На днях очередной политик выступил против никабов – нетрадиционного для России элемента одежды, практически полностью закрывающего лицо. Данный головной убор часто используется террористами и уже запрещён в ряде стран, но только не у нас. Кто же лоббирует распространение никаба на территории РФ?
«У всех народов России свои традиции. И нам ни в коем случае нельзя чуждую культуру ставить выше, чем свою собственную. При всей необходимости соблюдать свободу вероисповедания надо уметь чётко разделять, что такое религия, а что такое культура. Арабами мы никогда не станем, а вот угроза потерять национальную идентичность существует» – так высказался вице-премьер правительства Кабардино-Балкарии Залим Кашироков о навязывании Кавказу чуждых ценностей. К таковым руководитель отнёс моду на никаб, распространяемую среди женщин-мусульманок. И не только среди них.
Скоро будет годовщина кровавых терактов, совершённых 23 июня 2024 года в Дагестане. Тогда исламисты атаковали православные церкви и синагоги в Махачкале и Дербенте, а также расстреляли пост ДПС. В общей сложности погибли 17 сотрудников правоохранительных органов и 5 гражданских лиц. Вся пятёрка террористов была уничтожена, и при одном из них был обнаружен никаб, с помощью которого преступник думал скрыться от возмездия. Тогда министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов прямо указал на необходимость запрета данной одежды: «Почему мы, МВД, не должны проводить профилактические мероприятия с категорией людей, которые с точки зрения правоохраны могут быть опасны? Установили личность – живёшь своей жизнью, мы должны понимать, что от этого человека не исходит опасности».
Через пару месяцев в Дагестане случилось новое преступление, в котором также фигурировал никаб. Под Хасавюртом уроженец Чечни в закрывающей фигуру одежде ранил двух полицейских, остановивших его машину для проверки документов. «Примечательно, что Госдума успела рассмотреть законопроект о запрете гаджетов, о лишении гражданства за непостановку на военный учёт, но не рассматривает запрет на ношение никабов» – так отреагировал на теракт политик Олег Царёв.
Мало отечественного опыта? Вот опыт зарубежный: 18 мая в Мали боевики одной группировки напали на базу жандармерии. Были они в никабах.
Консенсус сложился?
Правительства многих государств понимают угрозу, исходящую от одетых подобным образом террористов, и принимают соответствующие меры, чтобы её снизить. Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, некоторые другие страны Старого Света запретили никабы в общественных местах. «Европейские страны с большим числом приезжих почти все запретили «мешки». То есть в этом плане Россия оставила Евросоюз позади в худшем смысле слова», – иронизирует политолог Вадим Трухачёв.
Да что ЕС. В Иране действует аналогичный закон, причём за его нарушение предусмотрена санкция в виде 10 лет тюрьмы. Китайские власти установили запрет на никабы и даже хиджабы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Ограничения разной степени строгости введены в Египте, Индии, Индонезии, Марокко. Нельзя носить никабы на людях в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане.
«Это вопрос безопасности, поскольку под никабом может скрываться не женщина, а мужчина-террорист, и под этими широкими якобы женскими одеждами также можно пронести оружие, взрывчатку» – так объясняет распространение запрета на никаб по разным государствам ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. «В большинстве мусульманских стран и арабского Востока никабы не носят. Более того, и никабы, и хиджабы носят далеко не везде. Так зачем нам сейчас, в XXI веке, перемещаться, архаизировать нашу жизнь?» – риторически спрашивает глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев.
В прошлом году исследовательская компания Russian Field провела соцопрос об отношении наших граждан к запрету никабов, и 66% респондентов высказались за этот запрет. По мнению политолога Алексея Макаркина, «такие результаты могут быть связаны с вопросом безопасности: люди не знают и не понимают, кто одет в никаб». Думается, с каждым новым терактом процент сторонников запрета скрывающей личность одежды будет только увеличиваться.
Можно предположить, что в России уже сложился консенсус в вопросе о том, что делать с никабами. Однако воз с их официальным запретом и ныне там.
Молчание муфтиятов
В этой ситуации с никабами нельзя не обратить внимания на поведение мусульманских организаций. Они будто не замечают общественных настроений и не пытаются повлиять на свою паству, предупреждая её от радикализации. Более того, они словно перекладывают весь груз ответственности на государство.
Например, зампредседателя Духовного управления мусульман РФ, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов как-то пообещал подумать о поддержке запрета никаба, но только в том случае, «если официальными органами будет выявлена прямая связь ношения мусульманками никаба с ростом риска экстремизма, и как итог запрет никаба послужит сохранению жизней наших граждан». Справедливости ради, сказано это было ещё до резонансных терактов в Дагестане. То есть до предельно ясного установления той самой «прямой связи» между никабами и терроризмом. Остаётся надеяться, что теперь позиция Аляутдинова перестала быть столь неконкретной. Впрочем, вряд ли то же можно сказать о мнении муфтия Татарстана Камиля Самигуллина по актуальному вопросу. Год назад он чётко назвал запрет на ношение никаба выпадом против мусульман.
Здесь можно вспомнить и заявление председателя Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигуллы Аширова. По его словам, мусульманские организации правильно делают, что дистанцируются от проблемы, ведь «решения, принимаемые ими, являются их внутренним регламентом, не распространяющимся на всё общество». Дескать, именно государство должно установить запрет на никаб, а вот «многие духовные управления, в том числе ДУМ Татарстана, чётко высказали свою позицию, которая оставляет выбор формы одежды на усмотрение самого человека».
Но не хотят ли упомянутые духовные управления тем самым сказать, что они отказываются быть добрыми помощниками государства в снижении террористической угрозы? Что же России делать с такими духовными управлениями?
Многие наблюдатели справедливо указывают: никаб никогда не являлся традиционной одеждой российских мусульман. А раз так, то сложно представить, чтобы мода на него внедрялась изнутри страны. Здесь определённо имеет место зарубежное влияние. И даже можно назвать конкретное государство, всегда питавшее слабость к распространению по миру сомнительных и откровенно террористических практик, – Катар.
Восемь лет назад в мусульманском мире произошёл громкий дипломатический скандал: ряд стран порвали отношения с этим эмиратом. Свои действия они объяснили тем, что Катар активно поддерживает террористов – тогда прозвучали и названия структур, запрещённых в России. Кризис был урегулирован лишь в 2021-м, но стал ли эмират с тех пор менее токсичным? Есть основания полагать, что нет.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета РФ
– Какие правильные и честные слова про угрозу распространения радикализма на Северном Кавказе публично сказал вице-премьер Кабардино-Балкарской Республики Залим Кашироков. Также полностью согласен с его заявлением о риске потери национальной идентичности. Никабы стали визуальным символом этого радикализма, насаждения чужой для всех нас культуры – попыткой разрушить наши традиции, заменив их лжетрадициями. Запрет ношения никабов в России должен стать первым принципиальным шагом в борьбе с распространением чуждой для нас идеологии – за сохранение нашего общего традиционного мира.