// // План налоговых реформ Республиканской партии обречен на провал

План налоговых реформ Республиканской партии обречен на провал

655

Проверка бюджетной реальностью

В разделе

Первой главной законодательной целью президента США Дональда Трампа была «отмена и замена» закона «О доступной медицине», так называемой программы «Obamacare», принятой в 2010 году. Однако она провалилась из-за наивного непонимания Трампом и республиканцами в Конгрессе всей сложности реформы здравоохранения. Впрочем, им следует радоваться своей неудаче.

Их попытка заменить несовершенный, но популярный, закон псевдореформой, которая лишит более 24 миллионов американцев первичной медико-санитарной помощи, была обречена на неудачу. Однако, в случае успеха, она в свою очередь обрекла бы на проигрыш Республиканскую партию на выборах в Конгресс в 2018 году.

Теперь Дональд Трамп и контролируемый республиканцами Конгресс переключились на налоговую реформу. Начать они планируют с корпоративных налогов, а затем перейти к налогам на доходы физлиц. Предполагается, что эта задача окажется проще отмены «Obamacare». Однако это совсем не так, и не в последнюю очередь потому, что первоначальные предложения республиканцев чреваты увеличением бюджетного дефицита на триллионы долларов. При этом главными бенефициарами изменений окажется 1% населения - в лице самых богатых республиканцев.

План, предложенный республиканцами в Палате представителей США, и предполагающий снижение ставки корпоративного налога с 35% до 15%, а также компенсацию недополученной прибыли за счет пограничной корректировки налога на прибыль (ВАТ), не жизнеспособен. ВАТ не имеет достаточной поддержки даже среди республиканцев, и его использование идет в разрез с правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Предложенное республиканцами урезание налогов станет причиной бюджетного дефицита в размере $2 трлн в течение следующего десятилетия. Такую дыру не позволит заткнуть ни экономия от реализации реформы здравоохранения, ни введение ВАТ, который, по предварительным оценкам, должен принести $1,2 трлн.

Таким образом республиканцы оказались перед выбором: одобрить собственный план сокращения налогов (и увеличить госдолг на $2 трлн), либо довольствоваться более скромными реформами. Первый сценарий маловероятен по трем причинам. Во-первых, в финансовом отношении консервативные республиканцы в Конгрессе будут возражать против безрассудного увеличения объемов госдолга. Во-вторых, бюджетные правила Конгресса ограничивают срок действия любых законов, снижающих налоги и не обеспечивающих полной компенсации, десятью годами. Таким образом, план республиканцев сможет оказать лишь ограниченное положительное влияние на экономику.

И, в-третьих, снижение налогов и увеличение военных и инфраструктурных расходов обернется ростом дефицита и госдолга, что, в свою очередь, подстегнет рост процентных ставок. Это негативно скажется на потребительских расходах, зависящих от процентных ставок. Кроме того, доллар может еще укрепиться, уничтожив миллионы рабочих мест, и нанеся удар по ключевому электорату Трампа.

Более того, если республиканцы решатся наращивать госдолг, рынки могут отреагировать на это чересчур остро, обрушив американскую экономику. Эти риски вынуждают республиканцев искать пути финансирования своих идей по снижению налогов за счет новых доходов, а не увеличения госдолга. В результате их налоговая реформа, представлявшаяся ревущим львом, скорее всего, окажется пищащей мышью.

Некоторые республиканцы в Конгрессе, которые уже понимают, что идея с BAT не пройдет, предлагают заменить корпоративный подоходный налог налогом на добавленную стоимость, что не противоречит правилами ВТО. Но этот вариант, вероятнее всего, также не получит поддержки. Республиканцы всегда решительно выступали против НДС, и в Конгрессе есть даже специальная республиканская группа против этого налога.

По теме

Еще сложнее ситуация с налогами на прибыль физлиц. Изначальное предложение Дональда Трампа и руководства Республиканской партии обошлось бы бюджету в $5-9 трлн в следующие 10 лет, а 75% преимущества от этих реформ получил бы 1% богатейших американцев. Отказавшись от своего первоначального плана, республиканцы утверждают, что они хотят нейтрального сокращения налогов, не предполагающего поблажек для самых состоятельных граждан.

Но это, по всей видимости, также невыполнимая миссия. Реализация программы нейтрального сокращения налогов на прибыль означает, что республиканцы должны поэтапного отказаться от многих льгот и расширить налоговую базу способами, являющимися политически несостоятельными. Например, если республиканцы отменят ипотечный процентный вычет для домовладельцев, рынок жилья США обрушится.

В конечном счете единственный разумный способ обеспечить налоговые льготы для работников со средним и низким уровнем доходов - повышение налогов для богатых. Это социально-прогрессивная популистская идея, с которой такой псевдопопулист и плутократ, как Трамп, никогда не смирится. Похоже, республиканцы и дальше будут лелеять несбыточную надежду на то, что богатство будет постепенно «просачиваться сверху вниз», несмотря на убедительные доказательства обратного.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.04.2017 13:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх