// // ООН заполнила правовой вакуум в вопросе государственного долга

ООН заполнила правовой вакуум в вопросе государственного долга

1691

Шаг вперед

ООН заполнила правовой вакуум в вопросе государственного долга
В разделе

В каждой развитой стране есть закон о банкротстве, но нет никакого эквивалента правовых норм для суверенных заемщиков. Это важно, поскольку такой правовой вакуум, как мы видим сейчас на примере Греции и Пуэрто-Рико, поглощает жизненные силы экономики.

Язык контрактов

В сентябре ООН сделала большой шаг на пути заполнения этой пустоты, утвердив набор принципов реструктуризации суверенного долга. Девять заповедей, а именно: право суверенного государства инициировать реструктуризацию долга; суверенный иммунитет; справедливое отношение к кредиторам; реструктуризации на условиях квалифицированного большинства; прозрачность; беспристрастность; легитимность; устойчивость и добросовестность в переговорах – формируют зачатки эффективного международного порядка.

Эта инициатива получила широкую поддержку: сформулированные принципы поддержали 136 членов ООН и только шесть (во главе с США) против. Данный факт показывает степень глобального консенсуса в отношении необходимости решения долгового кризиса в своевременном стиле. Но сделать следующий шаг – принять международный договор о создании глобального режима банкротства, который будет распространяться на все страны - может оказаться куда сложнее.

Последние события подчеркивают огромные риски, связанные с отсутствием правовой базы для реструктуризации суверенного долга. Долговой кризис в Пуэрто-Рико не может быть решен. Примечательно, американские суды признали недействительным внутренний закон о банкротстве, постановив, что поскольку остров является, в сущности, колонией США, его правительство не имело полномочий для принятия собственного законодательства.

В случае Аргентины другой американский суд разрешил небольшому меньшинству фондов-стервятников поставить под угрозу процесс реструктуризации, на который согласились 92,4% кредиторов страны. Кроме того, в Греции отсутствие международной правовой базы была важной причиной, почему кредиторы - Европейская комиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд, – смогли навязать стране политические решения, которые нанесенные ей огромный вред.

Но некоторые влиятельные игроки не заинтересованы в создании международных правовых рамок. Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) при поддержке МВФ и Казначейства США предлагает изменить язык долговых контрактов.

Договорное право

Краеугольным камнем таких предложений являются усовершенствованные положения о коллективных действия (СЦА), которые сделали бы предложения по реструктуризации, утвержденные квалифицированным большинством кредиторов, не обязательными для всех остальных.

Наказывать тюрьмой

Конечно, усовершенствованные положения усложнят жизнь фондам-стервятникам, но они не являются комплексным решением.

Например, по предложению ICMA остается открытым вопрос об урегулировании конфликтов, которые возникают, когда облигации выпускаются в различных юрисдикциях с различными правовыми нормами. Договорное право может работать хорошо, когда есть только один класс облигаций; но когда дело доходит до облигаций, выпущенных в разных юрисдикциях и валютах, предложение ICMA не позволяет решить проблему "агрегации". Кроме того, предложение ICMA способствует сговору среди крупнейших финансовых центров

По теме

Все шесть стран (США, Канада, Германия, Израиль, Япония и Великобритания), которые проголосовали против резолюции ООН о национальном законодательстве о банкротстве, сделали так потому, что признают недостаточность одного лишь положения о коллективных действиях. Тем не менее, все они отказываются признать, что нормы национальных законов - в том числе положений, защищающих слабых заемщиков от сильных и влиятельных кредиторов, – должны применяться на международном уровне. Возможно, это происходит потому, что эта шестерка является ведущими странами-кредиторами и не хочет налагать на себя ограничения.

Реструктуризация долга - не игра на нулевой результат. Регулирующие его нормы не просто определяют, как делится пирог между формальными кредиторов, а также между формальными и неформальными заявителей, но и размер пирога. Внутренние механизмы банкротства преобразились потому, что наказывать неплатежеспособных заемщиков тюрьмой контрпродуктивно - заключенный не может погасить свои долги. Точно так же, продолжая давить на страны-должники, кредиторы лишь усугубляют их проблемы.

Система, которая на самом деле способна урегулировать кризисы государственного долга, должна быть основана на принципах, которые максимизируют размер пирога, и гарантировать его справедливое разделение. Сейчас имеется готовность международного сообщества следовать принципам, осталось просто построить систему.

Опубликовано:
Отредактировано: 19.11.2015 18:34
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх