Когда говорят об использования атома на флоте, то подразумевают, в первую очередь, военные корабли – атомные подводные лодки, атомные авианосцы и атомные крейсера. Однако история мирового судостроения знает примеры эксплуатации и гражданских судов с ядерной энергетической установкой – ЯЭУ. В Советском Союзе и России такие суда успешно работают уже более 60 лет, в других странах гражданские атомоходы вывели из эксплуатации. В этой статье мы расскажем о проектировании, строительстве и жизненном пути различных атомных гражданских судов.
СССР и Россия – ставка на Арктику
После того как в СССР начались работы по проектированию первой советской атомной подводной лодки проекта 627, стал обсуждаться вопрос о том, что и гражданские суда должны быть оснащены ЯЭУ. 50-60-е годы ХХ века в мире проходили, в том числе, и под знаком внедрения атомных технологий в мирную жизнь. Люди были уверены, что в скором времени локомотивы на железной дороге будут с миниатюрным атомным реактором, атомные батарейки в различных приборах сделают из них «вечные двигатели» и так далее. Поэтому ничего удивительного в том, что советские инженеры получили задание продумать тип корабля, на котором должна быть установлена ЯЭУ.
Линейные ледоколы уходили в рейсы на несколько месяцев, их неоднократно приходилось снабжать топливом – углем или корабельным мазутом. Наличие реактора на борту позволяло ледоколу несколько лет работать не загружая ядерное топливо. Был и ещё один факт, который учли советские инженеры и не учли в дальнейшем их западные коллеги. Весь свой рейс атомный ледокол проводит без захода в порт, в Арктике. Забегая вперед, скажем, что советские и российские атомные ледоколы весь свой жизненный цикл пользуются только одним базовым портом – Мурманск. За всю историю атомных ледоколов в СССР и России, ни один из них не заходил в иностранный порт. Это важно. Дело в том, что отношения людей к атомной энергии очень быстро перешли от веры и надежды в мирный атом к маниакальной подозрительности к нему. С середины 70-х годов и до сегодняшнего дня много портов в мире законодательно запретили заход в свою акваторию судов с ЯЭУ. Люди стали бояться мирного атома.
Проект первого советского атомного ледокола был разработан в ЦКБ-15 (сегодня – «Айсберг») в 1953 – 1955 годах. Проекту присвоили №92. Главным конструктором судна был В.И. Неганов. Атомная силовая установка (три реактора типа ОК-150) проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Научным руководителем по «атомной» части был знаменитый академик Анатолий Петрович Александров. Он же курировал и создание ЯЭУ для подводных лодок. Ледокол был заложен в 1956 году на судостроительном заводе им. Марти в Ленинграде (ныне «Адмиралтейские верфи»). Через год корпус ледокола спустили на воду, и в течение 1958 1959 годов на «Ленине» монтировалась ЯЭУ. Физический пуск реактора был произведен 6 августа 1959 года. В сентябре ледокол ушел на ходовые испытания в Финский залив.
Украинские беженцы, включая специалистов, имеющих высокую квалификацию, не могут трудоустроиться в Британии, поэтому вынуждены возвращаться на родину.
Между Советским Союзом и Западом шла ядерная гонка, и советское руководство не могло не использовать факт строительства гражданского судна с ЯЭУ в большой политике. На борту побывали Вице-президент США Ричард Никсон, Премьер Великобритании Гарольд Макмиллан, министры из Китая. Показать было что. По уровню отделки общественных помещений ледокол приближался к круизным лайнерам – кают-компания и салоны были отделаны карельской березой.
С 1960 года атомный ледокол «Ленин» в работе, в составе ледокольного флота Мурманского морского пароходства. Через 6 лет эксплуатации, в 1966 году было принято решение о замене реакторов ОК-150 на два реактора ОК-900. Технологически процесс замены до сих пор поражает воображение. «Ленин» подошел к Новой Земле, где находится Новоземельский ядерный полигон. В корпусе судна заложили взрывчатку таким образом, что сила взрыва выталкивала отсек с реактором вниз. Это было очень рискованно, так как любая ошибка в расчетах могла просто утопить ледокол. Но все получилось. Направленные взрывы пробили в нужном месте днище корабля, и реакторный отсек погрузился на дно Северного Ледовитого океана. Сегодня, когда все борются за экологию, такого бы не допустили. Но в 1966 году это было грамотным инженерным решением. После взрыва «Ленин» подпрыгнул вверх – судно избавилось от 3 000 тонн веса. Обратно в Мурманск ледокол вели на буксире.
«Ленин» был, в определенном смысле, опытовым кораблем – на нем отрабатывались конструктивные и организационные принципы работы атомного ледокольного флота страны. Не обошлось без инцидентов. В 1965 году во время планового ремонта, из-за ошибки операторов кратковременно остановилась циркуляция охлаждающей воды. Это привело к разрушению 60% тепловыделяющих сборок. В том же году обнаружилась течь первого контура реактора № 3. В начале 1966 года из-за сварочных работ на «Ленине» произошел крупный пожар, ЯЭУ не пострадала.
Ледокол сопровождали слухи и легенды. Один из членов экипажа, отвечающего за работу реактора, рассказывал о таком эпизоде. Как и на любом ядерном объекте, на «Ленине» свято соблюдали требования безопасности. Через определенное время с ледокола вывозили белые костюмы, в которых работал экипаж в реакторном отсеке. Для удобства делалось это так. Вся списанная одежда засовывалась внутрь нескольких комбинезонов. Получались как бы 5-6 туго набитых комбинезонов-кукол. Их было удобно передавать на подошедший катер. Однажды, в момент такой перегрузки, мимо проходил рыболовецкий траулер, с которого рыбаки наблюдали этот процесс. По Мурманску поползли мрачные слухи о том, что с «Ленина» тайно выгружают трупы.
«Ленин» прослужил до 1989 года, когда его вывели из состава флота и установили на вечную стоянку около Морвокзала города Мурманск. Сегодня это один из самых посещаемых музеев города.
Французская торговая сеть «Ашан» не намерена уходить из России на фоне санкций, введенных со стороны Запада. В компании подчеркнули, что она работает для гражданского населения и намерена сохранить своих сотрудников.
В Советском Союзе довольно долго не строились следующие атомные ледоколы. Это объяснялось тем, что инженеры и конструкторы накапливали и анализировали информацию с «Ленина». После этой работы в стране развернулось серийное строительство атомных линейных ледоколов проекта 10520 («Арктика», «Сибирь»), 10521 («Россия», «Советский Союз», Ямал»), модифицированный проект 10521 («50 лет Победы») и 10580 («Таймыр» и «Вайгач»). Последние представляют собой вершину советско-финского сотрудничества в области строительства линейных ледоколов. В Советском Союзе после Второй мировой войны были построены только две серии ледоколов – портовые семейство проекта 97 и речные проекта 16. Все ледоколы для Арктики, малые и речные ледоколы проектов 1191 и 1105 строила для СССР Финляндия.
Когда возникла потребность в мощных мелкосидящих линейных ледоколах для работы в устьях сибирских рек, выбрали вариант, когда ледокол проектировался и строился финской компанией «Вяртсиля», а атомный реактор на него устанавливали в Ленинграде на Балтийском заводе.
Следующим шагом явилось строительство атомного лихтеровоза «Севморпуть» проекта 10081. В 80-х годах была популярна идея о перспективности лихтеровозов. Это большие суда, перевозящие баржи – лихтеры. Суть концепции заключалась в следующем. Лихтеровоз стоит или на рейде порта, или в море, недалеко от устья реки. В морских или речных портах на лихтеры грузят различные грузы – насыпные, генеральные, контейнеры, и буксиры ведут лихтеры к лихтеровозу. Там их грузят на борт и доставляют в любой порт или любое место земного шара. Преимущество лихтера перед контейнером заключается в том, что если груз предназначен для города, расположенного в глубине страны, то на лихтере его можно доставить получателю без перегрузки, то есть дешевле.
Во многих странах были построены лихтеровозы. Строились они и в СССР, но в конечном итоге победили контейнеры. «Севморпуть» переоборудовали в контейнеровоз. Это судно до сих пор успешно работает на Северном морском пути, доставляя грузы Министерства обороны в Арктику и рыбу из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. Сегодня «Севморпуть» – единственное в мире транспортное судно с ЯЭУ.
Завершим главу о гражданских судах с ЯЭУ рассказом о плавучих электростанциях. Для Крайнего Севера тема плавучих электростанций не нова. Еще в 60-х – 80-х годах было построено 6 плавучих электростанций «Северное сияние» проекта 1527. Они снабжали электричеством труднодоступные места на Севере страны. К началу XXI века возникла потребность в их замене. В Санкт-Петербурге была построена плавучая атомная теплоэлектростанция – ПАТЭС – «Академик Ломоносов» проекта 20870. С 2022 года она работает в порту Певек на Чукотке. В планах «Росатома» постройка еще нескольких плавучих энергоблоков.
Проектируются и строятся новые атомные ледоколы. Строятся большой серией атомные ледоколы проекта 22220 – «Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Прорабатывается возможность заказа еще двух ледоколов этого проекта. Вершиной атомной ледокольной программы стал проект самого мощного ледокола в мире – атомного ледокола проекта 10510 шифр «Лидер». На заводе «Звезда» в Большом Камне началась подготовка к строительству первого ледокола этого проекта. По некоторой информации, он будет носить название «Россия».
Советский Союз в последние десятилетие и современная Россия – единственная страна, где успешно эксплуатируются гражданские суда с ЯЭУ. Причина этого – в правильном определении места, где должны работать такие суда. Это – российская Арктика, где особенности атомных кораблей проявляются максимально полно.
Совсем не так обстояли дела с гражданскими судами с ЯЭУ в США, ФРГ и Японии.
Продолжение следует
Может госпожа Татулова расскажет, что сеть-кафе она открыла на деньги папочки вице-адмирала Анатолия Шлемова? Шлемов украл деньги у государства, эти деньги должны были идти на строительства нескольких авианосцев. Адмирал Шлемов развалил флот РФ, предал присягу и страну. Дочька вместе с муженьком -армянином открыла кондитерку. Теперь будем закидовать армию НАТО тухлыми пироженками из кондитерской Татуловой.