В сети появилась одна из главных премьер прошедшего года – приквел второго самого кассового анимационного фильма в истории «Муфаса: Король Лев». Рядом с ним разберём спортивную драму «Неукротимый».
Муфаса: Король Лев
(6+)
Реж. – Барри Дженкинс
В ролях – Аарон Пьер, Дональд Гловер, Келвин Харрисон мл., Тиффани Бун, Кагисо Ледига, Престон Найман, Блу Айви Картер, Джон Кани, Мадс Миккельсен
Производство – США, Канада
Приключенческий семейный анимационный фильм, являющийся приквелом «Короля льва» 2019 года. Режиссером фильма стал Барри Дженкинс, знакомый по независимым драмам «Лунный свет» и «Если Бил-стрит могла бы заговорить».
Фильм расскажет историю того, как осиротевшего львёнка по имени Муфаса приняли в львиный прайд на правах чужака. Там он подружился со львёнком по имени Така – наследником вожака прайда и будущим местным королём. Спустя несколько лет на их территорию вторгаются кровожадные белые львы, которые хотят подчинить себе все территории. Муфаса и Така вынуждены бежать, чтобы найти мифическую землю и основать свой собственный прайд.
Как бы критики и некоторые зрители не ругали «Короля льва» 2019 за «бездушность», «вторичность» и «паразитирование на оригинальном мультфильме», лента смогла собрать в мировом прокате более $ 1,663 млрд. До недавнего времени это была самая кассовая анимационная картина в истории, пока её не превзошла «Головоломка 2». Разумеется, студийные боссы не могли оставить такой прибыльный проект в покое, нужно было продолжение. Сиквелы были и у оригинального мультфильма 1994 года, правда, они во многом ему уступали и выходили сразу на видео. Вместо того чтобы продолжать сюжетную линию Симбы, студия приняла решение снять приквел, который расскажет историю Муфасы и становление главного антагониста серии – коварного дяди Шрама.

Создание проекта стартовало после послабления ковидных ограничений. Джон Фавро, снявший ленту 2019 года, покинул проект. На его место взяли Барри Дженкинса – режиссера фестивальных лент, который не имел опыта в работе с крупными проектами и не менее крупными бюджетами. Очевидно, что студия пристально контролировала процесс, а Барри Дженкинс нужен был лишь для относительно громкого имени и оскаровских регалий. Это практика для Disney совсем не новая. Фильму выдали $200 млн бюджета и, скорее всего, столько же потратили на маркетинг. Выйдя в мировом прокате в конце прошлого года, на данный момент фильм собрал более $542 млн, что значительно уступает показателям оригинального «Короля льва». Правда, и провалом назвать это нельзя – фильм принёс более $150 млн прибыли. Разбираемся, чем плох и чем хорош «Муфаса».

Первое, что стоит знать: история Муфасы подается в виде рассказа бабуина Рафики дочери Симбы, маленькой львице Киаре. Его рассказ попеременно будут прерывать бородавочник Пумба и сурикат Тимон. И по большому счету, всё это можно было бы вырезать и выкинуть. Фильм бы ничего не потерял, так как это совершенно не влияет на историю про восхождение Муфасы и Шрама. Но нам понятно, зачем создатели сделали именно так. Тимон и Пумба – единственные комические персонажи всего фильма, миссия которых – развлекать детей. В истории Муфасы и Шрама нет ничего весёлого, поэтому временами фильм прерывается на Тимона и Пумбу.

Второе, что надо понимать, – это всё еще мюзикл. То есть временами зверюшки танцуют и поют, якобы тем самым лучше раскрывая своих героев. Надо ли говорить, что музыкальные номера в одну калитку проигрывают саундтреку оригинального «Короля льва»? Приквел мог бы стать более самостоятельным, если бы не пытался подражать оригиналу. Но, видимо, студия слишком боялась менять формат своей картины таким образом. А мы не сомневаемся, что будь у Барри Дженкинса больше творческой свободы, он бы снял куда более мрачное и тяжеловесное кино. Но этого ему не разрешили, чтобы не отпугнуть целевую аудиторию. Зато позволили напихать тупых расистских аллегорий. Так, все плохие персонажи – белые. Белые, угнетающие коренное население. Что пришлые львы, что сам будущий Шрам. В то время как положительные герои – цветные. Топорная аллегория на колонизацию европейцами Африки, которая в детском мультфильме кажется абсолютно неуместной.

Сюжет также вышел кривым. Стартует фильм с дурацкой сцены, где молодой Муфаса оказывается оторванным от родителей. Затем его принимают в клан, хотя по закону джунглей альфа-самец ни за что бы не принял в прайд чужого львёнка. Более того, львы часто убивают котят других самцов, если становятся вожаками нового прайда. В общем, с законами дикой природы мультфильм не имеет ничего общего. И это было простительно для мультфильма 1994 года. Но когда нам подают фотореалистичную графику, то подобные условности начинают надоедать. Единственное, что вышло в сюжете относительно занимательным и интересным, так это середина. Но финал, убогий и донельзя глупый, портит всё впечатление о фильме. Финал – это просто убийство здравого смысла на глазах зрителей.

Но кое в чем этот фильм смог превзойти оригинал 2019 года. Специалисты по анимации прислушались к критикам, которые обвиняли геперреалистичных животных в отсутствии эмоций. На этот раз создатели хоть и не сделали животных более антропоморфными, но кропотливо поработали над мимикой, жестами и поведением персонажей. И это сработало. Нарисованные на компьютере животные стали куда лучше демонстрировать человеческие эмоции, что считывается зрителями. Если так можно сказать, то фильм стал менее «бездушным» несмотря на все сценарные огрехи.
Эпикриз: скромные кассовые сборы «Муфасы» скорее всего, поставят крест на потенциальных продолжениях в этой львиной франшизе. Смотреть это кино мы рекомендовать не станем.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Муфаса: Король Лев» (2024), реж. – Барри Дженкинс.
Неукротимый
(16+)
Реж. – Уильям Голденберг
В ролях – Джаррель Джером, Энтони Роблз, Дженнифер Лопес, Майкл Пенья, Дон Чидл, Бобби Каннавале, Майкелти Уильямсон, Шон Хэтоси, Ноен Перес, Карлос Солорзано
Производство – США
Спортивная драма, вышедшая на Amazon Prime Video. Поставил картину Уильям Голдберг, в прошлом успешный монтажер («Выжить», «Схватка», «Плезантвиль», «Сокровище нации» и др.), для которого это первая режиссерская работа. Фильм основан на книге Энтони Роблеса «Неудержимый: от аутсайдера к непобедимому: как я стал чемпионом», который рассказывает свою реальную историю.
Энтони (Джаррель Джером) родился с одной ногой. Врожденный порок не мешает парню идти к своей мечте, ведь он с ранних лет успешно занимается борьбой. Энтони живёт с матерью Джуди (Дженнифер Лопес), отчимом Риком (Бобби Каннавале) и тремя единокровными братьями и сёстрами. С отчимом у Энтони натянутые отношения из-за его деспотичных наклонностей. К тому же перед выпуском из школы встаёт вопрос: какой колледж выбрать.
В первую очередь это кино интересно тем, что в основе лежит реальная история одноногого парня, который посвятил свою жизнь борьбе. В общем-то, именно это делает фильм достойным просмотра, потому что в спортивных драмах уже очень и очень трудно чем-то удивить зрителя. На тему тернистого пути к успеху сказано уже, кажется, всё, что можно. Поэтому уже долгое время спортивные драмы опираются не на выдуманные истории, а на реально происходившие события. Именно так они куда сильнее способны заинтересовать и тронуть зрителя.
В остальном же нам показывают типичную историю целеустремленного героя, который долго и тяжело шел к своей мечте. Так долго и тернисто, что лента длится аж два часа, что для рядовой спортивной драмы многовато. Создатели попытались разбавить спорт семейными проблемами главного героя – продолжительным конфликтом с отчимом и серьезными финансовыми проблемами, из-за которых всему семейству грозило выселение на улицу. Это делает фильм более органичным, но всё равно его можно было бы сократить минут на двадцать без серьезного ущерба для истории.
В главной роли здесь отметился Джаррель Джером, который ранее снимался на втором и третьем планах. Наиболее известная работа Джерома – драма «Лунный свет». Здесь же актёр сумел показать, что может тянуть главные роли. Он создал образ спортсмена, который никому не давал делать себе поблажки, соревновался на равных и обходился без снисхождения окружающих. В некоторых сценах дублёром Джарреля Джерома выступал сам Энтони Роблз.
Помимо Джерома, в фильме отметились более именитые актёры. Так, маму Энтони сыграла Дженнифер Лопес, которая продолжает активно сниматься на стримингах. Майкл Пенья и Дон Чидл сыграли тренеров главного героя, которые, несмотря ни на что, верили в своего подопечного. А роль единственного антагониста – отчима Рика, досталась Бобби Каннавале, которому не впервой примерять на себя образы грубых мужланов.
Эпикриз: в «Неукротимом» нет ничего такого, что может отпугнуть любителя жанра. Единственный минус – излишняя затянутость. Всё остальное в этом кино на своих местах, что позволяет назвать фильм Уильяма Голдберга рядовым середнячком. Поклонникам жанра, а также зрителям, желающим посмотреть жизнеутверждающую реальную историю, рекомендуем.
Хороших выходных и приятного просмотра!