Удобный для потребителей рынок электронной коммерции приносит некоторые неудобства продавцам и логистическим компаниям. Последние и вовсе порой несут финансовые потери за действия мошенников. В России при этом формируется опасная практика. Преступников освобождают от обязанности компенсаций, а многомиллионные убытки возлагают на логистические компании.
Набирает обороты и мошенничество лжепокупателей, которые возвращают купленный в маркетплейсе товар совсем не в изначальном его виде: он может быть бывшим в употреблении или замененным на другой. Некоторые собственники, привыкнув к подобному, тщательно проверяют поступающий товар под видеозапись и вызывают полицию, если находят несоответствие. Платить за финансовые потери приходится в большинстве случаев логистическим компаниям, обслуживающим интернет-магазины.
Как заявил куратор Гильдии информационных технологий и цифровых коммуникаций при МТПП Родион Лобановский, часто маркетплейсы все-таки не спешат проверять товар, который принимают от покупателя, возвращающего его. Так называемые предпринимательские риски в таких случаях лежат на продавцах. Подобных ситуаций, по словам эксперта, в данной отрасли зафиксировано менее 0,3% от общего объема продаж.
Проблема заключается в отсутствии конкретных правил и норм, помогающих регулировать рынок электронной торговли. Логисты и продавцы из-за пробелов в российском законодательстве не могут должным образом защитить себя от финансовых потерь.
Как сообщил редакции основатель интернет-магазина «Бест Китчен» Юрий Бедретдинов, сейчас Гильдия информационных технологий и цифровых коммуникаций при МТПП, в которой он состоит, собирает данные для определения четкого тренда на рынке e-commerсе. После этого будет подготовлено соответствующее обращение в профильные органы госвласти. Пока эксперт советует обращаться в торгово-промышленные палаты или к бизнес-омбудсменам, хоть последние и несут информативную функцию.
Также специалисты как выход предлагают страхование, указывая при этом на то, что метод чреват дополнительными расходами для логистов. Несмотря на это эксперты признают, что ответственности можно избежать, если продавец или покупатель должным образом упаковал товар по регламенту транспортной компании.
«При приемке на складе транспортной компании поставки принимаются коробами и внутреннее вложение не проверяется. В таком виде без вскрытия и внешних повреждений они доставляются покупателю», – поясняет Бедретдинов, добавляя, что как только покупатель подпишет акт приемки, зона ответственности логиста завершается, а товар считается успешно доставленным.
Российские суды однако могут иногда придерживаться другого мнения на этот счет. В частности, столичный арбитраж на сегодняшний день рассматривает спор предпринимателя и транспортной компании. Бизнесмен Эльдар Караханов отправил партию дронов из Москвы в Петербург на сумму 13,8 млн рублей. Между тем в офисе компании «Экспресса М» заказ забрал мошенник, показав трек-номер отправления и водительское удостоверение. Хотя уголовное дело против злоумышленника Никиты Дейнера было расследовано и установлена его вина (приговор вступил в силу в июле этого года), по мнению суда, компенсировать расходы заказчику должна именно компания, ведущая курьерскую деятельность. Примечательно, что, согласно материалам уголовного дела, мошенник утверждал, что он лишь исполнитель, а в коробках был вместо дронов мусор.
Заметим, что в случае с Карахановым были выполнены, казалось бы, все действия для безопасности, а именно товар был тщательно упакован. На сегодняшний день ожидается третье заседание: суд рассмотрит кассационную жалобу. Можно предположить, что суд все же обратит внимание на приговор по уголовному делу.