Версия // Общество // Отечественные ледоколы с ядерной энергетической установкой успешно работают в Арктике

Отечественные ледоколы с ядерной энергетической установкой успешно работают в Арктике

3169

Гражданские атомоходы. СССР и Россия

Отечественные ледоколы с ядерной энергетической установкой успешно работают в Арктике
В разделе

Когда говорят об использования атома на флоте, то подразумевают, в первую очередь, военные корабли – атомные подводные лодки, атомные авианосцы и атомные крейсера. Однако история мирового судостроения знает примеры эксплуатации и гражданских судов с ядерной энергетической установкой – ЯЭУ. В Советском Союзе и России такие суда успешно работают уже более 60 лет, в других странах гражданские атомоходы вывели из эксплуатации. В этой статье мы расскажем о проектировании, строительстве и жизненном пути различных атомных гражданских судов.

СССР и Россия – ставка на Арктику

После того как в СССР начались работы по проектированию первой советской атомной подводной лодки проекта 627, стал обсуждаться вопрос о том, что и гражданские суда должны быть оснащены ЯЭУ. 50-60-е годы ХХ века в мире проходили, в том числе, и под знаком внедрения атомных технологий в мирную жизнь. Люди были уверены, что в скором времени локомотивы на железной дороге будут с миниатюрным атомным реактором, атомные батарейки в различных приборах сделают из них «вечные двигатели» и так далее. Поэтому ничего удивительного в том, что советские инженеры получили задание продумать тип корабля, на котором должна быть установлена ЯЭУ.

Линейные ледоколы уходили в рейсы на несколько месяцев, их неоднократно приходилось снабжать топливом – углем или корабельным мазутом. Наличие реактора на борту позволяло ледоколу несколько лет работать не загружая ядерное топливо. Был и ещё один факт, который учли советские инженеры и не учли в дальнейшем их западные коллеги. Весь свой рейс атомный ледокол проводит без захода в порт, в Арктике. Забегая вперед, скажем, что советские и российские атомные ледоколы весь свой жизненный цикл пользуются только одним базовым портом – Мурманск. За всю историю атомных ледоколов в СССР и России, ни один из них не заходил в иностранный порт. Это важно. Дело в том, что отношения людей к атомной энергии очень быстро перешли от веры и надежды в мирный атом к маниакальной подозрительности к нему. С середины 70-х годов и до сегодняшнего дня много портов в мире законодательно запретили заход в свою акваторию судов с ЯЭУ. Люди стали бояться мирного атома.

Проект первого советского атомного ледокола был разработан в ЦКБ-15 (сегодня – «Айсберг») в 1953 – 1955 годах. Проекту присвоили №92. Главным конструктором судна был В.И. Неганов. Атомная силовая установка (три реактора типа ОК-150) проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Научным руководителем по «атомной» части был знаменитый академик Анатолий Петрович Александров. Он же курировал и создание ЯЭУ для подводных лодок. Ледокол был заложен в 1956 году на судостроительном заводе им. Марти в Ленинграде (ныне «Адмиралтейские верфи»). Через год корпус ледокола спустили на воду, и в течение 1958 1959 годов на «Ленине» монтировалась ЯЭУ. Физический пуск реактора был произведен 6 августа 1959 года. В сентябре ледокол ушел на ходовые испытания в Финский залив.

По теме

Между Советским Союзом и Западом шла ядерная гонка, и советское руководство не могло не использовать факт строительства гражданского судна с ЯЭУ в большой политике. На борту побывали Вице-президент США Ричард Никсон, Премьер Великобритании Гарольд Макмиллан, министры из Китая. Показать было что. По уровню отделки общественных помещений ледокол приближался к круизным лайнерам – кают-компания и салоны были отделаны карельской березой.

С 1960 года атомный ледокол «Ленин» в работе, в составе ледокольного флота Мурманского морского пароходства. Через 6 лет эксплуатации, в 1966 году было принято решение о замене реакторов ОК-150 на два реактора ОК-900. Технологически процесс замены до сих пор поражает воображение. «Ленин» подошел к Новой Земле, где находится Новоземельский ядерный полигон. В корпусе судна заложили взрывчатку таким образом, что сила взрыва выталкивала отсек с реактором вниз. Это было очень рискованно, так как любая ошибка в расчетах могла просто утопить ледокол. Но все получилось. Направленные взрывы пробили в нужном месте днище корабля, и реакторный отсек погрузился на дно Северного Ледовитого океана. Сегодня, когда все борются за экологию, такого бы не допустили. Но в 1966 году это было грамотным инженерным решением. После взрыва «Ленин» подпрыгнул вверх – судно избавилось от 3 000 тонн веса. Обратно в Мурманск ледокол вели на буксире.

«Ленин» был, в определенном смысле, опытовым кораблем – на нем отрабатывались конструктивные и организационные принципы работы атомного ледокольного флота страны. Не обошлось без инцидентов. В 1965 году во время планового ремонта, из-за ошибки операторов кратковременно остановилась циркуляция охлаждающей воды. Это привело к разрушению 60% тепловыделяющих сборок. В том же году обнаружилась течь первого контура реактора № 3. В начале 1966 года из-за сварочных работ на «Ленине» произошел крупный пожар, ЯЭУ не пострадала.

Ледокол сопровождали слухи и легенды. Один из членов экипажа, отвечающего за работу реактора, рассказывал о таком эпизоде. Как и на любом ядерном объекте, на «Ленине» свято соблюдали требования безопасности. Через определенное время с ледокола вывозили белые костюмы, в которых работал экипаж в реакторном отсеке. Для удобства делалось это так. Вся списанная одежда засовывалась внутрь нескольких комбинезонов. Получались как бы 5-6 туго набитых комбинезонов-кукол. Их было удобно передавать на подошедший катер. Однажды, в момент такой перегрузки, мимо проходил рыболовецкий траулер, с которого рыбаки наблюдали этот процесс. По Мурманску поползли мрачные слухи о том, что с «Ленина» тайно выгружают трупы.

«Ленин» прослужил до 1989 года, когда его вывели из состава флота и установили на вечную стоянку около Морвокзала города Мурманск. Сегодня это один из самых посещаемых музеев города.

По теме

В Советском Союзе довольно долго не строились следующие атомные ледоколы. Это объяснялось тем, что инженеры и конструкторы накапливали и анализировали информацию с «Ленина». После этой работы в стране развернулось серийное строительство атомных линейных ледоколов проекта 10520 («Арктика», «Сибирь»), 10521 («Россия», «Советский Союз», Ямал»), модифицированный проект 10521 («50 лет Победы») и 10580 («Таймыр» и «Вайгач»). Последние представляют собой вершину советско-финского сотрудничества в области строительства линейных ледоколов. В Советском Союзе после Второй мировой войны были построены только две серии ледоколов – портовые семейство проекта 97 и речные проекта 16. Все ледоколы для Арктики, малые и речные ледоколы проектов 1191 и 1105 строила для СССР Финляндия.

Когда возникла потребность в мощных мелкосидящих линейных ледоколах для работы в устьях сибирских рек, выбрали вариант, когда ледокол проектировался и строился финской компанией «Вяртсиля», а атомный реактор на него устанавливали в Ленинграде на Балтийском заводе.

Следующим шагом явилось строительство атомного лихтеровоза «Севморпуть» проекта 10081. В 80-х годах была популярна идея о перспективности лихтеровозов. Это большие суда, перевозящие баржи – лихтеры. Суть концепции заключалась в следующем. Лихтеровоз стоит или на рейде порта, или в море, недалеко от устья реки. В морских или речных портах на лихтеры грузят различные грузы – насыпные, генеральные, контейнеры, и буксиры ведут лихтеры к лихтеровозу. Там их грузят на борт и доставляют в любой порт или любое место земного шара. Преимущество лихтера перед контейнером заключается в том, что если груз предназначен для города, расположенного в глубине страны, то на лихтере его можно доставить получателю без перегрузки, то есть дешевле.

Во многих странах были построены лихтеровозы. Строились они и в СССР, но в конечном итоге победили контейнеры. «Севморпуть» переоборудовали в контейнеровоз. Это судно до сих пор успешно работает на Северном морском пути, доставляя грузы Министерства обороны в Арктику и рыбу из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. Сегодня «Севморпуть» – единственное в мире транспортное судно с ЯЭУ.

Завершим главу о гражданских судах с ЯЭУ рассказом о плавучих электростанциях. Для Крайнего Севера тема плавучих электростанций не нова. Еще в 60-х – 80-х годах было построено 6 плавучих электростанций «Северное сияние» проекта 1527. Они снабжали электричеством труднодоступные места на Севере страны. К началу XXI века возникла потребность в их замене. В Санкт-Петербурге была построена плавучая атомная теплоэлектростанция – ПАТЭС – «Академик Ломоносов» проекта 20870. С 2022 года она работает в порту Певек на Чукотке. В планах «Росатома» постройка еще нескольких плавучих энергоблоков.

Проектируются и строятся новые атомные ледоколы. Строятся большой серией атомные ледоколы проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Прорабатывается возможность заказа еще двух ледоколов этого проекта. Вершиной атомной ледокольной программы стал проект самого мощного ледокола в мире – атомного ледокола проекта 10510 шифр «Лидер». На заводе «Звезда» в Большом Камне началась подготовка к строительству первого ледокола этого проекта. По некоторой информации, он будет носить название «Россия».

Советский Союз в последние десятилетие и современная Россия – единственная страна, где успешно эксплуатируются гражданские суда с ЯЭУ. Причина этого – в правильном определении места, где должны работать такие суда. Это – российская Арктика, где особенности атомных кораблей проявляются максимально полно.

Совсем не так обстояли дела с гражданскими судами с ЯЭУ в США, ФРГ и Японии.

Продолжение следует

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.08.2022 13:41
Комментарии 2
Наверх