Версия // Общество // Минэкономразвития подготовило проект постановления для тестирования беспилотных автомобилей

Минэкономразвития подготовило проект постановления для тестирования беспилотных автомобилей

1307

Дадут волю

Минэкономразвития подготовило проект постановления для тестирования беспилотных автомобилей
(фото: publicdomainpictures/CC0 Community)
В разделе

В правительстве ведётся подготовка к выводу беспилотных автомобилей на дороги общего пользования в тестовом режиме. Эксперимент коснётся как машин с водителем в салоне, так и управляемых дистанционно. Эксперты уверены, что для реализации инициативы необходима масштабная подготовка: от улучшения дорожной инфраструктуры до проработки изменений в законодательстве.

Минэкономразвития разработало проект постановления, который установит правовой режим для эксплуатации автомобилей с автопилотом в рамках эксперимента. Текст постановления доступен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, сообщают «Известия».

Авторы документа предлагают разделить автомобили с автопилотом на две категории. В первую входят машины, в которых предполагается постоянное присутствие водителя-испытателя – он может находиться на месте водителя или в переднем пассажирском кресле. К второму типу относятся автомобили, которые перемещаются полностью автономно или контролируются удалённо.

В проекте постановления отмечается, что автомобили обеих групп должны быть оборудованы автоматизированной системой управления, обеспечивающей соблюдение ПДД и контроль обстановки на дороге с помощью «средств технического зрения». Эти системы должны безопасно и предсказуемо взаимодействовать с другими машинами и прочими участниками дорожного движения, а также давать адекватную реакцию на их возможные ошибки. Если система даёт сбой, машина должна дать об этом сигнал водителю и остановиться с соблюдением ПДД.

Существуют и другие обязательные требования к машинам с автопилотом. Они должны быть оснащены камерами, ведущими запись обстановки вокруг и действий водителя-испытателя (это требование рассчитано на ТС первой группы). На автомобиле должен быть наклеен знак «Автономное вождение» (буква А в белом треугольнике), а на правой стороне машины должен быть указан номер телефона, по которому можно связаться с компанией, осуществляющей тестовые испытания. Эта информация может понадобиться в случае ДТП с участием беспилотника или если инспектор ДПС захочет остановить машину в случае нарушения ПДД.

Водитель для беспилотника

Водители-испытатели также должны отвечать определённым требованиям. В их число входит стаж вождения не менее 3 лет. На роль испытателя не подойдут водители, которые в последние три года были лишены прав. Водитель должен сразу же взять управление транспортным средством на себя, если система даст ему сигнал о сбое или выходе за пределы территории штатной эксплуатации. Это требование касается и предотвращения аварийных случаев.

Если для тестирования машин первой группы воителю не нужно обладать какими-то особыми навыками, то со второй группой всё иначе. Кандидат должен проработать 100 часов под контролем специалиста, который будет двигаться рядом с беспилотником. Ещё 100 часов нужно управлять машиной самостоятельно. В случае, если эти этапы успешно пройдены, оператор получает право координировать перемещения сразу нескольких машин.

В соответствии с содержанием подготовленного Минэкономразвития документа, экспериментальная эксплуатация машин с автопилотом подразумевает оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа, в том числе за плату. Заниматься грузоперевозками компания, обладающая машинами с автопилотом, может только через два месяца тестирования пустых автомобилей. К перевозкам пассажиров машины с автопилотами допускаются лишь спустя полгода тестовой эксплуатации. Кроме того, машины должны иметь категорию М1, то есть не более восьми мест. Вместе с этим эксплуатант не обязан получать разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси.

По теме

Проблема ответственности

Одним из важнейших вопросов, которые возникают при обсуждении вывода машин с автопилотами на российские дороги, является ответственность в случае ДТП. Как отмечается в тексте проекта, компания, осуществляющая экспериментальные поездки беспилотников, должна застраховать риск ответственности на сумму не менее 10 миллионов рублей. Это требование касается каждого беспилотника, участвующего в экспериментальном режиме эксплуатации.

В Минэке отметили, что оформление ДТП с участием таких машин будет производиться в соответствии с ПДД, никаких исключений из этого правила не предполагается. При этом водитель-испытатель, который находится в машине, может быть привлечён к ответственности в случае, если он не произвёл необходимых действия, чтобы избежать аварии.

В случае, если авария произошла с участием беспилотника второй группы, который контролировали удалённо, оператор понесёт ответственность, только если он допустил ошибку. Если причиной аварии станет некорректная работа программы автопилота, к ответственности может быть привлечён разработчик или владелец ТС. Авария также является причиной остановки эксперимента до вынесения решения об отсутствии нарушений ПДД или правил эксплуатации беспилотника.

Где тестировать?

Тестирование беспилотных автомобилей будет производиться в 41 регионе России, в том числе Москве и Санкт-Петербурге. Определением дорог, на которых допустима эксплуатация машин с автопилотом, займётся Минтранс по согласованию с властями регионов, МВД и ФСО. Власти регионов, в свою очередь, ждут информации о технических требованиях к участкам дорог, на которых может проводиться такое тестирование.

Заместитель премьер-министра Республики Татарстан Роман Шайхутдинов в беседе с изданием отметил, что республика готова к проведению такого эксперимента. Более того, в татарстанском Иннополисе уже проводятся испытания беспилотника «Яндекса» с водителем-испытателем в кресле пассажира. За четыре года испытаний машины успели совершить 36 тысяч поездок.

В Ростовской области также сообщили о готовности принять первые беспилотники на дорогах региона. Вместе с этим в области затруднились ответить на вопрос, где именно будут проходить испытания, для этого необходимо ознакомиться с требованиями к таким дорогам.

В 2021 году было решено, что одним из участков, на которых будут проводиться испытания, станет трасса М-11 «Москва — Санкт-Петербург». Тестирование может пройти и на других скоростных участках.

Эксперты, в свою очередь, отмечают, что для запуска эксперимента нужно серьёзно поработать над улучшением дорожной инфраструктуры. К примеру, программа ориентируется на разметку на дорогах, и на тех участках, где она стёрта, система может её не распознать. Кроме того, потребуются изменения в КоАП и ПДД. В частности, вопросы возникают, если в машине нет водителя, и она контролируется удалённо.

В Минэкономразвития не смогли уточнить сроки начала эксперимента. Подготовленный проект постановления должен быть изучен в Минтрансе, МВД и Минпромторге, а также пройти согласование с властями регионов и бизнес-сообществом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.08.2022 19:00
Комментарии 0
Наверх