Версия // Общество // Потеря лопасти гребного винта заставила «Севморпуть» отказаться от экспедиции в Антарктиду

Потеря лопасти гребного винта заставила «Севморпуть» отказаться от экспедиции в Антарктиду

9820

Приключения атомного лихтеровоза

3
В разделе

Среди многих десятков тысяч обычных серийных судов есть несколько сотен уникальных, не имеющих аналогов. К таким относится единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». Он был построен ещё в советскую эпоху, в «нулевых» находился в отстое, чуть было не направлен на утилизацию. Сегодня «Севморпуть» - важная составляющая российского присутствия в Арктике. Об этом удивительном судне мы расскажем в статье.

Неудачная идея

Начиная с конца 60-х годов ХХ века, компании, занимающиеся морской логистикой, всерьез задумались над вопросом – как уменьшить время погрузки – выгрузки торгового судна в порту? В качестве решения появились две схемы транспортировки грузов.

Первая схема – это использование всем известных контейнеров. Они имеют три размера – десяти, двадцати и сорока футов длиной. Контейнеры загружаются где угодно, потом автомобильным, или железнодорожным транспортом перевозятся в порты и грузятся на специализированные суда – контейнеровозы.

Вторая схема – в своем роде развитие первой. Было предложено использовать не контейнеры, а небольшие баржи – лихтеры. Они грузились в мелководных морских портах, в речных портах, даже расположенных на малых реках, а потом, на буксирах приводились на рейд большого порта, где грузились на специальное судно – лихтеровоз. Это огромные суда, водоизмещением 60 000 тонн и более. Надстройка с ходовым мостиком расположена в носу, а все пространство судна отдано под перевозку лихтеров. На корабле смонтирован козловой кран, который поднимает лихтеры с воды и перемещает их на нужное место.

Министерство морского флота СССР – ММФ - занимало в структуре советской экономики особое положение. На 1985 год в состав ММФ входило 1 568 судов, из них 1 263 сухогрузных. Тоннажа хватало не только на перевозку народнохозяйственных грузов, но и на работу по фрахту для иностранных грузоперевозчиков. А это заработанная валюта. Конечно, вклад в бюджет СССР ММФ был меньше, чем от продажи нефти и газа, но всё равно он был значителен. Поэтому в министерстве могли себе позволить внимательно следить за мировыми тенденциями в судостроении. Экономисты министерства посчитали, что если построить серию крупных лихтеровозов, то можно занять серьезную нишу в таких перевозках. СССР, Болгарией, Венгрией и Чехословакией было создано Международное хозяйственное судоходное предприятие «Интерлихтер» для осуществления грузоперевозок между портами, расположенными на реке Дунай и странами Юго-Восточной Азии - Индия, Пакистан, Малайзия, Вьетнам, Кампучия.

На судостроительном заводе в Херсоне были построены четыре лихтеровоза проекта 17502 – «Алексей Косыгин», «Индира Ганди», «Ле Зуан» и «Эрнесто Че Геваро». Всего в планах ММФ было построить шесть лихтеровозов, но, учитывая, что работать они должны на маршрутах большой дальности, два последних было решено сделать с атомными силовыми установками. Три лихтеровоза проекта 17502 вошли в состав Черноморского морского пароходства, один – в состав Дальневосточного морского пароходства.

Человечество выбрало контейнерные перевозки. Они значительно мобильнее лихтеров. Эксперты Министерства морского флота были профессионалами, и они абсолютно правильно просчитали ниши, в которых выгоднее использовать лихтеры. Но они не учли реальности социалистической экономики. Объединение «Интерлихтер» не смогло обеспечить грузами эти могучие корабли. Интересный факт – «Интерлихтер» существует до сих пор, правда занимается он… контейнерными перевозками. Итог был закономерен – все четыре лихтеровоза из-за отсутствия грузовой базы были проданы. Они до сих пор эксплуатируются, три под флагом США, один – под флагом Панамы, но на других маршрутах, принося неплохие прибыли своим новым хозяевам.

По теме

«Севморпуть» - начало

Принимая решение о том, что пятый лихтеровоз будет с ядерной энергетической установкой, руководство ММФ рисковало. Дело в том, что атомные ледоколы зарекомендовали себя с лучшей стороны, а вот атомные торговые суда получались неудачными. Американский грузо-пассажирский атомоход «Саванна», западногерманский грузовой атомоход-балкер «Отто Ганн» и японский сухогруз «Муцу» на коммерческих линиях эксплуатировались мало. «Севморпуть» стал четвертым гражданским атомоходом (кроме ледоколов) в истории человечества. За основу взяли проект 17502, заменив обычную силовую установку ядерной, и спроектировав корпус усиленного ледового класса. Получился проект 10081. Строили атомный лихтеровоз в Керчи, на заводе «Залив». Он был спущен на воду в 1986 году. За ним должен был последовать второй атомный лихтеровоз – шестой в общем списке, но СССР развалился. Немногие знают о потенциале этого завода. А ведь он входил в число крупнейших судостроительных заводов СССР. На нём строилась серия советских супертанкеров типа «Крым» водоизмещением 180 000 тонн. После развала СССР завод сильно деградировал, но сейчас восстанавливается. Подтверждением служит то, что на нем заложили два первых российских универсальных десантных корабля проекта 23900.

Портом приписки нового атомохода, как и всех атомных ледоколов страны, стал Мурманск Начались трудовые будни. Атомный лихтеровоз столкнулся с теми же проблемами, что и его неядерные собратья – ему нечего было перевозить. Ведь система лихтерных перевозок требует наличия специальной инфраструктуры.

«Севморпуть» на ремонте в Санкт-Петербурге (фото: wikipedia/Vadim Tolbatov)
«Севморпуть» на ремонте в Санкт-Петербурге (фото: wikipedia/Vadim Tolbatov)

Контейнеры может принимать любой порт, разница заключается лишь в том, является ли этот порт специализированным по обработке контейнеров, или они не основные в грузообороте порта. Для обработки же лихтеров нужно специальное оборудование, включая буксиры, которые будут приводить лихтеры к местам разгрузки. По задумке проектировщиков, работать «Севморпуть» должен был на Северном морском пути. Но как мы понимаем, на нем совсем не было инфраструктуры для обслуживания лихтеров. Поэтому первые годы он работал на линиях Одесса – порты Вьетнама – Владивосток и Владивосток – КНДР. Такие необычные линии объяснялись тем, что пускать в свои порты суда с ядерными энергетическими установками многие страны не разрешали. Помогла предусмотрительность проектировщиков. В отличие от атомных ледоколов, «Севморпуть» мог работать и в тропиках. После работы на этих линиях лихтеровоз вернули в Арктику, где он обслуживал линию Мурманск – Дудинка – Мурманск. «Севморпуть» может перевозить 74 лихтера типа LASH или 1336 20-футовых контейнеров. На всех линиях он перевозил контейнеры. «Севморпуть» - воистину уникальное судно, если знать, как его использовать. А вот с этим было сложно. В 2007 году на полном серьезе обсуждалась идея переоборудовать лихтеровоз в буровое судно. Мурманское морское пароходство откровенно заявило: высокотарифных грузов для «Севморпути» нет. Лихтеровоз спасло от переделки то, что в 2008 году был создан ФГУП «Атомфлот», в ведение которого передали все гражданские суда с ядерной силовой установкой. В «Атомфлоте» «Севморпуть» поставили на консервацию. В 2012 году его даже исключили из списков Российского морского регистра. Будущее атомохода было печальным.

Возрождение

К 2013 году ядерная установка лихтеровоза была окончательно остановлена. Но «Севморпуть» был спущен на воду под счастливой звездой. Очень мало судов, которые после остановки реактора снова вводились в строй. Уникальное судно потребовалось стране. В XXI веке одним из основных направлений развития России стала Арктика. Появились задачи, для решения которых оптимально подходит «Севморпуть».

По теме

Во-первых, это Северный завоз. Используемые для этого суда типа СА-15 финской постройки справляются с этой задачей, но их грузоподъёмность в разы меньше, чем у «Севморпути». Лихтеровоз заменяет несколько сухогрузов ледового класса.

Во-вторых, для освоения шельфа и разработки Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле требуется большое сухогрузное судно усиленного ледового класса.

В-третьих, работа в интересах Министерства обороны - снабжение российских военных бах на побережье Северного Ледовитого океана

В-четвертых, использование «Севморпути» как транспортного судна для коммерческих рейсов по Северному морскому пути.

В конце 2013 года генеральный директор Росатома подписал приказ о введении в строй действующих судов «Атомфлота» лихтеровоза «Севморпуть». Правда, после восстановительного ремонта, «Севморпуть» перевозит только контейнеры. Структура для обработки лихтеров на Крайнем Севере до сих пор не создана. Как заявил Вячеслав Рукша – директор Дирекции Северного морского пути и генеральный директор ФГУП «Атомфлот»: «Судно будет востребовано, сегодня судов такого класса у нас нет, и мы рассчитываем примерно на десять лет его работы». После почти десятилетнего отстоя на базе «Атомфлота» на судно из разных регионов страны вернулись 80% его прежнего экипажа. «Севморпуть» прошел восстановительный ремонт.

