// // Москве приходится осваивать в два раза больше товаров, чем другим регионам

Москве приходится осваивать в два раза больше товаров, чем другим регионам

422

Где тут логистика

2
В разделе

«За МКАД жизни нет» – эту расхожую фразу то ли в шутку, то ли всерьёз частенько можно услышать как от самих москвичей, так и от жителей регионов, приехавших в столицу за лучшей жизнью, хорошей работой и высокой зарплатой. Примечательно, что сегодня, когда времена дефицита, казалось, уже канули в Лету, Москва по-прежнему остаётся ещё и крупнейшим в стране центром, который потребляет подчас в разы больше, чем другие регионы.

Москва, как столица централизованного государства, всегда находилась на особом положении. Вспомните те же «колбасные электрички» позднего советского времени. Последнее 10-летие российская столица, действительно являющаяся одним из крупнейших мегаполисов мира, позиционируется ещё и как один из мировых финансовых и политических центров. Помимо того что столица объективно является самым ёмким рынком в стране, именно в Москве (а подчас и только в Москве) продаётся большая часть продукции премиум-класса. Причём в данном случае «премиум» далеко не всегда обозначает объективно дорогие товары. Речь может идти о продукции, которая оказывается просто не по карману жителям регионов. Простой пример: на Москву приходится 35% всего продаваемого в стране виски. «Этот напиток, как правило, не стоит дешевле 500 рублей, поэтому по нему ведётся отдельная статистика, – объясняет в интервью «Нашей Версии» глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. – В общей сложности в столице ежегодно продаётся 60% всего элитного алкоголя».

Интересно заметить, что при этом именно в Москве дорогие товары могут оказаться дешевле своих аналогов, продающихся в провинции. «Если говорить, например, про крупную бытовую технику, то в Москве, поскольку рынок ёмкий и конкуренция высокая, премиальные или предпремиальные товары стоят даже дешевле, чем в том же Новосибирске, Екатеринбурге или Челябинске. Просто потому, что там они продаются совершенно в других объёмах», – приводит пример ведущий эксперт исследовательского холдинга «Ромир» Игорь Березин.

Вместе с тем, как правило, в натуральном выражении доля рынка Москвы в каждом из потребительских сегментов (продукты питания, одежда и обувь, бытовая техника и т.п.) оказывается в прямой зависимости от доли населения города в населении всей страны. Иными словами, редко существенно превышает 10–15%. Если же подсчитывать долю Москвы в денежном выражении, тогда цифры тут же увеличиваются как минимум в полтора раза. «Есть такое понятие, как средняя реальная цена приобретения. В Москве она выше, не потому что цены выше, а потому, что в структуре питания большую долю занимают более дорогие продукты», – объясняет Игорь Березин. Например: Москва съедает порядка 7% продаваемых в стране картофеля или муки. Зато, если говорить о мясных деликатесах, то при среднем потреблении мяса в стране порядка 60 килограммов в год на человека оказывается, что на столицу приходится 20% дорогих мясных товаров, то есть примерно в три раза больше соответствующей доли населения. При этом в Москве в разы больше потребляют продуктов, не входящих в список первой необходимости. Так, по словам Игоря Березина, если средний показатель потребления соков в стране составляет 20 литров в год на человека, то в Москве эта цифра увеличивается ровно в два раза – до 40 литров. Аналогичная ситуация и на рынке лекарств: ни для кого не секрет, что сегодня зачастую только в столице можно купить редкие дорогостоящие препараты или лекарства от редких болезней. Всего на Москву, по словам гендиректора DSM-group Сергея Шуляка, в денежном выражении приходится 19% отечественного лекарственного рынка.

Парадоксально, но факт: традиция «потребительского туризма», существовавшая ещё с советских времён, жива до сих пор. Только если раньше в столицу ехали за продуктами, то теперь за автомобилями, импортной одеждой и обувью ведущих мировых производителей. «Автомобили, которые покупаются в автосалонах Москвы, совсем необязательно в итоге будут для Москвы и предназначены», – отмечает Игорь Березин, добавляя, что на сегодняшний день в стране есть как минимум три крупных канала, через которые в Россию завозятся импортные авто. Это Дальневосточное направление с центром в Хабаровске, Западное – Калининград и Санкт-Петербург, ну и, конечно, московский распределительный узел.

Кстати, Москва является ключевым распределительным логистическим центром не только для авторынка. Практически вся импортная одежда и обувь сначала доставляются в Москву, откуда частично потом развозятся по регионам. Похожим образом обстоят дела и с импортными продуктами питания. «Что касается одежды и обуви, то точно так же, как россияне, посещающие европейские центры моды, не упускают случая заодно прикупить что-то для гардероба, так и обеспеченные жители из регионов, посещая Москву, покупают что-нибудь из одежды. Ведь её несложно привезти», – добавляет Игорь Березин.

Опубликовано:
Отредактировано: 18.03.2013 16:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх