневой банковский сектор Китая значительно сократился. Этот агрессивный подход повредил балансы многих предприятий, увеличив риск долгового кризиса. Что также вызвало значительный отток капитала и ослабило частные инвестиции, в том числе в недвижимость, тем самым подорвав номинальный рост ВВП. В результате объем денежной массы Китая не сократился пропорционально доли ВВП.

Помимо препятствий для роста, обусловленных тем, как правительство достигает своих целей, также существует проблема спонтанных и стремительных перемен этих целей. Это нарушает ожидания инвесторов и подрывает доверие рынка. Мало того, что компании не решаются инвестировать; многие сокращают рабочую силу. В последние годы увольнения становятся все более массовыми даже среди китайских интернет-гигантов.

Как чрезмерно опекающий родитель, правительство Китая должно научиться отпускать. Да, более традиционный подход к макроэкономическому управлению несет некоторые риски. Компании могут решить накопить чрезмерную задолженность, а банки выдать слишком много или слишком мало кредитов. Но результирующие колебания, вероятно, окажутся в основном временными.

В более долгосрочной перспективе такой подход укрепит доверие инвесторов и рынка, позволит процветать наиболее динамично развивающимся компаниям и поддержит стабильный экономический рост, необходимый Китаю, чтобы к середине столетия стать развитой страной с высоким уровнем дохода. Чтобы достичь этой цели, центральным органам власти, в конечном итоге, возможно, придется идти своим путем.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.04.2020 09:33
Комментарии 0
Наверх