30 ноября 2015 года, после завершения швартовных и ходовых испытаний, лихтеровоз пришел в Мурманск и с 2016 года стал работать по снабжению. Первый его рейс был на остров Котельный с грузом стройматериалов и продуктов питания.

«Севморпуть» и ледокол «50 лет Победы» на базе Атомфлота в Мурманске (фото: Андрей Максимов)
«Севморпуть» и ледокол «50 лет Победы» на базе Атомфлота в Мурманске (фото: Андрей Максимов)

Новые проблемы

Начиная с 2019 года, «Севморпуть» стал работать по новым направлениям. В Тихом океане действует российская рыбодобывающая компания «Доброфлот». В её составе несколько крупных плавбаз (в том числе самая крупная в мире плавбаза – «Всеволод Сибирцев»), траулеры и транспортные рефрижераторы. Руководство компании приняло решение транспортными рефрижераторами доставлять пойманную и переработанную рыбу с Дальнего Востока в европейскую часть страны. Маршрут: Петропавловск-Камчатский – Архангельск. Но такие перевозки отвлекают транспортные рефрижераторы «Доброфлота» от своей прямой работы – снабжать плавбазы тарой, продуктами и забирать готовую продукцию. Было высказано предложение, с которым согласился «Атомфлот» - поставить на эту линию «Севморпуть». Лихтеровоз сделал несколько рейсов. Победные реляции говорили о том, что лихтеровоз привез много дальневосточной рыбы. Но если посмотреть отраслевые СМИ, то можно было прочитать, что на борту «Севморпути» находится 204 рефрижераторных контейнера с мороженной рыбой и 66 контейнеров с консервами, общим весом 8 500 тонн. Максимальная грузоподъёмность лихтеровоза после ремонта – 26 000 тонн. Серьезный недогруз. Остаётся надеяться, что со временем экономика этой линии выйдет в «плюс».

В декабре 2019 года «Севморпуть» пришел в Санкт-Петербург и встал в док Канонерского завода на доковое обслуживание. Впереди был важный поход. Обычно, смены полярников производятся с экспедиционных судов «Академик Трешников» и «Академик Федоров». Топливо в этом году было доставлено танкером «Георгий Победоносец» Но в этом году Институт Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге принял решение о начале кардинальной модернизации антарктической станции «Восток». Для этого требовалось доставить в Антарктиду специальные модули, из которых надо было смонтировать новые дома. Для их транспортировки решено было привлечь «Севморпуть», благо допускается возможность его эксплуатации в тропических водах. Но произошло совершенно непонятное. В Атлантическом океане, в тропиках, недалеко от побережья Анголы, что-то произошло с лопастью гребного винта лихтеровоза.

Сначала официальной информации не было, впоследствии. Вячеслав Рукша подтвердил, что потеряна одна из лопастей гребного винта. Как и у всякого судна, работающего в Арктике, на «Севморпути» есть две запасные лопасти, но.. они находятся в трюме, под стройматериалами. Но это не самое плохое. У линейных ледоколов предусмотрена замена лопастей гребного винта на плаву. Для этого на палубе, над винтами стоят специальные краны, запасные лопасти хранятся на палубе. В корпусе, над винтами есть специальные тоннели для замены. На судах усиленного ледового класса это не предусмотрено. Заменить лопасть можно только в доке. Были начаты переговоры с властями Анголы и ЮАР на предмет ремонта в Луанде, или Кейптауне, но власти этих стран запретили заход в свои порты судна с ядерной энергетической установкой. «Севморпуть» вез модули. 89 человек, которые должны были провести монтаж этих модулей, были доставлены в Антарктиду на линейном ледоколе «Капитан Драницын» еще в конце октября. Они ждали прихода «Севморпути» около месяца. Теперь «Капитан Драницын» вместе со строителями возвращается в Санкт-Петербург. «Севморпуть» так же движется в направлении Петербурга. Доставка модулей перенесена на 2021 год, полный ввод их в строй на 2025 год.

Вероятно, что скоро будет известна причина потери лопасти, и виноват ли в этом Канонерский судоремонтный завод, где лихтеровоз проходил последний осмотр.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.01.2021 15:22
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх