Версия // Общество // Патрульный корабль Венесуэлы утонул при таране круизного лайнера

Патрульный корабль Венесуэлы утонул при таране круизного лайнера

4243

«Битва» при Тортуге

4
В разделе

Этот инцидент произошёл в канун Для смеха. Первоначально мировые СМИ посчитали все произошедшее первоапрельской шуткой. Все закончилось относительно благополучно, без человеческих жертв. Но на самом деле эта гротесковая, комедийная ситуация высветила проблемы разведки военно-морского флота боливарианской республики Венесуэла. В этой статье мы расскажем о таране патрульным кораблем ВМФ Венесуэлы «Naiguata» GC-23 круизного лайнера «Resolute» и о его весьма неожиданном финале.

Патрульный корабль

В XXI веке во всех флотах мира резко возросла роль патрульных кораблей. Объясняется это необходимостью патрулирования двухсотмильной экономической зоны. За территориальные воды отвечает Береговая Охрана, а экономическая зона является зоной ответственности военно-морского флота. Использовать для её патрулирования фрегаты, корветы или тральщики очень накладно и нерационально. Боевые корабли тратят ресурс двигателя, кроме этого, стоимость ходовых суток полноценного боевого корабля составляет приличную сумму. Поэтому флоты многих стран решили возродить практику 30-х – 50-х годов ХХ века по использованию кораблей охраны рыболовства, но на современной, разумеется, основе. Сейчас во флотах практически всех стран имеются патрульные корабли. Стоят они значительно дешевле полноценных боевых кораблей. Кроме задач по патрулированию экономической зоны, они по необходимости осуществляют слежение за иностранными боевыми кораблями в зоне ответственности своего флота, выполняют другие задачи. Водоизмещение таких кораблей может доходить до 2 000 тонн. Вооружение – одна пушка, два тяжелых пулемета, вертолет, катер для доставки отряда спецназа, находящегося на борту. При не очень большой скорости такие корабли обладают большой автономностью, позволяющей длительное время проводить патрулирование. Такие корабли обозначаются как OPV – оффшорное патрульное судно.

Есть патрульные корабли и в составе ВМФ Венесуэлы. По заказу страны в Испании была построена серия из 4-х OPV типа «Guaicamacuto». Корабли строились по проекту Navantia Avante 1400. Три корабля были построены в Испании в 2010 – 2011 годах, четвертый – в Венесуэле в 2018 году. Одним из трех «испанских» кораблей был «Naiguata» GC-23. Полное водоизмещение OPV этого типа составляет 1 720 тонн. Скорость патрульного корабля составляла 22 узла – около 41 км/ч. Вооружен корабль одной 76-мм пушкой «Oto Melara», одной 35-мм пушкой «Эрликон Миллениум» и двумя тяжелыми 12,7-мм пулеметами. На борту предусмотрен ангар для вертолета АВ-212. АВ-412, или AS-565.

Круизный лайнер

Морские круизы бывают разные. Есть массовые недельные круизы. Они общедоступны и проводятся на огромных круизных лайнерах водоизмещением до 130 000 тонн, берущих на борт до 6 000 пассажиров! Стоимость такого круиза доступна многим. Есть сегмент дорогих и очень дорогих круизов. К ним относятся кругосветные и экспедиционные круизы. Кругосветный круиз продолжается три-четыре месяца. Лайнеры заходят в те же порты, что и в обычных круизах. Прелесть такого кругосветного круиза заключается в том, что потратив много денег и обладая большим запасом свободного времени, можно совершить комфортное кругосветное путешествие. В экспедиционных круизах можно посетить места, попасть в которые в обычной жизни практически невозможно. На борту лайнера находятся большие надувные лодки «Зодиак», с помощью которых осуществляется высадки на берег. Начались экспедиционные круизы с путешествий в Антарктиду. Сейчас сегмент экспедиционных круизов предлагает путешествия на Северный полюс, в Африку и в Латинскую Америку, на малоизвестные острова и так далее. Мест, в которых хочется побывать, очень много. Стоят такие круизы дорого. Если обычный круиз стоит несколько сотен евро, то цена кругосветного или экспедиционного круиза варьируется от 10 до 40 тысяч евро. Иногда такие круизы заканчиваются не очень хорошо. Об этом смотри статью "Круизные лайнеры. Встречи со льдом".

По теме

В самом конце 1989 года немецкая круизная компания «Discoverer Reederei», занимающаяся экспедиционными круизами, приняла решение о заключении контракта на строительство еще одного круизного экспедиционного судна. Оно предназначалось для американской «дочки» «Discoverer Reederei», компании «Society Expeditions». Лайнер строила финская компания «Rauma Yards». Выбор на финнов пал не случайно. Во-первых, лайнеры финской постройки заслуженно пользуются репутацией надежных судов, а во-вторых, новый экспедиционный круизник должен был иметь серьёзный ледовый класс. А финны, как известно, являются мировыми лидерами в строительстве дизель-электрических ледоколов. При спуске на воду в 1991 году нового судно назвали «Общественный авантюрист». Но, для заказчика наступили тяжелые финансовые времена, новый лайнер простоял на верфи до 1993 года, когда его сначала зафрахтовала, а потом выкупила немецкая компания «Hanseatic Tours», также занимающаяся экспедиционным туризмом. Лайнер переименовали в «Hanseatic». Как и у всех экспедиционных лайнеров, его водоизмещение не очень большое – 8 445 тонн. Длина судна составляет 125 метров, оно берет на борт 184 пассажира при команде в 125 человек. Интересно, что в команду экспедиционных круизных судов входят серьезные ученые, которые рассказывают пассажирам о тех местах и о тех животных и птицах, которых они увидят во время путешествия. Судно имеет высший ледовый класс, соответствующий финско-шведскому классу 1A Super. Он предусматривает самостоятельное плавание во льдах толщиной 1 метр. Скорость лайнера по чистой воде составляет 16 узлов – около 30 км/ч. Как и у всякого экспедиционного лайнера на борту «Hanseatic» находится 14 надувных лодок «Зодиак» для высадки пассажиров на необорудованный берег. Через много лет эти два обстоятельства сыграют с ВМФ Венесуэлы злую шутку.

В составе флота немецкой компании лайнер ходил 25 лет, до 2017 года. За это время он совершил 667 круизов, в том числе 128 экспедиций в Антарктиду. Он дважды прошел через Северо-Восточный проход в Арктике, а по Северо-Западному проходу прошел 11 раз. 26 августа 2014 года «Hanseatic» достиг точки, отстоящий от Северного полюса на 259 морских миль (480 км). Более высокие показатели были только у российского дизель-электрического ледокола «Капитан Хлебников», в период, когда он работал экспедиционным туристическим лайнером, и у российских атомных ледоколов, когда они совершают круизы с туристами на Северный полюс. За время круизов под флагом компании лайнер трижды садился на мель в малоизученных водах, но всё обходилось благополучно.

В 2018 году лайнер взяла в долгосрочный чартер канадская компания «One Ocean Expeditions», переименовала его в «RCGS Resolute» и перевела под португальский флаг.

RCGS RESOLUTE у берегов Антарктиды (фото: Wikimedia Commons/Gordon Leggett
RCGS RESOLUTE у берегов Антарктиды (фото: Wikimedia Commons/Gordon Leggett

Таран

Для понимания мотивов венесуэльских моряков необходимо вспомнить, что происходило в недалеком 2020 году. В конце марта 2020 года пандемия короновируса начала захватывать планету. Во-первых, страны закрыли свои границы, морские круизы стали массово отменять. Во-вторых, в Венесуэле не стихал политический кризис. Гуайдо, которого западные страны признали президентом страны, пытался раскачать ситуацию в Венесуэле.

