В каждой развитой стране есть закон о банкротстве, но нет никакого эквивалента правовых норм для суверенных заемщиков. Это важно, поскольку такой правовой вакуум, как мы видим сейчас на примере Греции и Пуэрто-Рико, поглощает жизненные силы экономики.
Язык контрактов
В сентябре ООН сделала большой шаг на пути заполнения этой пустоты, утвердив набор принципов реструктуризации суверенного долга. Девять заповедей, а именно: право суверенного государства инициировать реструктуризацию долга; суверенный иммунитет; справедливое отношение к кредиторам; реструктуризации на условиях квалифицированного большинства; прозрачность; беспристрастность; легитимность; устойчивость и добросовестность в переговорах – формируют зачатки эффективного международного порядка.
Эта инициатива получила широкую поддержку: сформулированные принципы поддержали 136 членов ООН и только шесть (во главе с США) против. Данный факт показывает степень глобального консенсуса в отношении необходимости решения долгового кризиса в своевременном стиле. Но сделать следующий шаг – принять международный договор о создании глобального режима банкротства, который будет распространяться на все страны - может оказаться куда сложнее.
Последние события подчеркивают огромные риски, связанные с отсутствием правовой базы для реструктуризации суверенного долга. Долговой кризис в Пуэрто-Рико не может быть решен. Примечательно, американские суды признали недействительным внутренний закон о банкротстве, постановив, что поскольку остров является, в сущности, колонией США, его правительство не имело полномочий для принятия собственного законодательства.
В случае Аргентины другой американский суд разрешил небольшому меньшинству фондов-стервятников поставить под угрозу процесс реструктуризации, на который согласились 92,4% кредиторов страны. Кроме того, в Греции отсутствие международной правовой базы была важной причиной, почему кредиторы - Европейская комиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд, – смогли навязать стране политические решения, которые нанесенные ей огромный вред.
Но некоторые влиятельные игроки не заинтересованы в создании международных правовых рамок. Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) при поддержке МВФ и Казначейства США предлагает изменить язык долговых контрактов.
Договорное право
Краеугольным камнем таких предложений являются усовершенствованные положения о коллективных действия (СЦА), которые сделали бы предложения по реструктуризации, утвержденные квалифицированным большинством кредиторов, не обязательными для всех остальных.
Наказывать тюрьмой
Конечно, усовершенствованные положения усложнят жизнь фондам-стервятникам, но они не являются комплексным решением.
Например, по предложению ICMA остается открытым вопрос об урегулировании конфликтов, которые возникают, когда облигации выпускаются в различных юрисдикциях с различными правовыми нормами. Договорное право может работать хорошо, когда есть только один класс облигаций; но когда дело доходит до облигаций, выпущенных в разных юрисдикциях и валютах, предложение ICMA не позволяет решить проблему "агрегации". Кроме того, предложение ICMA способствует сговору среди крупнейших финансовых центров
Далеко не все западные страны солидарны в вопросе необходимости изъятия замороженных российских активов в целью последующей передачи этих средств Украине.
Все шесть стран (США, Канада, Германия, Израиль, Япония и Великобритания), которые проголосовали против резолюции ООН о национальном законодательстве о банкротстве, сделали так потому, что признают недостаточность одного лишь положения о коллективных действиях. Тем не менее, все они отказываются признать, что нормы национальных законов - в том числе положений, защищающих слабых заемщиков от сильных и влиятельных кредиторов, – должны применяться на международном уровне. Возможно, это происходит потому, что эта шестерка является ведущими странами-кредиторами и не хочет налагать на себя ограничения.
Реструктуризация долга - не игра на нулевой результат. Регулирующие его нормы не просто определяют, как делится пирог между формальными кредиторов, а также между формальными и неформальными заявителей, но и размер пирога. Внутренние механизмы банкротства преобразились потому, что наказывать неплатежеспособных заемщиков тюрьмой контрпродуктивно - заключенный не может погасить свои долги. Точно так же, продолжая давить на страны-должники, кредиторы лишь усугубляют их проблемы.
Система, которая на самом деле способна урегулировать кризисы государственного долга, должна быть основана на принципах, которые максимизируют размер пирога, и гарантировать его справедливое разделение. Сейчас имеется готовность международного сообщества следовать принципам, осталось просто построить систему.