Версия // Культура // Павел Одинцов в фильме «Жертва» раскрывает завесу тайн над личностью великого князя Андрея Боголюбского

Павел Одинцов в фильме «Жертва» раскрывает завесу тайн над личностью великого князя Андрея Боголюбского

9694

Предтеча русских царей

В разделе

Юрист Павел Одинцов (начальник Управления по взаимодействию с общественностью и СМИ Верховного Суда РФ) выпустил новый исторический фильм «Жертва». Как и в своей предыдущей работе (фильм «Князь»), автор вновь в центр повествования ставит выдающуюся историческую личность. В новой ленте речь идёт о князе Андрее Боголюбском.

Пять лет назад состоялся дебют Одинцова в жанре кинодокументалистики – фильм «Князь», вышедший на телеканале «Культура», был призван не только развеять мифы, связанные с князем Владимиром Красное Солнышко, но и по-новому взглянуть на его личность и историческое значение для нашей Родины. Успех документального фильма «Князь» подстегнул Павла Одинцова к следующему своему авторскому проекту – исторической дилогии «Мгла», первой частью которой стал фильм «Жертва».

Продолжатель и ревностный последователь дела своего деда князя Владимира Мономаха – Андрей Боголюбский куда менее популярен и известен у наших современников. «Жертва» доходчиво демонстрирует, что такое положение Андрея Боголюбского в тени своих предков – незаслуженно.

Начинается документальный фильм, как ни странно, со смерти главного героя – автор и комментатор в одном лице рассказывает о вероломном убийстве, совершенном группой придворных заговорщиков против Великого князя Андрея Юрьевича. Даже перед лицом собственной смерти князь не потерял своего достоинства, дав решительный отпор нападавшим убийцам. Увы, но сил шестидесятилетнего князя не хватило, чтобы отбиться от неминуемой гибели под мечами предателей. Это произошло в ночь на 24 июля 1174 года.

Дав подобную затравку, Павел Одинцов проводит зрителей в хронологическом порядке по главным этапам в жизни князя. О детских годах сына Юрия Долгорукого от половецкой княжны нам доподлинно практически ничего не известно. Зато о его походах и подвигах в зрелости, а также крупной градостроительной деятельности и дипломатии ведают исторические источники.

Автор фильма отмечает не совсем справедливый исторический перекос – в первую очередь Андрей Боголюбский известен как собиратель земель русских, что как бы отодвигает на второй план его иные заслуги – разрыв отношений с половцами, строительство городов и воздвижение множества храмов на землях северной Руси.

Не обходит вниманием автор и общее положение Древней Руси, раздираемой внутренними междоусобицами. Борьба за киевский престол достигла своего апогея еще при отце Андрея Юрии Долгоруком. Это было время, когда старая знать со своими родовыми законами нехотя уступала место новым претендентам. Не только на Руси, но и вообще во всей Европе. В подобной атмосфере Боголюбский был призван, чтобы коренным образом изменить геополитический баланс сил в Восточной Европе. Здесь он отметился как один из политиков нового типа – создатель сильного единого государства на месте слабой раздробленной Руси. Именно он заложил фундамент, который затем послужил основой для строительства русского царства, а еще через века и целой империи.

Особым мотивом проступает линия характера и мировоззрения Андрея Боголюбского, чей психологический портрет по обрывкам информации рисует автор фильма. В отличии от множества своих современников и родственников, Андрей обладал смиренным нравом, тягой к созиданию и чётким осознанием собственного места – как в княжестве, так и в мире. Тяга к власти, междоусобные распри, коварство и хитрости, политические интриги – всё это было чуждо скромному, но отважному правителю. Важнейшей чертой внутреннего мира князя была вера – крепкая, но не фанатичная, исходящая изнутри, а не навязанная, истинная и искренняя вера и добродетель. Отражением её служит добродетельная жизнь князя, его уважение к православной вере и святыням, воздвижении храмов и религиозных центров.

Но автор не останавливается лишь на фигуре князя Андрея – в русло рассказа попадают и многие именитые современники Боголюбского – отец Юрий Долгорукий, одиозный дядя Изяслав Мстивлавович, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса (который тоже не мало сил положил на алтарь централизации и укрепления собственного государства), Чингисхан (будущий создатель самой обширной империи в истории человечества) и многие другие. Рассматривать историческую личность, да еще и подобного масштаба в отрыве от его современников – категорически неприемлемо. Внешнеполитические связи, угрозы нападения, создание союзов, междинастические браки наряду с внутренними распрями играли важнейшую роль в становлении и оформлении русской государственности.

Фильм наполнен красивыми проходками камер по историческим центам старинных русских и зарубежных городов и поселков – Суздаль, Владимир, Боголюбово, Ростов, Перуджа, Кифхаузен, Павия, Москва, Рим и многих других. Объектив камеры старательно выхватывает наиболее живописные панорамы и схватывает удачные ракурсы. Павел Одинцов неторопливо путешествует по связанным с героем его авторского фильма местам, рассказывая его историю, как в кадре, так и за его пределами. Купола белокаменных церквей, стены крепостей, часовни, виды природы, внутреннее убранство храмов, пролеты квадрокоптера, фрагменты летописей и святые иконы – всё это служит фоном рассказчику.

Фильм снят, что называется, во взрослой манере. Кому-то она может показаться не достаточно динамичной и убаюкивающей. Однако, влившись в ритм повествования, начинаешь любоваться тщательно подобранными автором ракурсами, наполненными воздухом и особой внутренней теплотой. Мы лишь отразили общую канву фильма Одинцова, его структуру, форму и посыл. Открыв свою дилогию «Мгла» фильмом «Жертва», Павел Одинцов сделал сильное заявление о принципах построения, основах и предназначении централизованного русского государства. Фильм четко дает понять вклад Андрея Боголюбского в титаническую миссию строительства великой державы. Колоссальный вклад и жертву.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.09.2020 16:53
Комментарии 0
Наверх