Версия // Колумнисты // Неважные разговоры

Неважные разговоры

3781
Александр Снегуров, историк, заслуженный учитель России, кандидат психологических наук.
В разделе

Минпросвещения РФ приняло решение проводить занятия «Разговоры о важном» теперь и для родителей. Сейчас определяется формат таких бесед.

Программа «Разговоры о важном» для школьников введена с сентября, и пока находится на тестовом этапе. Добавление к этому ещё модуля для родителей приведёт к существенному и необоснованному усложнению ситуации для школы, педагогов и самих родителей. Дело в том, что и «Разговоры» в нынешнем виде — это немалое напряжение сил, повышение ответственности для всех участников педагогического процесса. От учителя такое занятие требует значительной эрудиции и эмоциональной включенности. Рассказать о важном — это же не просто ролик включить или зачитать методичку, что будет профанацией и казёнщиной. Если уж эти уроки введены, они требуют большой отдачи от педагога, создания в классе атмосферы доверия.

Словом, этому начинанию ещё только предстоит стать частью общего школьного ландшафта. И вместо того чтобы дать ей укорениться и отшлифоваться, министерство рождает новую инициативу, и такое наложение неизбежно порождает сумбур. Неужели министерству это непонятно?

Еще недавно родителей в школу не пускали дальше турникета, что было обусловлено и программой антитеррора и антиковидными мерами. Опасности никуда не делись, но теперь все предосторожности будто бы отменяются, если мы приглашаем родителей в класс в системном режиме.

Теперь другой вопрос. Занятия и с родителями и детьми будет проводить один и тот же педагог? Даже опытные наши коллеги начинают несколько волноваться, когда взрослый человек находится в детской аудитории. Пусть это будут лояльные люди — всё равно некоторого дискомфорта большинству учителей не избежать. Иная сторона проблемы. Темы «Разговоров» весьма разнообразны. Как, скажем, тему про юбилей со дня рождения Циолковского преподать учителю биологии или иностранного языка без отдельной и тщательной подготовки? У некоторых в умах сформировалось стойкое представление: если ты педагог, то должен разбираться во всех аспектах! чуть ли не слету! Но мы же не требуем, чтобы оперный актёр еще и в балете па-де-де танцевал, хотя театр вроде бы один — оперы и балета. Кто-то разве серьёзно задумывается о том, как нарабатываются, сохраняются и без того многообразные компетенции педагогов?

Да, существует методичка. Но механическое их зачитывание — это из того же разряда имитаций, что и презентации со скупыми комментариями. В «Разговорах» педагогу необходимо опираться на собственный опыт переживаний, постоянно взаимодействовать с аудиторией — вот тогда это будет должный разговор, а не полусонное бормотание или залихватская трансляция лозунгов перед чередой из шести-восьми последующих уроков. И это только малая доля имеющихся сложностей, которые министерство с его директивами, похоже, не учитывает. Имеет место лихорадочное забегание вперёд, перескок на новую ступень без всякого анализа результатов прохождения прежней стадии. Необходимо собрать материал из сельских школ, из школ малых и средних городов, школ Москвы, Петербурга и так далее вплоть до аулов Дагестана и проанализировать его. Это большая исследовательская работа. Она что, проведена? Нет.

У нас и сейчас имеются жалобы ряда родителей, недовольных этими уроками для детей. А что будет, когда мы постараемся распространить такие же «Разговоры» на самих родителей?

Многие же родители попросту изнурены своей работой, кто-то работает вахтами, круглосуточными дежурствами либо трудится с утра до вечера. Кто-то, потеряв работу, в апатии и раздражении возлежит на диване или носится по собеседованиям. Надо же конкретный пейзаж семьи представлять, а не какие-то милые личики из рекламных буклетов.

Немалое число родителей будут не согласны посещать «Разговоры», а это означает новые конфликты и новые жалобы, на разбор которых уйдёт лавина времени и сил.

Я понимаю, что «Разговоры о важном» для родителей — это их подключение к парадигме всеобщей идеологизации.

Подобный процесс - весьма спорен, но если такая задача стоит, то это подключение должно быть постепенным, последовательным, тактичным, оправданным. У нас до взрослых и так доходит много всякого пропагандистского контента, и формальным отношением, нагромождением одной инициативы на другую можно испортить первоначальный замысел этих разговоров, которые должны строиться на взаимном конструктивном диалоге и здравом смысле.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.03.2023 16:40
Комментарии 0
Наверх