Версия // Культура // Почему вокруг идущего на Первом канале сериала «Школа» разыгрались страсти

Почему вокруг идущего на Первом канале сериала «Школа» разыгрались страсти

3321

Школа жизни

В процессе съёмок никто не предполагал, какой фурор произведёт детище Валерии Гай Германики Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Фильм о жизни и проблемах школьников вызвал небывалый интерес не только у самих подростков, а также их родителей, но и у чиновников разных рангов и мастей. Одни предлагают немедленно запретить «чернуху» молодого режиссёра, другие, наоборот, считают, что всем будет полезно ознакомиться с действительностью. Почему сериал вызвал такую неоднозначную реакцию, попытался выяснить корреспондент «Нашей Версии».

Чем больше людей смотрит «Школу», тем сильнее разгорается дискуссия. Многосерийные ленты о наших подростках и их школьных буднях уже давно благополучно показываются на российских телевизионных каналах: «Ранетки» на «СТС», «Барвиха» на «ТНТ» существуют уже не первый год. Но никогда прежде они не вызывали такой бури эмоций. Сериал Валерии Гай Германики сразу оказался в центре внимания. Для многих было настоящим потрясением увидеть в эфире Первого канала нашу школу такой, тем более в Год учителя. Создатели фильма говорят, что хотели рассказать о взрослении и одиночестве, о невозможности найти общий язык с окружающими. Но дело не только в затронутых темах. «Школа» сделана в не совсем привычном для нас жанре псевдодокументалистики – на ручную камеру, без реквизита, без всяческих эффектов. «Я ненавижу павильонные съёмки, – призналась Валерия Гай Германика. – Я хочу снимать актёров именно там, где ходят их герои, поэтому мы работали в обычной школе в настоящее урочное время, когда у всех шли занятия. По ходу съёмок мы переписываем диалоги: ребята говорят так, как им удобно, импровизируют. Заставляю их играть самих себя».

Благодаря такой съёмке зрители начинают верить в реальность происходящего на экране. «Мне кажется, что сам факт показа сериала Германики на Первом канале для нашего телевидения революционный, – уверен кинокритик Кирилл Разлогов. – Дело в том, что в картине достигнута совершенно иная степень достоверности на экране, абсолютно плавный переход от документальности к игровым эпизодам, ретроспективно показывающий искусственность всех реалити-шоу, на которые раньше опиралось телевидение в поисках этой самой достоверности. Шум, который вызвала «Школа», объясняется, на мой взгляд, двумя причинами. Первая – нарушена развлекательная специфика нашего телевидения. Это произведение не просто по своему художественному уровню на несколько порядков выше традиционной сериальной продукции, оно совершенно иное по своей эстетике. Вторая причина – нарушено табу жанрового решения разного рода конфликтов на телевизионном экране». В обычных сериалах мы видим супружеские измены, убийства, кровопролития и так далее, но относимся к этому как к художественному вымыслу, а в «Школе» нам, наоборот, показывают некую неприкрашенную реальность, которая сделана телевидением для того, чтобы заставить людей на экране выявить свои далеко не самые положительные черты.

«У Германики всё в рамках игрового вымысла, никаких эксцессов, пока по крайней мере, ни в области секса, ни в области насилия нет, – объясняет Разлогов. – Но обычная повседневная жизнь настолько редко показывается на телевизионных экранах, что вызывает абсолютный шок. Например, у чиновников, потому что этот мир мало похож на ту официальную картину, что они продвигают в вышестоящие инстанции, и у части аудитории, которая просто не привыкла видеть такое по телевизору».

По теме

Пресс-служба Первого канала была вынуждена даже специально подчеркнуть, что фильм является не документальным, а художественным, и призвать чиновников не делать преждевременных выводов, а попытаться разобраться в проблемах современной школы.

В итоге, похоже, сериал привлёк внимание к сфере образования. По крайней мере так считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Вообще, псевдодокументалистика с каждым годом становится всё более популярной. Громкий успех триллера «Ведьма из Блэр» показал, что этот жанр может приносить серьёзные деньги. Многие наивно верили, что всё показанное на экране произошло на самом деле, и в результате фильм, снятый за 3 копейки, а точнее за 22 тыс. долларов, пугал до ужаса. В итоге в мировом прокате картина собрала почти 250 млн долларов. Не увидев узнаваемых суперзвёзд, зрители по-настоящему сопереживали обычным людям «из толпы», а замаскированные под действительность постановочные сцены оказались пострашнее дорогих спецэффектов. Широкий резонанс вызывали и две российские псевдодокументальные картины. В 2005 году режиссёр Алексей Федорченко представил всему миру свою версию истории космонавтики, показав в фильме «Первые на Луне», как русские высадились на спутник Земли в 1938 году задолго до американцев. А в апреле 2006 года телеканал «Россия» в ленте «Великая тайна воды» рассказал о мистических свойствах самой распространённой на Земле жидкости. Оба проекта были удостоены серьёзных наград: Федорченко получил приз за лучший документальный фильм в конкурсной программе «Горизонты» на Венецианском кинофестивале в 2005 году, а «Россия» – три премии «ТЭФИ». Что ждёт «Школу» – запреты или награды, – пока неизвестно: несмотря на предложения принять кардинальные меры, никто пока всерьёз такой вариант не рассматривает. А так как в сериале заявлено 60 серий, то споры могут продолжаться ещё долго.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.01.2010 11:55
Комментарии 0
Наверх