Версия // Власть // Ограничение продажи алкоголя в жилых домах оказалось игрой лоббистов

Ограничение продажи алкоголя в жилых домах оказалось игрой лоббистов

1885

Пьянство – в бой!

Ограничение продажи алкоголя в жилых домах оказалось игрой лоббистов (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)
В разделе

Алкомаркеты планируют «выселить» из жилых домов. Готовящиеся ужесточения по продаже алкоголя привычно преподносятся в качестве заботы о здоровье потребителей. Только вот жертвой нового регулирования могут стать небольшие магазинчики у дома. А бенефициарами – крупные торговые сети и сомнительные заведения общепита.

Суть готовящихся нововведений такова. Во-первых, планируется законодательно закрепить понятие «алкомаркет». К такому виду магазинов будут относиться торговые точки, где доля алкоголя в квартальной выручке составляет более 50%. Во-вторых, размещение алкомаркетов в жилых домах будет запрещено. Магазину придётся либо уехать как минимум на 100 метров от дома, детсада, школы, больницы, спортивного объекта и т.п., либо существенно расширить свой ассортимент, снизив долю алкоголя в выручке.

Инициаторами соответствующих поправок в закон о госрегулировании оборота алкогольной продукции выступили депутаты сразу всех думских фракций. А учитывая, что за последнее время было принято уже немало законодательных ограничений по продаже спиртного, можно предположить, что за очередным закручиванием гаек дело не станет.

«Принятие данного законопроекта позволит резко снизить количество потребляемого алкоголя, а также даст предпосылки к системному оздоровлению населения России», – утверждают авторы документа в пояснительной записке.

Только вот на поверку оказывается, что готовящиеся ограничения – это всё больше про бизнес, лоббизм и коррупцию, а вовсе не про здоровье потребителей.

Кого «сольют» первым

Эксперты уже обратили внимание на то, что будущие ограничения оставляют широкий простор для неоднозначных толкований. Например, не очень понятно, кто и как будет высчитывать и контролировать выручку каждого магазина. И что делать, если из квартала в квартал доля алкоголя в доходе заведения будет меняться. «Достаточно сложно администрируемая норма – и с точки зрения обновления данных, и с точки зрения выручки, когда она будет пограничной, например, около 50%, – отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов. – Мне даже кажется, что могут возникнуть моменты с манипуляцией отчётности либо, наоборот, с её занижением».

Кроме того, под определение алкомаркета при таких правилах в итоге могут попасть не только торговые точки известных крупных сетей вроде «Красного и белого», «Бристоля», «Винлаба» и т.п. Но и небольшие магазинчики, как правило, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, торгующим продуктами первой необходимости. Бизнес-модель таких торговых точек зачастую тоже выстроена вокруг продажи спиртного: алкоголь тут стоит дороже, чем, например, в соседнем супермаркете, зато здесь можно дешевле купить яйца, мясо, хлеб. Подобную бизнес-модель авторы законопроекта называют «нечестными маркетинговыми методами». «Люди берут шоколад за 20 рублей для ребёнка, а заодно бутылку водки. Это создаёт опасную тенденцию: дети привыкают ходить в алкомаркеты за сладостями, а когда вырастают – начинают покупать там алкоголь», – уверяет замглавы думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов.

По теме

В качестве положительного примера действия ограничений по продаже алкоголя сторонники новых ограничений ссылаются на опыт Вологодской области. В частности, в пояснительной записке к законопроекту указывается, что главным достижением антиалкогольных мер на Вологодчине «стало снижение на 29% смертности от последствий, связанных с употреблением алкоголя». Правда, кто, как и за какой период подсчитывал эту статистику, в пояснительной записке не указывается.

Сетевики против ИП

У вологодского опыта есть и другие небезынтересные последствия. Так, местные СМИ обратили внимание на то, что закрытие алкомаркетов и ограничение продажи алкоголя помогает процветать барам и ресторанам. Причём многие из этих заведений назвать ресторанами можно лишь с очень большой натяжкой: в подвальных помещениях предприниматели ставят дешёвую мебель и холодильники со спиртным. Формально продажа спиртного на вынос здесь запрещена. Но на деле многие посетители используют такие «рестораны» как обычный алкомаркет.

Недавно в своих соцсетях губернатор Вологодской области Георгий Филимонов привёл и такую статистику: всего в регионе закрыли 271 алкомаркет. До начала «антиалкогольной кампании» подобных торговых точек было 610. Однако, поскольку сегодня понятие «алкомаркет» никак официально не определено, можно предположить, что в статистику закрытых точек попадают и те самые маленькие магазинчики у дома.

Закрытие этих магазинов льёт воду на мельницу крупного ретейла, который начиная ещё с «ковидного» 2020 года постепенно проигрывает в конкурентной борьбе магазинам малого формата шаговой доступности.

«Сегмент гипермаркетов в 2018–2019 годах достиг пика своего развития: большинство крупных городов было покрыто сетью объектов, а уходить в провинции, где нищенские заработные платы, а потребители скорее выживают, не было никакого смысла. Поэтому стагнация этого рынка ожидаема», – констатировали в 2023 году аналитики InfoLine.

Закрытие мелких магазинчиков у дома в связи с алкогольными ограничениями, конечно, едва ли приведёт к ренессансу гипермаркетов, а вот сетевикам вроде «Магнита» и «Пятёрочки» сыграет на руку. Особенно учитывая, что они активно взялись именно за развитие сегмента, под который сейчас и высвобождается ниша. Так, ещё летом 2022 года в «Магните» открыто заявляли о том, что намерены сфокусироваться на развитии магазинов у дома. Кстати, тогда ретейлер открыл более 500 таких магазинов. Об аналогичных планах тогда же заявляли и в X5 Group.

И здесь вологодский опыт снова может оказаться полезным: журналисты местных СМИ уже не раз обращали внимание на то, что посетители местных супермаркетов к своему традиционному набору продуктов стали неизменно добавлять бутылку-другую спиртного. Про запас. Очевидно, что такие покупатели супермаркетам только в плюс.

При чём тут строительное лобби

Интересно заметить, что своё слово в защиту алкомаркетов в жилых домах (подчеркнём – речь идёт именно о крупных сетевиках) может сказать девелоперское лобби. Все последние годы именно девелоперы являлись чуть ли не главными бенефициарами растущего сегмента этого типа магазинчиков.

Всё дело в том, что сетевые алкомаркеты – один из самых желанных арендаторов коммерческих площадей в жилых комплексах. По словам аналитиков рынка, среди очевидных плюсов алкомаркетов – готовность подписать договор аренды с застройщиком ещё на этапе возведения объекта, а также возможность платить арендную плату по более высоким ставкам.

Примечательно, что, несмотря на все запреты и ограничения, количество алкомаркетов продолжает увеличиваться. По данным Forbes, в этом году в 16 городах-миллионниках нашей страны работало более 24 тыс. таких торговых точек. Причём с апреля 2024 года по март 2025 года их количество в мегаполисах увеличилось на 1,2%. И это даже несмотря на то, что многие регионы сейчас активно вводят ограничительные меры. Получается, что запреты работают только «на кого надо»?

«Все застройщики понимают, что нужно строить меньше коммерции и сдавать её подешевле, чтобы арендаторы могли работать в приемлемых условиях. Но это экономически нецелесообразно, когда есть выбор между алкомаркетом за 3 тыс. рублей за метр и ИП Пупкиным за 1 тыс. рублей за метр – все будут «сажать» алкомаркеты, несмотря на риски», – объяснял в одном из своих интервью гендиректор SimpleEstate Никита Корниенко.

Вводимые же ограничения, как показывает практика, едва ли влияют на потребление алкоголя и на здоровье потребителей, но зато могут быть хорошим подспорьем в конкурентных войнах.

Как сейчас продают алкоголь в жилых домах

По действующему законодательству продажа алкоголя в жилых домах запрещена, только если у магазина нет отдельного входа.

Дополнительные требования и ограничения могут действовать на региональном уровне: например, в Санкт-Петербурге есть требования к минимальной площади заведения, в Подмосковье действует запрет на размещение входа в магазин со стороны двора.

Что касается точек общепита, размещённых в жилых домах, то там алкоголь может продаваться только в том случае, если у кафе имеется зал для обслуживания посетителей площадью не менее 20 квадратных метров.

Однако с 1 апреля 2025 года также вступил в силу закон о запрете «наливаек», разрешающий региональным властям самостоятельно устанавливать требования к продаже алкоголя в барах, ресторанах, кафе и т.п., расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.07.2025 11:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх