Версия // Культура // Обзор нового мультфильма от Pixar «Базз Лайтер»

Обзор нового мультфильма от Pixar «Базз Лайтер»

5569

Сквозь бесконечность

Обзор нового мультфильма от Pixar «Базз Лайтер»
В разделе

В сети появился очередной полнометражный анимационный фильм студии Pixar «Базз Лайтер». Картину сдержанно оценили критики, а некоторые зрители и вовсе разнесли в пух и прах. Разбираемся, что не так с идейным спин-оффом «Истории игрушек».

Базз Лайтер

(6+)

Реж. – Энгус МакЛэйн

В ролях – Крис Эванс, Кеке Палмер, Питер Сон, Тайка Вайтити, Дэйл Соулс, Джеймс Бролин, Узо Адуба, Мэри МаДональд-Льюис, Исайя Уитлок мл.

Производство – США

Семейный фантастический приключенческий анимационный фильм одной из лучших мультипликационных студий нашего времени. Режиссером проекта является малоизвестный Энгус МакЛэйн, выпустивший несколько студийных короткометражек, а также снявший «В поисках Дори». Лента является идейным спин-оффом культовой франшизы «История игрушек».

Космические рейнджеры Базз Лайтер (Крис Эванс) и его напарница и лучшая подруга Алиша Хоторн (Узо Адуба) на огромном корабле исследуют пригодные для жизни планеты, чтобы основать человеческую колонию. На одной из таких планет - Т'Кани Прайм они обнаруживают враждебные признаки жизни и спешат экстренно эвакуироваться. Но во время взлёта космический корабль получает повреждения по вине Базза. Колонистам ничего не остается, как попробовать выжить на этой Т'Кани Прайм. Но Лайтер не оставляет попыток улететь и испытывает состав топлива, необходимого для межпланетных перелётов.

Франшиза «История игрушек» – визитная карточка и буквально лицо студии Pixar. Именно первая часть стала первым полнометражным анимационным фильмом, использовавшим технологию 3D в далеком 1995 году. На протяжении последних двадцати пяти лет оригинал дополнили три продолжения, каждый из которых (за исключением второй части) принес студии Оскар.

Еще в конце 90-х студийные боссы Disney задумались над созданием спин-оффа. Так в 2000-м году появился 2D мультфильм, рассказывающий о фантастических путешествиях Базза Лайтера – космического рейнджера и его команды. Он стал отправной точкой для мультсериала, стартовавшего на телевидении. Сериал особой популярности не возымел, ограничился одним сезоном, но спустя двадцать лет концепции дали второй шанс.

«Базз Лайтер» начинается кратким сообщением о том, что «В 1995 году мальчик Энди получил игрушку Базза Лайтера, на его день рождения. Из его любимого фильма. Вот этот фильм». Понятно, что это история персонажа, который лег в основу серии игрушек. И по логике вещей характер персонажа должен был быть тождественен характеру игрушки. Или хотя бы похожим. Но вот здесь начинается серия вопросов к работе Энгуса МакЛэйна. Но сначала поговорим о безоговорочных плюсах картины.

Мы, кажется, никогда не ругали Pixar и Disney за графику и анимацию. Этот раз не станет исключением, потому что выглядит «Лайтер» безукоризненно. Как в плане исполнения, так и касательно дизайна мира, оформления космоса, стиля персонажей, их скафандров, космических кораблей, оружия и прочего. Причем подобного разгула фантазии авторов мы не припомним со времен «Души». Картинка достаточно мрачная, чтобы соответствовать научно-фантастическому сеттингу, но в то же время пестрая, чтобы увлечь детское внимание и освежить визуал. Это настолько выбивается из привычной диснеевско-пиксаровской художественной канвы, что можем лишь похвалить команду дизайнеров проекта. При этом общая фантастическая стилистика выполнена в русле 90-х годов, то есть ретро-футуризма тридцатилетней давности. Здесь к создателям нет никаких претензий.

Зато сценарий и сюжет вызывает череду вопросов. Начнем с меньших по значимости и закончим самыми крупными проблемами фильма.

Не так сильно, но всё же бросается в глаза общая вторичность сценарных ходов. Понятное дело, что создатели попытались выжать максимум возможного из имеющейся идеи. Но сюжет наполовину состоит из отсылок к «Интерстеллару», «Затерянным в космосе», «Космическому десанту» и даже «Звездным войнам». Создатели хотели написать оригинальную историю, но у них получилось лоскутное одеяло из ошмётков чужих идей. Возможно, оно так и задумывалось изначально, но фантастика – это не совсем тот жанр, где каждая отсылка или пасхалка будет позитивно работать на ностальгических чувствах зрителей.

Чуть более существенным недостатком мультфильма мы считаем его персонажей. Стараясь одной ногой удержаться в середине 90-х, вторая нога этой ленты угодила в самую современность. Погоня за инклюзивностью сделала команду Базза Лайтера максимально пёстрой, бестолковой и не особо привлекательной. Единственный персонаж всей картины, за которым интересно наблюдать и который смотрится органично – это робот-компаньон кот по кличке Сокс. Остальные герои, даже сам Лайтер выглядят далеко не столь убедительно. Они совершенно не подходят на роль спасителей колонии, почти ничего не умеют, не способны к дисциплине, не проявляют самоотверженности и мужества. Ими движет голый энтузиазм и что-то еще, что остается за кадром. Подобные архетипы должны были бы разбежаться в разные стороны при первой опасности. Либо глупо погибнуть в первом же бою. Хочется ли сопереживать этим героям? Скорее нет, потому что они практически никак не меняются за весь фильм и не стараются работать над своими ошибками, лишь признавая тот факт, что все ошибаются и не стоит вешать нос лишний раз. Это подводит нас к следующей проблеме.

Моральное содержание. Те посылы, что вложили сценаристы в этот мультфильм, не работают. Как мы уже обозначили выше, одним из скрытых смыслов является демонстрация того, что ошибки – это нормально. И так бы оно и было, но не тогда, когда на карту поставлены человеческие жизни. Космос – суровая среда, где ни у кого нет права на ошибку. Иначе это может привести к печальным последствиям не только для ошибившегося, но и для окружающих. Да, это попахивает занудством, тем более мы говорим о детском развлекательном контенте, но Pixar всегда отличалось здравыми, взрослыми смыслами в своих творениях, вплоть до принятия смерти близких («Тайна Коко») и даже своей собственной («Душа»). Смыслы же в «Лайтере» совершенно не соответствуют заявленной серьезной тональности. Лента также поднимает вопросы ценности той или иной человеческой судьбы в контексте путешествий во времени, но раскрывает это очень и очень поверхностно и слабо.

Путешествия во времени были, есть и будут оставаться слабой пятой всех научно-фантастических фильмов. Ибо нельзя перемещаться в одной временной линии, не вызвав временных парадоксов. В нашем мультфильме эта тема не просто затрагивается, но является одной из основных сюжетных сил (надеемся, это не спойлер). И лучше вообще не думать над ней, потому что проработана она из рук вон плохо. В частности, прыжки во времени назад. Да, детский взор вряд ли станет докапываться до логических нестыковок, но поднаторелому киноману такие сценарный дыры точно не придутся по вкусу.

И главный минус мультфильма, который называется «Базз Лайтер» – это сам Базз Лайтер. Возможно, не совсем справедливо апеллировать к одноименному персонажу из «Истории игрушек» или даже мультфильму 2000 года «Базз Лайтер из звёздной команды: Приключения начинаются». И, тем не менее, подобное сравнение явно не в пользу нынешней инкарнации космического рейнджера. В новой картине Лайтер получился слишком современным; на место былой удали, профессионализму, отваге и мужественности пришли самоуверенность, авантюризм, сентиментальность и чрезмерная внутренняя мягкость. А также пренебрежение инструкциями, которые для астронавта (а тем более космического рейнджера!) основа основ. Новый Базз пытается быть более глубоким и сложным персонажем, нести в себе капельку драмы, пытаться вырасти над самим собой. В общем, пытается быть Вуди из «Истории игрушек». И он меняется, причем не последовательно и поэтапно, а практически разом, в течении одного диалога! Вот уж вершина сценарного искусства. Оригинальному Баззу в картине 1995 года потребовался час экранного времени, чтобы осознать себя и принять новую реальность. Здесь же он лениво отрабатывает предсказуемые сценарные ходы.

Неубедительный образ Лайтера, который идет вразрез с привычным характером этого персонажа – единственный минус картины, который мы не можем пропустить мимо глаз. На сюжетную вторичность, бледных второстепенных персонажей, логические дыры и прочее можно было бы закрыть глаза, если бы создатели показали нам бравого и удалого Базза Лайтера, а не самокопающегося рефлексирующего авантюриста. Лайтер изначально воплощал в себе классический архетип героя боевика 90-х. И именно о таком герое мы бы хотели увидеть приключенческое кино. А учитывая прохладный прием зрителей по всему миру, мы в этом мнении не одиноки.

Эпикриз: «Базз Лайтер» определенно далеко не лучший фильм студии Pixar. Шквал критики в его адрес имеет под собой обоснование. Но и полностью неудавшимся мультфильм назвать мы не можем – если не сравнивать с оригинальной «Историей», то в отрыве от канона лента вполне сгодится на один раз. Детям и вовсе может понравиться, хотя явно нацеливалась на всевозрастную аудиторию. И да, раздутое некоторыми СМИ присутствие ЛГБТ*-персонажей здесь есть, но это далеко не та вещь, на которой стоит заострять внимание в очень уж неидеальном мультфильме.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Базз Лайтер» (2022), реж. – Энгус МакЛэйн.

Хороших выходных и приятного просмотра!

*
ЛГБТ-движение признано Верховным судом РФ экстремистским
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.07.2022 17:00
Комментарии 0
Наверх