Даже растеряв все свое имперское величие, Соединенное Королевство десятилетия не могло решиться на присоединение к Европе. Но в конце концов Лондон сделал этот шаг, и в последние 50 лет он стал сторонником расширения Европейского Союза и поборником ключевых направлений политики ЕС, таких как единый рынок. Но скоро исполнится год с того момента как Великобритания решила, незначительным большинством голосов, оставить все это позади.
За последние 11 месяцев уже неоднократно говорилось о перспективах брекзита и его последствиях. Все казалось очевидным, пока Великобритания не решила сослаться на статью 50 Лиссабонского договора, тем самым нагнав тумана. Великобритания разъяснила некоторые из целей, которых хочет достичь, выйдя из блока, и теперь эксперты могут делать выводы по поводу того, как будут развиваться события в течение следующих нескольких лет.
Во-первых, очевидно, что развод не будет легким. Вместо того чтобы последовать примеру Норвегии или Турции, и сохранить некоторый доступ к единому рынку или таможенному союзу, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй выбрала «жесткий брекзит». Она дала понять, что контроль над миграцией и выход Лондона из-под юрисдикции Европейского суда являются ее основными целями. И в виду того, что ее Консервативная партия получит абсолютное большинство на общих выборах 8 июня, Великобритания почти наверняка будет следовать этим курсом.
В ходе переговоров с ЕС правительство Мэй захочет обсудить новое партнерство Великобритании и ЕС наряду с условиями развода. Но до сих пор Европейский совет наделил своего главного переговорщика Мишеля Барнье правом обсуждать лишь процесс развода. Мандат не будет расширяться на переговоры о будущем сотрудничестве Великобритании и ЕС до тех пор, пока первый этап не приблизится к завершению.
Кроме того, министерство финансов остальных 27 стран-членов ЕС требует, чтобы Великобритания урегулировала свои финансовые обязательства перед блоком, чтобы им не пришлось платить по счетам Великобритании. Предстоит торг по поводу того, сколько именно должна Великобритания; но, как представляется, ЕС вряд ли пойдет на значительные уступки в этом вопросе.
Таким образом, крайне высока вероятность того, что Великобритания официально выйдет из ЕС к концу марта 2019 года, и что к этому моменту Лондону не удастся достигнуть окончательного соглашения о новом партнерстве. Отсутствие некоего переходного механизма может обернуться чрезвычайно «жестким брекзитом»: новыми тарифами, разорванными институциональными связями и дипломатической напряженностью.
С другой стороны, подобное соглашение может позволить провести «развод» цивилизованно, дав Великобритании сформулировать руководящие принципы для нового партнерства, которые будут обсуждаться в очередном раунде переговоров. Предполагая добрую волю с обеих сторон, такие переговоры, возможно, могли бы начаться к 2022 году.
Любое новое партнерство, которое возникнет, скорее напоминает соглашение между Украиной и ЕС: что-то вроде соглашения о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле (ГВЗСТ), а также дополнительных соглашениях, охватывающих сложные отрасли, такие как транспорт и сельское хозяйство. Но в то время как ГВЗСТ стал благом для экономики Украины, подобная сделка для Великобритании будет представлять собой огромный шаг назад, не в последнюю очередь потому, что это потребует нового пограничного режима. Он будет нарушать интегрированные цепочки создания стоимости, от которой зависят многие британские фирмы.
В российском посольстве в Лондоне полагают, что британская сторона должна объяснить, какую роль сыграла в срыве переговоров по поводу подписания мирного соглашения между Россией и Украиной.
Великобритания будет также создавать ряд новых учреждений по вопросам регулирования, которые в настоящее время находятся под надзором ЕС, такие как ядерная безопасность, испытания лекарственных средств, авиации и стандарты на пищевые продукты. И, учитывая, что одним из главных приоритетов Великобритании будет поддержание ее экономических отношений с ЕС - нет отношений более важных - какие бы новые учреждения Лондон ни создавал, они будут поддерживать стандарты, которые потребует ЕС. Кроме того, Великобритании также потребуются индивидуальные договоренности со всеми странами, не входящими в ЕС, которые являются второй стороной во всех 48 торговых соглашениях блока с внешним миром.
Было много разговоров о том, что после брекзита будет создана зона свободной торговли между США и Великобританией. Но энтузиазм угас, и сейчас все чаще слышны разговоры о том, что Великобритания могла бы присоединиться к какой-то торговой сделке между США и ЕС в более отдаленной перспективе.
Еще одним приоритетом в повестке переговоров будут почти пять миллионов граждан ЕС, которые внезапно оказались на «неправильной» стороне, и чьи права и будущие перспективы должны быть немедленно решены. Большинство из этих людей находятся в Великобритании, и вносят важный вклад в экономику. Например, в одном только Barclays Bank работает 3000 граждан из других стран ЕС.
Дьявол будет, как обычно, скрываться в деталях. Правительство Мэй настаивает, что хочет контролировать миграцию, но никто не хочет видеть новые визовые барьеры в Европе. В любом случае многие компании должны приступить к корректировкам, особенно в автомобильной и аэрокосмической промышленности, отраслях, имеющих высокую степень трансграничной интеграции.
ЕС - с новой франко-германской осью в своей основе – придется иметь дело с множеством других проблем, и наметить свое собственное будущее. То же самое касается и Великобритании, которая должна решить, хочет ли она и дальше быть частью Европы, пусть и за пределами ЕС; или же брекзит означает полный и окончательный «развод».