Канадская компания к тому времени стала испытывать финансовые трудности. Поэтому лайнер, совершая переход из Буэнос-Айреса в Виллемстад на Кюрасао перед круизом (по доковидным планам), и остановился в экономической зоне Венесуэлы для планового технического обслуживания главного двигателя правого борта силами экипажа. По всем нормам международного права это было законно. Венесуэльская разведка обнаружила лайнер под португальским флагом с 14 большими надувными лодками на борту, неподвижно стоящим в их экономической зоне. Португальский флаг в данной ситуации был очень важен. Дело в том, что Португалия была одной из стран Евросоюза, которая признала Гуайдо президентом Венесуэлы. Командование Венесуэльского флота почему то решило, что с круизного лайнера будет высажен десант для свержения президента Мадуро. Единственное, что командование флота Венесуэлы сделало правильно - послало для разведки обстановки патрульное судно. В дальнейшем венесуэльские офицеры делали одну ошибку за другой. Обнаружив лайнер, командир «Naiguata» по радио потребовал, чтобы тот проследовал за ним в Пуэрто-Морено, расположенный на восточном берегу острова Маргарита. Он не имел право на такие требования. Лайнер не находился в территориальных водах Венесуэлы, а в экономической зоне ремонтировал двигатель. Вместо того, чтобы высадить на лайнер досмотровую группу – это было прямой обязанностью командира патрульного корабля – командир «Naiguata» дал приказ матросам открыть предупредительный огонь из автоматов АК-47. В это время капитан лайнера связывался с офисом компании-оператора лайнера. Ответом капитана лайнера было то, что после окончания ремонта «Resolute» продолжит движение на Кюрасао.

По теме

После такого ответа командир патрульного корабля совершил вторую, теперь уже роковую ошибку. Можно предположить, что он не ознакомился с техническими данными лайнера, иначе его приказ таранить «RCGS Resolute» выглядит как форменное помешательство. Иначе объяснить таран судна, имеющий высший ледовый класс, невозможно. Всё закончилось тем, чем должно было закончиться. После тарана или навала патрульный корабль получил пробоину и затонул. У «RCGS Resolute» на носу была лишь слегка потерта краска. Капитан лайнера сообщил о столкновении в Международный морской спасательный центр (MRCC) и предложил помощь в спасении венесуэльских моряков. Власти Венесуэлы взяли часовую паузу, и потом сообщили, что вся команда – 44 человека - спасена. Пикантности произошедшему добавил видеоролик, выложенный в интернет ВМФ Венесуэлы. Он состоит из двух частей. В первой показаны как матросы стреляют из АК-47 в сторону лайнера, во второй запечатлен момент самого тарана. Власти Венесуэла назвали инцидент "актом имперской агрессии" и "пиратством". Лайнер "трусливо и преступно бежал с места столкновения, не пытаясь спасти экипаж тонущего судна", говорится в заявлении министра обороны страны Владимира Падрино.

RCGS Resolute (фото: wikipedia/Rab,Driver)
RCGS Resolute (фото: wikipedia/Rab,Driver)

1 апреля

Наступило утро 1 апреля. В штабе ВМФ Венесуэлы поняли, что они стали посмешищем для всего мира. Срочно была сформулирована версия, что круизный лайнер таранил и потопил патрульное судно. Расследование, проведенное в Лиссабоне, – напомним, лайнер шёл под флагом Португалии – дал исчерпывающий ответ на вопрос, кто кого таранил. В Каракасе этот отчет не признали, но никаких ответных шагов не приняли.

Тем временем в новостных лентах мировых СМИ появилась новость о таране круизного лайнера, закончившегося гибелью патрульного корабля. Многие посчитали это первоапрельской шуткой, а когда выяснилось, что это правда, насмешки над флотом Венесуэлы полились рекой. Так как все происходило в 13 морских милях от острова Ла Тортуга, в СМИ этот инцидент сразу назвали «Битва при Тортуге». Особенно язвительные журналисты писали, что «патрульное судно самозатопилось тараном о круизное судно».

Naiguata GC23 на ходовых испытаниях (фото: wikipedia/Luis García Curado)
Naiguata GC23 на ходовых испытаниях (фото: wikipedia/Luis García Curado)

Заключение

Через три месяца после происшествия, 22 июня 2020 года, «RCGS Resolute» был продан за 600 000$ в счет погашения долгов. В настоящее время лайнер из-за пандемии находится недалеко от порта Пирей в Греции.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 31.03.2021 14:53
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх