Версия // Бизнес // Попытка скопировать успех Маска обойдётся «Росатому» в миллиарды

Попытка скопировать успех Маска обойдётся «Росатому» в миллиарды

7853

«Морской старт» идёт к финишу

(фото: РИА Новости)
В разделе

Корпорация «Росатом» рассматривает возможность реанимировать плавучий космодром «Морской старт». На это может быть потрачено более сотни миллиардов рублей. Однако при этом до конца не ясно, будет ли космодром вообще востребован. У «Роскосмоса» как не было, так и нет внятной стратегии по использованию его уникальных возможностей.

Особенно плачевно судьба российского плавучего космодрома выглядит на фоне того, как аналогичные проекты использует американская SpaceX. Именно применение наводных платформ позволило отработать технологию посадки многоразовых ракет Falcon. После запуска спутников носителям не всегда удавалось сесть точно на платформу, и они оказывались в океане. Но ракеты не разрушались в результате приводнения, их вылавливали и использовали вновь.

Илон Маск не собирается отказываться от мобильных космодромов и впредь. В июне SpaceX объявила конкурс для специалистов, которые должны проектировать и строить «плавучие космические порты сверхтяжёлого класса для запусков на Марс, Луну и гипер­звуковых путешествий вокруг Земли». Что мешает «Морскому старту» принять участие в этой космической гонке на пользу России? Вероятнее всего – недальновидность отечественных менеджеров космической отрасли.

Помнишь, как всё начиналось?

«Морской старт» создавался в середине 90-х исключительно как коммерческий проект. Его техническую концепцию разработало НПО «Энергия». По всей видимости, российские конструкторы использовали опыт космодрома Сан-Марко, ещё в 1960-х годах построенного итальянцами на основе двух буровых платформ в Индийском океане близ побережья Кении. Смысл подобных проектов заключается в том, что они обеспечивают старт ракеты вблизи экватора, что значительно экономит горючее. К тому же отработанные ступени падают в нейтральных водах, а значит, не нужно никому платить за возможный ущерб – экологический или материальный.

Космодром Сан-Марко за три десятка лет выполнил более 20 запусков, но взлетавшие с него ракеты Scout несли очень маленькую полезную нагрузку. «Морской старт» проектировали под более мощные ракеты «Зенит». Их выпускали на Украине с использованием российских двигателей. Головной блок ракеты для «Морского старта» производила американская корпорация Boeing, она же взяла на себя роль системного интегратора проекта. В число соучредителей вошла также норвежская компания Aker Kvaerner, которая оборудовала платформу-космодром, получившую название Odyssey, и построила сборочно-командное судно Sea Launch Commander (судно доставляло ракету к месту старта в экваториальной части Тихого океана).

В проект было вложено 3,5 млрд долларов. Доли учредителей распределились так: Boeing – 40%, РКК «Энергия» – 25%, Aker Kvaerner – 20%, остальные 15% достались украинским «Южмаш» и КБ «Южное». И, как видно теперь, ни для кого из участников консорциума проект не был приоритетным. В масштабе бизнеса Boeing или даже РКК «Энергия» доходы от него вряд ли имели существенное значение. И в конце концов международное сотрудничество пошло космодрому во вред.

«Роскосмос» продаёт проблему

В 2009 году компания обанкротилась. Убытки, как говорят, возникли из-за низкой интенсивности запусков. Есть, правда, версия: перекрыть кислород проекту постарались NASA и «Роскосмос», поскольку «Морской старт» перетягивал на себя заказы из Байконура и мыса Канаверал. Boeing, отстроивший все процессы, вышел из игры, оставив 95% акций в распоряжении РКК «Энергия». Однако проект не умер – продолжались запуски по старым контрактам.

По теме

Вот здесь бы «Роскосмосу» и взять инициативу в свои руки: начать разработку перспективной ракеты и поддержать космодром государственными заказами. Но приоритет в то время у российских космических чиновников был совсем другой – в 2011 году началось освоение средств, выделенных на строительство космодрома Восточный. Вместо того чтобы довести до ума имеющийся мобильный космодром, ведомство ввязалось в долгострой, в ходе которого было украдено как минимум 10 млрд рублей. И ещё десятки зарыты в землю с непонятной перспективой.

Тем временем разразился конфликт с Украиной, и с 2014 года совместное производство ракет «Зенит» для «Морского старта» было заморожено. Теперь уже трудно понять, российская или украинская сторона первая спустила стоп-кран, но факт остаётся фактом: «Морской старт» оказался обречён на бездействие.

Первое, что попытался сделать менеджмент «Роскосмоса», – это избавиться от проблемы, продав плавучий космодром. Публиковались «утечки» о переговорах с Австралией, Израилем, ещё с кем-то. Но космодром без ракеты – это как чемодан без ручки. В итоге покупателя нашли в России. Группа компаний S7 (известная как владелец одноимённого авиаперевозчика) заплатила за космодром, как сообщает «РИА Новости», 6,5 млрд рублей. Источник РБК из окружения владельца S7 Владислава Филёва рассказывал, что, прежде чем купить «Морской старт», предприниматель выдвинул «Роскосмосу» несколько условий: разрешить поставку комплектующих на Украину и запустить с космодрома 12 ракет «Зенит». Однако после того, как в 2018 году пост главы «Роскосмоса» занял Дмитрий Рогозин, все договорённости обнулились.

Тем временем Америка опомнилась, что все технологии и наработки «Морского старта» попали в руки конкурентов. В итоге после нескольких лет тишины Boeing подал ряд исков касательно судьбы «Морского старта», а правительство США ввело для американских компаний ограничения на сотрудничество с Россией в космической сфере. NASA своего тоже не упустило. Перед отправкой «Морского старта» из американского порта Лонг-Бич в Россию с него сняли всё информационно-связное и пусковое оборудование. В дальневосточный порт Славянка морской космодром прибыл в конце марта в удручающем состоянии.

Кто оплатит реанимацию?

Проявившийся минувшей весной интерес российских СМИ к судьбе «Морского старта» можно было бы объяснить несколькими причинами. Во-первых, он пересёк Тихий океан накануне Дня космонавтики. Во-вторых, тема космоса была разогрета успехами Илона Маска. В-третьих, публикации могла инициировать S7 в надежде побудить «Роскосмос» выполнить наконец свои обязательства. Но в конце июня ситуация предстала в новом свете.

Появились утечки о том, что космодром собирается купить «Росатом». С одной стороны, во всей этой истории можно разглядеть хитрую многоходовую комбинацию: мол, российские госкорпорации сделали всё возможное, чтобы вывезти космодром из Америки. С другой стороны, «Морской старт» – очень удобный объект для освоения бюджетных средств. Космодрому дали умереть, чтобы теперь приступить к реанимации за казённый счёт.

Вот какие называются суммы. «Росатом» оценил стоимость космодрома в нынешнем его состоянии в 11 млрд рублей. Это, кстати, на 4,5 млрд больше, чем отдала S7 в 2016 году, когда объект был ещё в рабочем состоянии. Затраты на восстановление «Росатом» оценивает в 84 млрд рублей в ценах нынешнего года. Кстати, возглавлявший РКК «Энергия» с 2007 по 2014 год Виталий Лопота в интервью РБК назвал такие суммы сильно завышенными. Однако, судя по всему, госкорпорацию дополнительные расходы не пугают. Нанятые ею эксперты в своём отчёте написали, что даже при высоком спросе на пусковые услуги работа космодрома невозможна без господдержки в размере от 11 до 72 млрд рублей в год.

«Роскосмос», в свою очередь, распространил информацию, что к концу года создаст эскизный проект многоразовой (как у Илона Маска!) ракеты «Союз-7» для «Морского старта». Первый запуск может произойти в 2025 году. Интересно, откуда и куда к тому моменту будут летать ракеты SpaceX?

Кстати

Когда NASA возобновило национальную программу пилотируемых полётов с помощью SpaceX, СМИ много писали о том, что «Роскосмос» лишится платы за доставку американских астронавтов на МКС. Она составляет более 80 млн долларов за человека. Но «Роскосмос» далеко не всегда получал от NASA живые деньги. Пять астронавтов были доставлены в счёт долга в 373 млн долларов, который образовался у РКК «Энергия» перед Boeing в рамках проекта «Морской старт».

Иван Моисеев, руководитель Института космической политики

– Если мы через пять лет создадим ракету [для «Морского старта»], то окажется, что на 10 лет вперёд у неё не будет нагрузок. Все телекоммуникационные спутники, которые запускали с «Морского старта», изготавливаются три года, то есть нужно выходить на рынок и даже после заключения контрактов ждать несколько лет.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.07.2020 13:00
Комментарии 0
Наверх