// // Почему руководство ВГТРК решило закрыть общероссийский канал болельщиков

Почему руководство ВГТРК решило закрыть общероссийский канал болельщиков

482

О «Спорт»! Ты был…

Качество собственных программ «шестой кнопки» вызывало массу вопросов
Фото: ИТАР-ТАСС
Качество собственных программ «шестой кнопки» вызывало массу вопросов Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В конце минувшей недели руководство Всероссийской государственной телерадиокомпании объявило о том, что с января 2010 года на месте канала «Спорт» в эфир будет выходить новое детище крупнейшей вещательной корпорации с условным названием «Россия-2». Потенциальная аудитория нового канала, как рассчитывают учредители, будет в основном молодёжной – от 25 до 45–50 лет. Глава государственной корпорации Олег Добродеев охарактеризовал целевого зрителя «молодым, активным, даже жёстким». Пока, впрочем, специалисты и журналисты обсуждают лишь жёсткость решения первых лиц ВГТРК по отношению к сотрудникам и зрителям первого общедоступного спортивного канала.

Причины расставания со «Спортом», которые озвучил г-н Добродеев в многочисленных интервью, весьма просты: стоимость прямых трансляций главных мировых соревнований непрерывно растёт, реклама в нише спортивного вещания продаётся плохо, а рейтинг «Спорта» не дотягивал даже до 1,5% общероссийской аудитории. И это при том, что принимать его сигнал на территории страны могли более 60 млн. человек.

Действительно, за последние четыре-пять лет цена трансляций большинства крупнейших турниров выросла в несколько раз, а на топовые мероприятия мирового спортивного календаря – футбольные чемпионаты мира и Европы, Лигу чемпионов, ряд олимпийских стартов – вообще на порядок. Неудивительно, что бюджетный «Спорт» в последнее время стал регулярно проигрывать «битву за эфир» своему кабельному конкуренту – каналу «НТВ-Плюс спорт». Так, именно энтэвэшники сейчас обладают правом «первой ночи» на показ чемпионата России по футболу, Лиги чемпионов и нового континентального турнира – Лиги Европы. Что говорить, если нынешним августом общероссийский канал почти на равных вёл борьбу за показ матчей Континентальной хоккейной лиги с… каналом «7ТВ», который по охвату аудитории конкурирует разве что с кабельными сетями. ВГТРК в итоге опередила «семёрку», но чего это стоило!..

Рекламы на «Спорте» демонстрируется крайне мало – это определяется половозрастным составом зрительской аудитории: женщины от 20 до 50 лет включают «Спорт» очень редко, а мужчинам можно «впарить» разве что автомобили, часы да моторные масла. Куда же более массовые косметика, соки, зубные щётки и гигиенические прокладки среднестатистического российского болельщика не интересуют. Вот и получается, что в финансовой службе ВГТРК с гордостью говорят о 40 млн. долларов ежегодного дохода на «Спорте», но умалчивают, во сколько он обходится государству. А эта цифра, по сведениям из разных источников, составляет от 50 до 70 млн. в год.

Стоит сказать и о рейтингах. Главный феномен спортивного фаната состоит в том, что ему интересны прежде всего прямые трансляции. А таковых на «Спорте» можно насчитать не более 30%. А две трети эфира заняты повторными показами топовых событий и маловразумительными программами вроде «Пути Дракона» или «Скоростного участка». Естественно, поэтому утренний и дневной эфир для «Спорта» был традиционно провален, а вечерние прямые показы частенько пересекались по времени с популярными передачами других каналов. Всё это и даёт безрадостную рейтинговую картину.

Ну и нельзя не упомянуть об уровне журналистики общероссийского спортивного канала. За шесть лет существования в эфире, пожалуй, один лишь Дмитрий Губерниев оказался способен на равных конкурировать с наиболее популярными комментаторами «НТВ-Плюс спорт». И это при том, что энтэвэшная аудитория в разы уступает численности потенциальных зрителей «Спорта». Руководителю последнего Василию Кикнадзе удивительным образом удалось собрать под своим крылом крайне безликую массу так называемых творческих работников. Большинство комментаторов и журналистов стали серым фоном к достаточно яркой картинке, которую «Спорту» удавалось покупать за деньги ВГТРК или иногда даже производить самостоятельно.

По теме

Вообще, г-н Кикнадзе, как мы считаем, в своей работе в качестве первого лица общероссийского канала проявил удивительную жёсткость и непримиримость во взаимоотношениях с партнёрами. Телебосс успел хотя бы по разу поссориться с руководителями большинства ведущих федераций и спортивных ведомств. И даже Виталию Мутко в его бытность только президентом Российского футбольного союза успел публично указать на недостатки в работе: «Намутил, дескать, Виталий Леонтьевич...» И разве мог тогда главред «Спорта» предвидеть, что в скором времени г-н Мутко станет министром спорта и молодёжной политики?.. Всё это, вместе взятое, кажется, и определило судьбу «Спорта»: он дорабатывает на шестой общенациональной кнопке последние три месяца.

И что же российский зритель получит взамен? Заместитель гендиректора ВГТРК Антон Златопольский поделился ближайшей перспективой развития ситуации с трансляциями на телеканале «Спорт»: «Или являются маргинальными – типа кёрлинга. Он, безусловно, выпадет из сетки вещания. До конца текущего года мы будем действовать в рамках лицензии. Спортивное вещание составит 95%. А потом выйдем с предложением об изменении лицензии. Это произойдёт тогда, когда мы посчитаем необходимым и когда законодательство нас заставит».

Сетка нового канала, который возглавит недавно вернувшийся в ВГТРК Владимир Троепольский, пока находится в стадии формирования. Требования к потенциальной аудитории «России-2» обозначены: её основной зритель будет представлен в возрастной категории 25+. Соответственно место в эфире получат и молодёжные сериалы, и юмор, и информационное вещание, но в минимальном объёме. Получается, что ВГТРК в лице «России-2» придётся вести борьбу на поле как своих главных конкурентов – «Первого канала» и «НТВ», которые давно уже положили глаз на более юную аудиторию, так и на площадке сугубо молодёжных каналов – «СТС», «ТНТ», «МузТВ», «ТВ-3» и т.д. Конкуренты, естественно, расстроены, поскольку возможностей у государственного холдинга гораздо больше, чем у частных каналов, так что при грамотном менеджменте оттянуть часть аудитории ему не составит труда. Другое дело, что на раскрутку нового канала ВГТРК придётся потратить много сил и средств. Хотя руководители компании говорят, что бюджетных денег в «Россию-2» вкладывать не будут и готовы обойтись теми 40 млн. долларов, что заработал в нынешнем году «Спорт».

Спортивный же болельщик свою толику прямых трансляций так или иначе получит. Во-первых, самые престижные состязания типа Олимпийских игр или футбольных чемпионатов мира по-прежнему считаются весьма рейтинговыми, и денег на покупку прав на их показ ВГТРК не жалеет, тем более что эти трансляции традиционно приобретаются на паях с «Первым каналом». Во-вторых, часть обязательств «Спорта» перед зрителем способна выполнить и «Россия-2»: прямой показ хоккейного чемпионата КХЛ или Кубка мира по биатлону вполне стабилен по рейтингу и доле, а права на эти турниры на нынешний зимний сезон уже приобретены.

В-третьих, для просмотра менее крупных турниров существует «НТВ-Плюс спорт», который недавно расширил свои возможности за счёт теннисного кабельного канала и собирается открыть специализированный хоккейный. Да, пока цена на комплект оборудования «НТВ-Плюс» всё ещё кусается, но в условиях, когда выбора просто нет, с деньгами расстаёшься куда охотнее. К тому же «НТВ-Плюс» собирается заключить соглашение с владельцами спутникового телевидения «Триколор ТВ», потенциальная аудитория которого достигает по стране 5 млн. человек. Так что со временем все подписчики «Триколора» могут стать обладателями прав на просмотр программ и трансляций «НТВ-Плюс спорт».

Опубликовано:
Отредактировано: 05.10.2009 11:46
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх