Версия // Бизнес // Можно ли предотвратить надвигающийся кризис суверенного долга

Можно ли предотвратить надвигающийся кризис суверенного долга

7249

Платить придется

В разделе

Несмотря на пандемию Covid-19, более чем 100 странам с низким и средним уровнем дохода все равно придется выплатить в общей сложности $130 млрд в счет погашения задолженности в этом году, причем примерно половина из них причитается частным кредиторам.

В виду серьезного снижения экономической активности и сокращения поступлений в бюджеты многие страны будут вынуждены объявить дефолт. Другие соберут все доступные ресурсы, чтобы заплатить кредиторам, сократив столь необходимые медицинские и социальные расходы. Третьи прибегнут к дополнительным заимствованиям.

Начиная с потерянного десятилетия Латинской Америки в 1980-х годах, и заканчивая недавним кризисом в Греции существует множество болезненных напоминаний о том, что происходит, когда страны не могут обслуживать свои долги. Сегодня из-за глобального долгового кризиса миллионы людей останутся без работы; также текущая ситуация приведет к нестабильности и насилию во всем мире. Многие будут искать работу за границей, потенциально подавляя системы пограничного контроля и миграции в Европе и Северной Америке. Еще один дорогостоящий миграционный кризис отвлечет внимание от насущной необходимости решения проблемы изменения климата. Такие гуманитарные чрезвычайные ситуации становятся новой нормой.

Этого жуткого сценария можно избежать, если начать действовать сейчас. Истоки сегодняшнего надвигающегося долгового кризиса понятны. Благодаря количественному смягчению государственный долг (в основном суверенные облигации) стран с низким и средним уровнем дохода более чем утроился со времен мирового финансового кризиса 2008 года. Суверенные облигации более рискованны, чем «официальный» долг многосторонних учреждений и агентств по оказанию помощи развитым странам, потому что кредиторы могут «сбрасывать» их по своему усмотрению, вызывая резкое обесценивание валюты и другие далеко идущие экономические сбои.

Еще в июне 2013 года звучали опасения по поводу того, что «близорукие финансовые рынки, работающие с недальновидными правительствами, закладывают основу для следующего долгового мирового кризиса». Теперь настал день расплаты. В марте этого года Организация Объединенных Наций призвала облегчить бремя задолженности наименее развитых стран мира. Несколько стран G20 и Международный валютный фонд приостановили обслуживание долга на этот год, и призвали частных кредиторов последовать их примеру.

Неудивительно, что эти призывы не были услышаны. Например, недавно созданная рабочая группа по частным кредиторам в Африке отвергла идею о скромном, но широкомасштабном облегчении бремени задолженности бедных стран. В результате налогоплательщики в странах-кредиторах вновь будут страдать от чрезмерного риска и неосторожного кредитования частными лицами. Единственный способ избежать этого – создать совокупный долг, который будет включать в себя и обязательства перед частными кредиторами. Но без решительных действий со стороны стран-заемщиков частные кредиторы вряд ли согласятся на это. Таким образом эти правительства должны ссылаться на насущную необходимость и форс-мажорные обстоятельства для обеспечения послаблений в обслуживании долга.

Но приостановка выплат не решит системную проблему чрезмерной задолженности. Для этого необходима глубокая реструктуризация. История показывает, что для многих стран недостаточная или запоздалая реструктуризация просто создает основу для нового кризиса. И длительная борьба Аргентины за реструктуризацию своего долга с непокорными, недальновидными и упрямыми частными кредиторами показала, что положения о коллективных действиях, призванные содействовать реструктуризации, не столь эффективны, как ожидалось.

По теме

Чаще всего за неадекватной реструктуризацией в течение пяти лет следует еще одна, которая несет огромные страдания со стороны тех, кто находится в стране-должнике. Даже кредиторы в долгосрочной перспективе проигрывают.

К счастью, существует альтернатива - добровольный выкуп суверенного долга, - которая используется недостаточно активно. Выкуп долгов широко распространен в корпоративном мире и доказал свою эффективность как в Латинской Америке в 1990-х годах, так и в греческом контексте. И у данного решения есть преимущество – оно позволяет избежать жестких ограничений, которые обычно сопровождаются долговыми свопами.

Основной целью программы обратного выкупа было бы снижение долгового бремени за счет обеспечения значительных скидок на номинальную стоимость суверенных облигаций и минимизации риска для частных кредиторов.

В долгосрочной перспективе необходим предсказуемый, основанный на правилах механизм реструктуризации долга, смоделированный на основе муниципального законодательства США о банкротстве («Глава 9»). Это будет соответствовать рекомендациям Комиссии экспертов ООН по реформированию международной валютно-финансовой системы после 2008 года.

Обычное возражение против таких предложений состоит в том, что они разрушают международный рынок капитала. Но опыт показывает обратное. Нельзя выжать воду из камня. Реструктуризация неизбежна, вопрос только в том, будет ли она упорядоченной.

В конечном счете, однако, следует заботиться не о здоровье рынков капитала, а о благосостоянии людей в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком. Сейчас, в разгар пандемии, существует острая необходимость в облегчении бремени задолженности. Только подход должен быть всеобъемлющим - в том числе частными кредиторами - а не просто погашением долга. Для этого есть все инструменты, необходима лишь политическая воля для их использования.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.08.2020 10:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх