Троллейбусный завод в Саратовской области уже несколько месяцев находится в предбанкротном состоянии, и пока что, несмотря на громкие обещания чиновников, ситуация так и не сдвинулась с места. Если кризис преодолеть не удастся, то работы могут лишиться 554 человека из 800, которые сегодня трудятся на заводе.
Надо сказать, что всего несколько лет назад ЗАО «Тролза» было вполне успешным предприятием, которое поставляло на российский рынок до 70% троллейбусов. В числе заказчиков предприятия числились даже Москва и Санкт-Петербург – крупнейшие в стране покупатели машин для общественного транспорта. Всего же троллейбусы «Тролзы» сегодня работают на линиях в 86 российских городах.
Но в этом году дела предприятия резко пошли под откос. На сегодняшний день завод выступает ответчиком в арбитражных судах сразу по шести искам на общую сумму 2,08 млрд рублей. Причём все они были поданы в этом году. В частности, только БМ-Банк взыскивает с предприятия 1 млрд рублей. А в марте этого года гендиректор компании Иван Котвицкий стал фигурантом уголовного дела о взяточничестве и по решению суда был заключён под домашний арест.
Примечательно, что при этом местные власти делали весьма многообещающие заявления. «Завод рентабелен, надо его финансово очистить, чтобы предприятие могло работать с банками, выходить на рынок, – заявлял губернатор Саратовской области Валерий Радаев. – Ни в коем случае нельзя проводить банкротство. Мы будем поддерживать предприятие, чтобы его сохранить». Кстати, несмотря на многочисленные судебные иски, «Тролза» до сих пор не растеряла всех заказчиков. В частности, по информации регионального минпромэнерго, у завода и по сей день имеются действующие контракты на 70 машин. Однако теперь появились опасения, что они выполнены не будут.
Дальше громких заявлений региональные власти пока не продвинулись, так что на прошлой неделе на заводе объявили о сокращениях. «На заводе началась первая, июньская, волна сокращений, – рассказал пресс-секретарь «Тролзы» Александр Дурасов. – Ситуация на предприятии без изменений. Пока никаких подвижек нет. Если ситуация не изменится, за первой волной сокращений последует вторая, июльская».
За ситуацией на «Тролзе» следят и в Госдуме, в частности к решению проблем предприятия подключилась депутат Ольга Алимова из комитета по транспорту и строительству. «Первоначально мне показалось, что был настрой, что заказы «Тролзы» могут выполнить и другие, но потом договорились, что будет разработан план помощи предприятию. Есть сведения о том, что нашлись инвесторы, которые хотят оздоровить экономику, но спешить не будем с выводами», – заявила парламентарий.
Впрочем, в итоге пока что никакого плана оздоровления представлено не было, и никто из инвесторов не изъявил публичного желания помочь заводу. Так что, судя по всему, ситуация будет развиваться именно по пессимистическому сценарию. Косвенным подтверждением тому может служить и тот факт, что «Тролза» отнюдь не единственный крупный работодатель области, где этим летом пройдут массовые сокращения. Так, по информации регионального министерства занятости, труда и миграции, по состоянию на 28 мая в регионе уже сократили 1,3 тыс. человек. А это всего лишь 30% от запланированного в этом году объёма. Помимо «Тролзы» масштабные сокращения ожидаются также на ООО «СЭПО-ЗЭМ», откуда будут уволены 450 человек. Кроме того, работу потеряют 394 сотрудника АО «Саратовские авиалинии».
Владислав Кочетков, президент инвестиционного холдинга «Финам»:
– У нас рыночная экономика, поэтому государству вмешиваться в проблемы конкретных предприятий, считаю, нет смысла. Но вот региональным властям необходимо более пристально следить за ситуацией. Ведь закрытие крупного предприятия может негативно сказаться и на ситуации с безработицей, и на региональном бюджете.
Рынок сегодня меняется, троллейбусы теперь всё меньше востребованы в городских системах общественного транспорта. Так что, возможно, здесь стоило бы подумать о перепрофилировании предприятия.