// // Политика в сфере изменения климата должна быть более настойчивой и последовательной

Политика в сфере изменения климата должна быть более настойчивой и последовательной

705

Жизнь после нефти

Политика в сфере изменения климата должна быть более настойчивой и последовательной
В разделе

На протяжении почти трех десятилетий, поскольку изменение климата стали глобальной проблемой, правительства оптимистично предполагали, что переход к зеленым технологиям будет происходить естественным образом с течением времени, так как рост цен на ископаемое топливо подтолкнет потребителей в сторону низкоуглеродных альтернатив. Основным препятствием, как считалось, являлись производители нефти, которых отдача от инвестиций в нефтяные месторождения стимулировала к еще более амбициозным проектам.

Ниже 2°С

Сегодня ситуация изменилась. Цены на нефть колеблются в районе $40-$50 за баррель, и нефтедобывающие компании без просьб правительств сократили инвестирование в новые проекты. Проблема сместилась к потребительской части уравнения. Что можно сделать для изменения структуры потребления с такими низкими ценами на топливо?

Конечно, есть некоторые признаки, что подешевевшие энергоресурсы могут обеспечить рост экономики, а это поспособствует очередному этапу роста цен. Но никто не предсказывает достаточно мощного отскока, способного обеспечить радикальные преобразования, которые будут необходимы, если страны хотят достичь своих целей по сокращению выбросов парниковых газов.

Доклад ОЭСР, опубликованный в 2015 году, показывает, как далеки в настоящее время страны от своих целей по выбросам - не говоря уже об ограничении роста глобальной температуры "значительно ниже 2°С". В то же время крупные нефтяные компании с радостью напоминают: зависимость от ископаемого топлива сохранится в течение многих лет, пока будет проходить постепенный переход к новой энергетической экономике.

Так что же правительства делают?

Существует почти универсальное соглашение, что никто не выиграет от опасного роста температуры на планете. Но разные страны имеют разные интересы, в зависимости от того, являются ли они экспортерами нефти или импортерами.

Нефтедобывающие развивающиеся страны должны рассмотреть вопрос об экономическом будущем своих ресурсов, учитывая декларируемое стремление к снижению уровня выбросов. Такие страны как Саудовская Аравия, Ирак и Иран - где нефти много и ее легко добывать, скорее всего останутся в бизнесе в течение долгого времени. Даже если мир быстро проведет декорбанизацию, потребление нефти будет оставаться достаточно высоким для сохранения спроса на их легко извлекаемые ресурсы.

Однако странам с менее благоприятными условиями необходимо проводить экономические реформы и ликвидировать субсидии. Саудовская Аравия ясно дала понять, что больше не готова жертвовать долей рынка, дабы поддержать страны, где добыча дороже. Ее решение сохранить объемы производства на текущем уровне – фактически убивающее ОПЕК – уже оказало сдерживающее воздействие на конкурирующие поставки. Проекты инвестиций в добычу ископаемого топлива на сумму почти 400 миллиардов долларов оказались заморожены.

Многие правительства были вынуждены действовать. Россия объявила о 10% сокращении государственных расходов, после того как цены на нефть продолжили снижаться в этом году. Индонезия должна сэкономить почти $14 миллиардов, отменив субсидии и сократив потребление дизельного топлива.

Конкурентоспособность решений

На другой стороне медали находятся развитые страны, импортирующие нефть. Они уже, зачастую, являются эффективными потребителями ископаемого топлива. Их экономики доказали, что могут справиться с нефтью стоимостью $100 за баррель и выше. Очевидно, они больше не нуждаются в стимулировании дешевыми энергоресурсами для процветания. Это значит, что сейчас самое время ввести налог на выбросы углерода, иначе вся выгода от падения цен на нефть пропадет на АЗС. Эти странам следует отказаться от иллюзий нахождения новых месторождений "черного золота" и дешевой нефти, и немедленно начать перенаправлять инвестиции в инфраструктуру под меняющиеся технологии.

По теме

В то же время нефтедобывающие развитые страны должны накапливать сохраняющиеся доходы, чтобы обеспечить замещение капитала и гарантировать «жизнь после нефти». Именно этим занимается Норвегия (к большой выгоде для своего народа) на протяжении последних 25 лет.

Наконец, наиболее острые потребности в энергоресурсах, вероятно, испытывают правительства развивающихся стран-импортёров нефти, однако именно у них имеется огромный спектр возможностей удовлетворения этих нужд. За поддержкой они будут обращаться к мировому сообществу, и им придётся внимательно оценивать, являются ли предлагаемые решения в сфере обеспечения энергоресурсов современными и устойчивыми. Доказательства потребуются в первую очередь от тех, кто предлагает ископаемое топливо, особенно уголь: им потребуется продемонстрировать конкурентоспособность своих решений с учётом всех экологических, медицинских и социальных издержек.

Иногда может показаться, что нет подходящего времени для принятия мер по борьбе с изменением климата. Если экономика быстро растет, люди просят власти не тормозить набравший скорость локомотив. А если рост вял, тогда люди с удивлением начинают спрашивать, как же защитники климата могут предлагать решения, ухудшающие их положение.

Политика в сфере изменения климата должна быть настойчивой и последовательной. Предпринимаемые меры должны содействовать изменениям, а не провоцировать постоянные остановки. После того как инвесторы увидят, что ископаемое топливо отжило свое, правительства должны будут поддержать перераспределение капитала. Это будет нелегко, но другого выбора нет. Попытки тонкой настройки процесса экономической и технологической адаптации столь же бесполезны, как попытки контролировать цены на нефть.

Опубликовано:
Отредактировано: 27.05.2016 17:03
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх