// // Корпоративный долг Китая приближается к опасному уровню

Корпоративный долг Китая приближается к опасному уровню

953

Меры и полумеры

Корпоративный долг Китая приближается к опасному уровню
В разделе

Китайская экономика замедлилась в последние годы, но по-прежнему остается достаточно сильной, обеспечивая около одной трети общемирового экономического роста. Кроме того, она становится более устойчивой благодаря изменению модели – место инвестиций и экспорта занимают услуги и внутренний спрос.

Тревожные сигналы

Китай призывает к новым структурным реформам, чтобы стимулировать рост в странах с развитой и формирующейся рыночной экономикой. Но Китай сталкивается с серьезными внутренними рисками. Прежде всего, внутренние долговые обязательства продолжают расти, а корпоративный долг приближается к опасному уровню.

Согласно недавно опубликованному докладу МВФ о состоянии дел в китайской экономике, объемы кредитования растут примерно в два раза быстрее, чем производство. Быстрый рост отмечается как в частном секторе, так и в финансовом, остающимся непрозрачным. Хотя темпы кредитования являются высокими по международным стандартам (ключевой индикатор потенциального кризиса), положительный эффект от этого явления снижается.

Тревожные сигналы очевидны, и китайское правительство признает проблему. Но чтобы избежать кризиса, властям необходимо незамедлительно приступить к реализации комплексных реформ по устранению первопричин проблемы корпоративного долга. К ним относятся мягкие бюджетные ограничения для государственных предприятий (ГП) и местных органов власти, прямые и косвенные государственные долговые гарантии, а также чрезмерная рискованность в финансовом секторе. Все они существуют из-за завышенных целевых показателей роста.

Чтобы решить эту проблему, китайское правительство должно, по словам премьера Ли Кэцяна, «безжалостно бороться с зомби-предприятиями». Эти меры следует сочетать с действенной стратегией реструктуризации компаний, которые можно спасти; признанием и распределением убытков кредиторов; помощью уволенным работникам и другими социальными расходами; а также дальнейшим открытием рынков в частном секторе. В более общем плане правительство должно смириться с неизбежным снижением темпов роста в краткосрочной перспективе.

Это особенно важно для реструктуризации государственных предприятий. Многие из них почти умерли, обеспечивая лишь одну пятую от общего объема промышленного производства, но на них приходится около половины всего корпоративного долга. Серьезные усилия по реструктуризации — в том числе жесткие бюджетные ограничения и прекращение кредитования нежизнеспособных компаний, а также отказ от предоставления государственных гарантий по их долговым обязательствам, наряду с другими реформами, уже находящимися в стадии реализации — освободит пространство для более динамичных компаний и будет способствовать росту.

Переквалификация рабочей силы

Китай уникален во многих отношениях, но это не первая страна, которая сталкивается с проблемой корпоративного долга. Ее лидеры должны изучить и сделать выводы из опыта других стран.

Во-первых, власти должны действовать быстро и эффективно, чтобы сегодняшняя проблема корпоративного долга завтра не стала системной. Во-вторых, они должны уметь вести диалог и с кредиторами, и с должниками — решение некоторых стран поддерживать диалог лишь с одной стороной посеяло семена будущих проблем. И, наконец, необходимо идентифицировать и реформировать управленческие структуры. Как минимум Китай нуждается в эффективной системе банкротств; жестком регулировании ценообразования и оценки рисков; в улучшении качества финансовой отчётности, резервировании по кредитным убыткам, а также в новых правилах раскрытия финансовой информации.

По теме

Влиятельные политики в Китае, изучив международный опыт, быстро придут к выводу, что решение проблем корпоративного долга может ограничить рост в краткосрочной перспективе и стать причиной ряда социальных издержек, в частности, роста безработицы. Это обоснованные опасения, но полумеры или отсутствие реформ вообще лишь усугубят ситуацию.

Китай должен начать реструктуризацию нежизнеспособных компаний в своих наиболее быстро растущих регионах, где сотрудники смогут находить новые рабочие места быстрее, а реформы вряд ли существенно снизят темпы роста. Затем, когда речь зайдет о реструктуризации в медленно растущих регионах и городах, где одна компания доминирует в местной экономике, власти смогут действовать более избирательно.

Кроме того, структурная безработица и затраты на внутреннюю миграцию рабочей силы могут быть смягчены за счет сильной социальной защиты. Власти могут предусмотреть средства на переквалификацию рабочей силы, что позволит населению приспособиться к новым условиям.

К чести Китая, он уже предпринял некоторые шаги и начал снижение долговой нагрузки. План на ближайшие пять лет предусматривает сокращение избыточных мощностей в угольной и металлургической отраслях, выявление и реструктуризацию нежизнеспособных государственных предприятий, а также финансирование программы поддержки пострадавших работников.

Сейчас главный вопрос заключается в том, успеет ли Китай справиться с проблемой до того, как она станет глобальной. Учитывая текущие экономические показатели и твердую приверженность правительства амбициозной программе реформ, Китай может справиться. Но ему следует активизировать свои действия в борьбе с проблемой корпоративного долга.

Опубликовано:
Отредактировано: 06.09.2016 15:30
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх