Версия // Общество // После трагедии с «Титаником» моряки научились спасать жизни пассажиров после столкновения с айсбергом

После трагедии с «Титаником» моряки научились спасать жизни пассажиров после столкновения с айсбергом

5013

Круизные лайнеры. Встречи со льдом

5
В разделе

Любители статистики подсчитали, что, начиная с ХХ века, было 13 официально зарегистрированных кораблекрушений и повреждений пассажирских и круизных судов от столкновений с айсбергами и ледяными полями. Самая большая трагедия случилась в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, когда погиб трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн» «Титаник».

К счастью, не всегда подобные столкновения приводят к гибели пассажиров и экипажа. В этой статье мы расскажем о трех случаях, когда пассажиры круизных лайнеров не пострадали.

MV «Monte Cervantes» - приключение со счастливым исходом

1928 год. Экспедиция под руководством генерала Нобиле на дирижабле «Италия» терпит катастрофу надо льдами Арктики. Весь мир следит за ходом спасательных работ. Но выделенные для этого корабли не могут работать во льдах, они все находятся в районе Шпицбергена. СССР послал на спасение экспедиции линейный ледокол «Красин» - на то время самый мощный ледокол в мире. Экспедиция под руководством профессора Самойловича спасла итальянцев.

Это было время триумфа СССР. Название ледокола упоминалось во всех газетах. Немецкая судоходная компания Hamburg South American Line решила заработать на триумфе ледокола. Конец 20-х годов ХХ века – время зарождения морских круизов. Пассажирские суда переводились с пассажирских линий на работу на круизные маршруты. Немецкие судовладельцы поняли перспективу и стали развивать круизное судоходство. В Германии для компании Hamburg South American Line была построена серия пассажирских теплоходов типа «Монте» водоизмещением 20 000 тонн и скоростью 14,5 узлов – около 27 км/ч.

Один из лайнеров компании, «Монте Сервантес» был спущен на воду в 1927 году и введен в строй в 1928. Первоначально он предназначался для работы на регулярной линии Гамбург – Рио-де-Жанейро – Буэнос-Айрес. Но руководство компании приняло решение о переоборудования «Монте Сервантес» в круизное судно. Лайнер был перестроен, в результате чего его пассажировместимость уменьшилась с 2 492 до 1750 пассажиров. В те годы требования к комфорту было совсем иным, поэтому при равном водоизмещении с современными судами, количество перевозимых пассажиров было большим. Судоходная компания организовала необычный круиз к Шпицбергену. Анонсировалось главное событие круиза – встреча с ледоколом «Красин». Советский ледокол тогда был настолько популярен в Европе, что билеты на этот круиз были раскуплены за несколько дней.

Monte Cervantes. Фото: Wikipedia/Bundesarchiv
Monte Cervantes. Фото: Wikipedia/Bundesarchiv

24 июля 1928 года «Монте Сервантес» вышел к Шпицбергену. Лайнер столкнулся с небольшим айсбергом. «Монте Сервантес» получил повреждения такого же типа, как и «Титаник» - длинную пробоину в обшивке. Откачка воды ничего не давала, так как объем воды поступавшей через пробоину был больше, чем могли откачать судовые насосы. Лайнер пошел к Шпицбергену. «Красин» находился в 80 морских милях – около 130 км - от потерпевшего аварию лайнера, и после поступления сигнала SOS направился к нему. Ледокол подоспел вовремя. Для заделывания пробоины с «Красина» пришлось снять один из листов обшивки. Водолазы ледокола работали несколько дней. После ремонта лайнер вернулся в Германию. Пассажиры были в восторге. Они не только увидели советский ледокол, который спас итальянцев, но и сами были спасены им же!

По теме

Дальнейшая судьба «Монте Сервантеса» была печальной. После ремонта в Гамбурге лайнер отправили на южно-американские туристические линии. Тогда это было экзотикой и приносило хорошую прибыль судоходной компании. «Монте Сервантес» работал на туристической линии Буэнос-Айрес - Пуэрто-Мадрин – Пунто-Аренаса – Ушуайя – Буэнос-Айрес. 22 января 1930 года «Монте Сервантес» вышел из Ушуайи и почти сразу напоролся на подводные скалы в Пан-де-Индио, которые тогда не были отмечены на навигационных картах. Были спущены все спасательные шлюпки, и 1 200 пассажиров и 350 членов экипажа были спасены. Погиб только капитан лайнера Теодор Дрейер. 6 марта 1930 года в Гамбурге состоялось заседание морского суда по делу о гибели лайнера. Суд оправдал погибшего капитана.

Гибель MV «Explorer»

Конец 70-х – начало 80-х годов ХХ века. Морские круизы стали неотъемлемой частью индустрии отдыха. Они стали делиться на различные виды. Появились так называемые экспедиционные круизы. Они проводятся на круизных лайнерах среднего размера в самых экзотических уголках нашей планеты. Экспедиционные круизы недешевые. Если стоимость стандартного морского круиза – в зависимости от его продолжительности – составляет от нескольких сотен до тысячи долларов, то стоимость экспедиционного круиза варьируется от десяти до тридцати тысяч долларов. Это объясняется его сложностью. Туристов высаживают с помощью надувных лодок на необитаемые острова, чтобы они понаблюдали за местными морскими животными и птицами, или для того, чтобы они посмотрели на действующий вулкан. Одним из первых мест, с которых начался экспедиционный туризм, стала Антарктида. Посещать её можно только соблюдая перечень жестких правил, и туристические компании их выполняют, лишь бы привлечь туристов. Уже сорок лет ходят круизные лайнеры в Антарктиду. Как правило, они полностью заполнены. Человечество хочет посмотреть на свою планету.

Explorer в Антарктиде. Фото: Wikipedia/Constantine
Explorer в Антарктиде. Фото: Wikipedia/Constantine

Круизный теплоход «Эксплорер» был первым, кто стал эксплуатироваться на антарктических маршрутах. «Эксплорер» еще в 1969 году под руководством шведского исследователя Ларса-Эрика Линдберга совершил первый круиз в Антарктиду. В 1984 году «Эксплорер» первым из круизных лайнеров прошел Северо-Западным проходом, а в 1990 году туристы на «Эксплорере» совершили кругосветное путешествие. Лайнер менял названия и владельцев. Он назывался MV «Lindblad Explorer», MV «Society Explorer», и пользовался популярностью у туристов. За «Эксплорером» закрепилось прозвище «маленький красный теплоход». На момент катастрофы лайнером владела канадская туристическая компания GAP Adventure. В 2004 году круизник в очередной раз был переименован, и стал называться MV «Explorer». Теплоход был построен в Финляндии, имел водоизмещение 2 398 тонн, длину 73 метра и брал на борт 104 пассажира. Офицеры судна были, в основном, скандинавы, матросы – филиппинцы.

2007 год. «Эксплорер» совершает свой очередной антарктический круиз. На борту находятся 94 пассажира и 54 члена экипажа. Как мы уже говорили, экспедиционные круизы совершаются на небольших лайнерах, берущих на борт немного туристов. Это связано, во-первых, с тем, что экспедиционный круизный лайнер должен иметь возможность подойти к побережью практически в любой точке. Современные круизные лайнеры, имея водоизмещение до 130 000 тонн, и берущие на борт 5 000 пассажиров очень ограничены в своих маршрутах и портах, куда могут зайти. А, во-вторых, экспедиционные круизы – удовольствие дорогое. В тот рейс билеты на лайнер стоили от 5 000 до 8 000$ в ценах 2007 года. Рейс должен был повторить маршрут экспедиции Эрнеста Шеклтона через пролив Дрейка. Теплоход вошёл в зону льда на скорости 5 узлов. Для судна с небольшим ледовым классом это была большая скорость при прохождении многолетних льдов. Как принято при экспедиционных круизах, пассажиром было разрешено подняться на мостик, чтобы они могли полюбоваться и сделать снимки прохождения ледяного поля. До добра такой штурм не довел. Около полуночи – было светло – судно несколько раз содрогнулось. Большая льдина своей подводной частью вспорола обшивку лайнера. Капитан объявил эвакуацию пассажиров и подал сигнал SOS. Из-за поступления воды, «Эксплорер» обесточился. Пассажиры и экипаж сели в шлюпки и спасательные плоты. Люди ждали помощи более четырех часов при температуре -5 градусов Цельсия. 23 ноября 2007 года, в 15-30 по местному времени теплоход затонул на глубине 1 300 метров. Все пассажиры и экипаж были спасены находящимися в том районе судами.

По теме

Так как «Эксплорер» ходил под либерийским флагом, расследование вело бюро по морским делам Либерии. Главной ошибкой капитана признали то, что он считал - теплоход шёл в однолетнем льду. На самом деле это был очень прочный многолетний лед.

Расследование отметило грамотные действия экипажа, благодаря которым все пассажиры были спасены.

«Максим Горький» - авария на грани катастрофы

В 1969 году на одной из верфей в городе Гамбург был спущен на воду новый круизный лайнер. Его назвали в честь немецкого лайнера, много лет работавшего на трансатлантических маршрутах - «Hamburg». Лайнер был построен для компании Deutsche Atlantik Linie. Это был очень красивый корабль. Некоторые судостроители считают, что «Гамбург» был эталоном красоты для круизных лайнеров. У теплохода была своя «фишка». Сверху, над дымовой трубой, была сделана площадка-крыша.

По этой детали – ни на одном из круизных лайнеров мира ничего подобного не было – теплоход узнавали во всех портах мира. Водоизмещение «Гамбурга» было 24 200 тонн. Он брал на борт 788 пассажиров. 28 марта 1969 года он отправился в свой первый круиз — Куксхафен — Южная Америка, продолжавшийся 36 дней. Но в начале 70-х годов ХХ века грянул мировой энергетический кризис, и эксплуатировать теплоход стало экономически невыгодно. Лайнер переименовали в «Hanseatic», и 1 декабря 1973 года выставили на продажу. Купить его хотели немецкая, японская и американская компании. Победили в торгах американцы, который купили лайнер за 62 миллиона немецких марок, и… тут же перепродали его Советскому Союзу. 25 января 1974 года, в Гамбурге, над теплоходом был поднят флаг СССР. В Советском Союзе лайнер назвали «Максим Горький». Его включили в состав Черноморского пароходства, и он на многие годы стал флагманом пассажирского флота Советского Союза.

У пассажиров круизных лайнеров в Европе есть одна любопытная особенность. Определенная часть туристов ходят в круиз не только, чтобы посидеть в баре или потанцевать на ночной дискотеке. Они наслаждаются круизом, так сказать, «в целом». И важной частью их оценки является сам теплоход. Если он понравится туристам, понравилось обслуживание на борту, то они снова и снова покупают круизы на этот лайнер, становясь его фанатами. Такое поведение характерно для туристов из Германии, Великобритании. Голландии. Сейчас, когда огромные круизные лайнеры похожи друг на друга, таких фанатов стало меньше. А в ХХ веке их число было значительно. «Максим Горький» стал культовым лайнером для туристов из Германии. Они помнили его как «Гамбург», они оценили комфорт и сервис на борту. Советский флаг только добавлял шарм к портрету теплохода. Такое положение дел привело к тому, что советским туристам попасть на борт «Максима Горького» стало невозможно – лайнер работал только с интуристом. Почти сразу после перехода под советский флаг, лайнер был зафрахтован немецкой круизной компанией «Neckermann und Reisen GmbH & Co» (NUR).

Первым капитаном «Максима Горького» стал Сергей Леванович Дондуа, впоследствии Герой Социалистического труда. Еще до начала работы под советским флагом, судно было зафрахтовано британскими кинематографистами. В фильме-катастрофе «Последний круиз» «Максим Горький» играл роль вымышленного судна SS «Britannic». Конкуренты на Западе очень не любили советские круизные лайнеры. О судьбе лайнера «Михаил Лермонтов» смотри статью «Гибель теплохода «Михаил Лермонтов». Против «Максима Горького» тоже применяли недозволенные приёмы. В ноябре 1975 года, во время стоянки в порту Сан-Хуан взорвались две мины, установленные ниже ватерлинии. За год до этого в том же порту на палубу лайнера была брошена граната.

Летом 1989 года лайнер был в круизе по северным морям. 17 июня вечером лайнер вышел из порта Акурейра (Исландия) и следовал в бухту Магдалены на острове Западный Шпицберген В ночь с 19 на 20 июня, в Гренландском море, у берегов Шпицбергена, «Максим Горький» попал в ледяное поле. В 23-20 два мощных удара сотрясли корпус. Лайнер на скорости 18,5 узлов – около 34 км/ч - напоролась на льдину толщиной около 5 метров! В этом круизе на борту было 575 пассажиров и 378 членов экипажа. Лайнер получил три пробоины – одна длиной 6 метров - и подал сигнал SOS. В спасательной операции участвовали норвежский корабль Береговой обороны «Senja», советские спасательные суда «Заря» и «Агат» и грузовой теплоход «Печенга». Были спасены все пассажиры, и «Максим Горький» остался на плаву. Его ремонт в Бременхафене обошелся в 30 миллионов марок. В аварии лайнера «Максим Горький» признан виновным капитан М.С. Галимов, который приказом начальника ЧМП был лишен рабочего диплома капитана дальнего плавания сроком на 18 месяцев.

Моряки умеют извлекать уроки из трагедий. После трагедии «Титаника» грамотная работа экипажей во время аварий позволило избежать жертв при столкновении пассажирских и круизных судов со льдами.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.06.2020 10:37
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх