Версия // Власть // Остров Сахалин живёт на пороховой бочке

Остров Сахалин живёт на пороховой бочке

13417

Бомбы в заливе Терпения

Экипаж подвод­ной лодки «Грейбек» в апреле 1976 года был награждён на военно-морской базе Йокосука за выполнение задания особой важности
В разделе

В заливе Терпения Охотского моря, на Сахалине, до сих пор покоятся на дне атомные бомбы. Когда более 10 лет назад – на дворе стоял май 2005 года – я услышала об этом от депутата Госдумы, генерала армии, бывшего министра обороны Игоря Родионова, показалось, миф, фантастика! Однако не доверять генералу Родионову не было оснований: мы с ним дружили много лет. Так и оказалось – правда. Но все наши с депутатом Родионовым попытки забить тревогу тогда так и не увенчались успехом.

Депутатские запросы Родионова в ФСБ РФ, в Совет безопасности остались без ответа. Поиски бомб так и не были начаты.

Вернуться к той истории сегодня заставила свежая редакционная почта «Нашей Версии», которая принесла интересное письмо. Цитируем: «У нас на Сахалине после многочисленных авиакатастроф над Охотским морем можно обнаружить даже чёрта лысого! На дне в заливе Терпения, у села Взморье, затоплен стратегический бомбардировщик Ту-95 с двумя атомными бомбами на борту. У мыса Бурунный покоятся 5 судов с армейской химией. В заливе Анива затоплен радиоизотопный термоэлектрический генератор с плутонием-238 от спутника «Космос». В районе Южных Курил лежит ракета-носитель «Циклон-2» с ядерной энергетической установкой, в ней более 30 килограммов высокообогащённого урана-235. Все эти факты много лет замалчиваются. Даже после того, как общественность подняла шум, губернатор Александр Хорошавин (теперь уже бывший) палец о палец не ударил! Именно при Хорошавине было принято решение регионального отделения «Единой России» «О мерах по устранению источников радиационной опасности в акватории Охотского моря». Но ничего не было сделано. Воз-то и ныне там! Согласно ст. 42 Конституции РФ органы власти обязаны предоставлять достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Но никто этого не делает. Почему?

С уважением, Борис Сухинин, журналист, Южно-Сахалинск».

Министр Сердюков был не в курсе

Таким образом, из того, о чём генерал армии Родионов говорил ещё более 10 лет назад – что на дне залива Терпения все эти 40 лет спокойно лежат две атомные бомбы, – теперь уже не делают тайны. Недавно такое заявление для журналистов сделал и бывший директор «Сахалин-геоинформа» Вячеслав Федорченко. Сахалинская областная дума внимательно отнеслась к утверждению учёного Федорченко. Были определены точные координаты нахождения в воде стратегического бомбардировщика, потерпевшего катастрофу с двумя ядерными бомбами на борту в 1976 году. Депутаты предложили правительству Сахалинской области начать поисковую операцию.

– Единственное, что сделал губернатор Хорошавин, – рассказывает автор письма Борис Сухинин, – написал министру обороны Анатолию Сердюкову. Теперь уже бывший министр ответил, что «крушений стратегических бомбардировщиков Ту-95 над акваторией Охотского моря никогда не было»! Надо же, министр обороны, генерал армии Игорь Родионов об этом факте знал ещё много лет назад, а вот министр Сердюков информацией не располагал!

– Сахалинские депутаты весной 2013 года вновь достучались до Министерства обороны РФ, – продолжает журналист Сухинин. – И на этот раз получили ответ от начальника Генерального штаба генерала армии Валерия Герасимова. Генерал Герасимов сообщал: «С поступлением конкретной информации о координатах нахождения стратегического бомбардировщика Ту-95 будут спланированы работы по обследованию акватории». С тех пор прошло более трёх лет. «Конкретной информации» Генштаб, как видно, так и не добыл.

Разведчик тайну хранил много лет

По теме

Зато вдруг заговорил контр-адмирал в отставке Анатолий Штыров. Тайну про атомные бомбы в заливе Терпения он хранил много лет. А потом издал книгу «Морские бывальщины». И там есть глава «Таинственная история».

– Морской офицер Штыров в момент крушения Ту-95 был заместителем начальника разведки Тихоокеанского флота (ТОФ), – продолжает свой рассказ сахалинский журналист Борис Сухинин. – Именно он обратил внимание на новость японского информ­агентства. На военно-морской базе Йокосука на острове Хонсю в апреле 1976 года прошла церемония награждения экипажа подвод­ной лодки «Грейбек». Офицера Штырова взволновала эта новость. По всей видимости, экипаж американской субмарины выполнил задание особой важности! А потом коллеги – военные из ПВО Дальневосточного округа – поделились шокирующей информацией: в феврале над Сахалином потерпел катастрофу стратегический бомбардировщик дальней авиации. Повторная обработка радиоперехвата донесений японской ПВО эту информацию подтвердила: у японцев имелся факт внезапного исчезновения воздушной цели... Официальный Токио информировал Пентагон.

О чём молчал адмирал

Как всё развивалось дальше? Вернёмся к событиям тех лет. Анатолий Штыров принял решение обратиться к командующему ТОФ адмиралу Владимиру Маслову. Но прежде чем обращаться к высокому начальству, Штыров связался со штабом дальней авиации. Об этом контр-адмирал в отставке пишет в той же своей книге «Морские бывальщины». Цитируем: «По каналам, исключающим прослушивание, состоялся разговор: «Погибший самолёт ваш?» – «Да». – «На борту «красные головки» (т.е. атомные бомбы) были?» – «Были. Две...»

Для нашей разведки никогда не была тайной спецоперация американской подлодки «Грейбек» в российских территориальных водах в районе Сахалина.

Вот после этого разговора Штыров и обратился к адмиралу Маслову. Но командующий ТОФ по неизвестной причине не дал ходу истории с затопленным бомбардировщиком. Так адмирал и ушёл с этой тайной из жизни.

Кстати, контр-адмирал Штыров не был одинок в стремлении дать ход этому делу. Его поддержал ещё один контр-адмирал в отставке, Вячеслав Козловский – начальник разведки флота, заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота по разведке в 1999–2005 годах: «Для меня этот самолёт не миф. И для всех, кто имел и имеет отношение к разведке, трагическое происшествие в заливе Терпения в 1976 году – это реальный факт. Никогда не была для нас тайной и спецоперация американской подлодки «Грейбек» в наших территориальных водах. Но почему не мы искали наш самолёт, а американцы?»

«Красные головки» видят из космоса

А вот что думает об этой истории известный российский учёный, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков:

– Я как-то был в командировке на острове Сахалин. И в Южно-Сахалинске меня попросили о важной встрече руководители ООО «Оборонконверс». И когда мы встретились, эти люди сразу развернули карту Сахалина, рассказали о затопленном военном самолёте с атомными бомбами на борту. Потом они указали точное место падения стратегического бомбардировщика. «Оборонконверс» уже тогда мог с помощью снимков из космоса с точностью до нескольких десятков метров определить точное место падения Ту-95.

Напомним, что Яблоков в своё время возглавлял правительственную комиссию по сбросу радиоактивных отходов в моря, окружающие Россию. Его глубоко взволновала информация о самолёте, лежащем в заливе Терпения. Но усилий нескольких людей тут явно мало. Проблема с затопленным бомбардировщиком находится в сфере государственных интересов России. И эту проблему надо бы наконец решить.

Сегодня космическими снимками пропавшего военного самолёта с «красными головками» располагают многие ведомства, не только военные. Эти документальные доказательства появились благодаря такому методу, как дистанционное зондирование Земли. С помощью этого метода в морях-океанах можно обнаружить все затопленные фонящие изделия. К слову, военные как-то потеряли один из радиоизотопных генераторов у мыса Низкий на Сахалине. Недавно благодаря методу дистанционного зондирования был обнаружен и этот опасный радиоактивный предмет. Дело за малым – поднять и его из толщи воды!

«Наша Версия» будет следить за событиями вокруг Ту-95 с атомными бомбами на борту.

Справка

Ту-95, он же «Проект 95», «Изделие В», по кодификации НАТО Bear – «Медведь» или «Стреловидная мельница» – советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.09.2016 09:00
Комментарии 0
Наверх