Версия // Общество // В 1973 году ВМФ СССР наблюдал за работой американских вертолетов-тральщиков

В 1973 году ВМФ СССР наблюдал за работой американских вертолетов-тральщиков

1457

Заключительный аккорд

В 1973 году ВМФ СССР наблюдал за работой американских вертолетов-тральщиков
В разделе

Добывать информацию о технических характеристиках оружия вероятного противника можно несколькими способами. Используются возможности агентурной разведки. Обязательной компонентой в системе получения информации являются все виды технической разведки – спутники, радиотехническая разведка, в военно-морском флоте – специальные корабли ОСНАЗ. Даже фотографирование внешнего вида нового корабля может помочь понять его возможности.

Сюжет: Армия

Начиная с конца ХХ века, а особенно в XXI веке возросла роль анализа открытых источников информации – технические издания, социальные сети, профильные выставки и так далее. Очень редко выпадает возможность визуально и с помощью технических средств наблюдать боевую работу вероятного противника вблизи. В этой статье мы расскажем о специальной операции Тихоокеанского флота по наблюдению за ВМФ США, которые, согласно Парижскому соглашению, проводили разминирование вод Северного Вьетнама в том числе с помощью нового тогда оружия – вертолетов-тральщиков. Для советских моряков и конструкторов очень важно было понять и оценить новый способ траления. Итогом этой операции стало появление вертолетов-тральщиков в составе советского ВМФ.

Парижская конференция 1973 года

Одним из ключевых моментов в Вьетнамской войне стала Парижская конференция 1973 года. К 1972 году, благодаря помощи СССР и социалистических стран, Вьетнам накопил военный и экономический потенциал. Боевые действия перешли на территорию Южного Вьетнама. Надо понимать, что авиация США подвергала при этом территорию ДРВ массированным авиационным ударам. Чтобы спасти Южный Вьетнам и сохранить свою пошатнувшуюся репутацию в мире (самая мощная капиталистическая держава не может победить небольшую страну в Юго-Восточной Азии), в США приняли решение о морской блокаде Вьетнама. В течение 10 месяцев с самолетов было выставлено около 11 000 авиационных донных мин различных модификаций. Об этой операции, получившей в США название «Карманные деньги» смотри статью «Операция «Карманные деньги»».

Её итоги воспринимаются по-разному. В Америке считают, что только морская блокада заставила Северный Вьетнам сесть за стол переговоров. В Советском Союзе мнение было другое. Действительно, Вьетнам испытал трудности от воздействия блокады. На порт Хайфон приходилось 85% грузов, привозимых морем, и 100% поставляемых в страну нефтепродуктов. Но, во-первых, поток вооружений в страну не был перекрыт, так как оно поступало через китайско-вьетнамскую границу, а во-вторых, советские минеры всё-таки сделали вьетнамские порты способными принимать грузы. Не в тех количествах, что были до минной блокады, но суда заходили во вьетнамские порты. А самое главное, через два года, в 1975 году, войска Северного Вьетнама вошли в Сайгон. Вьетнам, наконец, стал единой страной.

27 января 1973 года в Париже Министры иностранных дел ДРВ и Республики Южный Вьетнам, представители Временного революционного Правительства Республики Южный Вьетнам и представители США подписали соглашение. Кроме военных аспектов на материке в этом соглашении было прописано, что США должны разминировать воды Северного Вьетнама для восстановления беспрепятственного судоходства. Тогда США ещё выполняли принятые международные обязательства, и после подписания соглашения корабли 7 флота США приступили к подготовке к разминированию.

Действия американского флота

По теме

Оказалось, что сразу же после начала минирования вод ДРВ перед штабом 7-го флота США была поставлена задача – разработать план разминирования акватории. Что интересно, задача разминирования была поставлена перед тем же штабным офицером, который разрабатывал план минирования вьетнамских портов. Эти планы приобрели черты законченного документа, когда Госдепартамент США заявил, что разминирование станет частью будущих договоренностей. План получил название «Formation Sentry». Номер после названия показывал изменения, которые вводились в план. Для реализации этого плана было создано специальное 78-ое оперативное соединение CINCPAC в составе 7-го флота. Разминирование было решено проводить совместно морскими минными тральщиками и вертолетами-тральщиками – новинкой в те годы.

Всего в состав 78-го оперативного соединения было включено 65 вертолетов и 25 боевых кораблей и вспомогательных судов. Носителями тяжелых вертолетов-тральщиков стали два десантных вертолетоносца «Inchon» LPH-12 и «New Orleans» LPH-11 и три десантно-вертолетных корабля-дока «Dubuque» LPD-8, «Odgen» LPD-5, «Cleveland» LPD-7. Обычное траление должны были проводить десять морских тральщиков «Engage» MSO-433, «Enhance» MSO-437, «Force» MSO-445, «Fortify» MSO-446, «Illusive» MSO-448, «Impervious» MSO-449, «Inflict» MSO-456, «Leader» MSO-490, «Conquest» MSO-480 и «Esteem» MSO-438. Обеспечивали операцию два танкодесантных корабля (реально участвовал один – «Washtenaw County» LST-1166), три спасательных судна, шесть буксиров морского и океанского класса, один крейсер и два эсминца. Последние предназначались для охраны района траления. Были задействованы три эскадрильи вертолетов-тральщиков RH-53D «Sea Stallion» и смешанная вертолетная эскадрилья для обеспечения работ – четыре вертолета UH-1E и шесть спасательных СН-46. Флагманским кораблем 78-й оперативной группы был десантный вертолетоносец «New Orleans» LPH-11, на котором держал свой флаг контр-адмирал Брайен Макколи.

По теме

4 ноября 1972 года (ещё до подписания Парижского соглашения), американцы начали боевое развертывание – корабли, вспомогательные суда и вертолеты стали сосредотачиваться на военно-морской базе Субик-Бей на Филиппинах. Переговоры в Париже были сложными, поэтому, когда они зашли в тупик, развертывание было приостановлено. В конечном итоге, на конференции в Париже пришли к соглашению, и 24 января 1973 года работы по разминированию перешли в практическую стадию – тральщики выдвинулись в район траления, а экипажи вертолетов приступили к тренировкам.

Разминирование

5 февраля Макколи и 14 офицеров штаба прибыли в Ханой. До Хайфона они долетели на советском Ил-14. 6 февраля четыре тральщика начали траление в 35 морских милях от порта Хайфон. Этот район был выбран как место стоянки кораблей, на которых базировались вертолеты-тральщики. Поскольку эти воды по определению были враждебные для американцев, тральщики охранялись крейсером УРО «Worden» DLG-18 и эсминцем «Epperson» DD-719. Для навигационно-гидрографического обеспечения работы вертолетов-тральщиков была развернута автоматическая радионавигационная система «Рейдист» DR-1, имеющая дальность действия до 200 миль и точность определения места вертолета-тральщика в 1-3 метра. Три пункта системы были развернуты на берегу, четвертый был на буксире «Tawasa» ATF-92. стоящим на якоре.

27 февраля вертолеты начали тралить главный фарватер при подходе к порту Хайфон. Одновременно аналогичное траление проводилось в акватории у портов Камфа и Хонгай. Постепенно траление распространилось и на другие акватории. Вертолеты-тральщики работали как группами по 2-3 машины, так и одиночными вертолетами, с перекрытием, так называемых, тральных полос. Время работы вертолета составляло 1,5 -2 часа. Один вертолет совершал до четырех вылетов в светлое время суток. Так как ставились мины с различными установками на приборах, вертолетам приходилось тралить одну полосу несколько раз, чтобы гарантировать отсутствие мин. Американцы использовали вертолетные тралы типов Mk 104, Mk 105 и SPU-1. Забегая вперед, скажем, что именно применение этих тралов и интересовало ОСНАЗ Тихоокеанского флота.

Уже после окончания траления была подведена статистика. Почти все мины самоликвидировались по тем, или иным причинам ещё до траления. Так, 4 августа 1972 года американские летчики были свидетелями того, как в течение 30 секунд взорвались порядка 60 мин. Такой самоподрыв оставался загадкой длительное время, пока американские ученые не выяснили, что в тот день была сильная магнитная буря. Поскольку чувствительность донных мин была очень высока (они взрывались, если к ним на расстоянии 50 см подносили наручные часы «Победа»), то магнитное буря «ликвидировала» целое минное поле. В марте 1973 года, например, вертолеты-тральщики подорвали только четыре мины! Напомним, что американцы установили 11 000 мин. Не надо забывать, что на всех минах стоял еще и ликвидатор, настроенный на активную работу мины в течение 180 дней.

Во время разминирования случилось три ЧП. 17 марта на тральщике «Enhance» MSO-437 произошел пожар, который был потушен с помощью спасательного судна «Safeguard» ARS-25. В этот же день разбился вертолет-тральщик RH-53D. А 5 марта трал, буксируемый вертолетом, столкнулся с вьетнамской джонкой. Трал получил повреждение.

Слежение за американским флотом

Технологический рывок в 60-х – 70-х годах ХХ века привел к появлению в военно-морских флотах новых видов вооружения. Некоторые первоначально казались очень перспективными, но, в конечном итоге, от них отказались. Это в полной мере относилась и к вертолетам-тральщикам. Вначале идея использовать вертолет для траления морских мин пользовалась популярностью в военно-морских кругах. Главным её достоинством являлось то, что экипаж вертолета при тралении не подвергался опасности. Во многих странах проводились работы по проектированию вертолетных тралов. Забегая вперед, скажем, что боевое траление проводили только американские вертолеты-тральщики RH-53D в 1973 и 1984 годах и советские винтокрылые тральщики Ка-25БТ и Ми-8БТ в 1984 году. О событиях 1984 года – международной операции по разминированию Суэцкого канала и Красного моря смотри статью «Забытые войны эпохи развитого социализма. Мины в Красном море». Всего в Советском Союзе были приняты на вооружение три типа вертолетов-тральщиков: Ка-25БТ, Ми-8БТ, Ми-14БТ. Четвёртым вертолетом должен был стать Ка-27ПМ, но он дальше уровня проекта не пошел. Аналогичная ситуация сложилась и у американцев. Выяснилось, что тральщики-искатели мин значительно более эффективно борются с минной угрозой, и при этом безопасность экипажа гарантируется.

По теме

В 1973 году для американцев применение вертолетов-тральщиков в боевых условиях было первым, и они по ходу работы отрабатывали тактику их применения. Для советского флота было очень важно отследить действия американских моряков, и собрать информацию, необходимую советским разработчикам аналогичного вооружения. К тому же возможностью наблюдения за действиями потенциального противника в боевых условиях, нельзя было пренебречь.

В соответствии с приказом Главкома ВМФ для действий в Тонкинском заливе и Южно-Китайском море был сформирован специальный оперативный отряд в составе пяти малых разведывательных кораблей МРЗК «Анероид» (флагман), «Протрактор», «Курсограф», «Барограф», «Гидрограф», двух морских тральщиков проекта 264А из 47 бригады охраны водного района (ОВР) МТ-4 и МТ-5. Топливом отряд обеспечивал военный танкер «Владимир Колечинский». Район разведывательной операции охватывал акваторию от Хайфона до Дананга.

Удивительным была запоздалая реакция тихоокеанцев. Американцы, в общем-то, не делали секретов из своих приготовлений. На Тихоокеанском же флоте формирование отряда проводилось в экстренном порядке. Так, по воспоминанием моряков, назначенного командиром отряда капитана 1 ранга Д.Т. Лукаша вызвали в штаб флота прямо с похорон матери, на подготовку к походу отвели одни сутки, при этом практически все корабли, включенные в отряд, находились в море в разных районах. Их необходимо было еще собрать.

Перед тихоокеанскими кораблями ОСНАЗ были поставлены следующие задачи:

– Вскрыть деятельность минно-трального соединения при реальной боевой работе.

– Понять тактику боевого траления с помощью вертолетов-тральщиков.

– Определить типы и параметры вертолетных тралов.

– Определить возможности автоматической радионавигационной системы «Рейдист» DR-1.

– Понять границы погодных условий, при которых возможно применение вертолетов-тральщиков и определить коэффициент боевого использования RH-53D.

МРЗК «Протрактор», «Курсограф» и «Гидрофон» уже находилась в Тонкинском заливе и Южно-Китайском море. 16 февраля из Владивостока вышел МРЗК «Анероид», а 23 февраля – МРЗК «Барограф». Тральщики вошли в состав отряда 1 марта. Первоначально планировалось, что они будут нужны, чтобы проводить разведывательные корабли за собой по минным полям. Но к моменту их прибытия такая необходимость отпала. Поэтому на них перешли группы ОСНАЗ с аппаратурой, и тральщики встали на якорь в отведенных им точках, став своеобразными постами радиотехнической разведки.

По воспоминаниям ветеранов тихоокеанского ОСНАЗ «…проводилось профессиональное фотографирование… кораблей, вертолетов и тралов. Определялись скорость и курсы вертолетов-тральщиков, расстояние между галсами, их длина и результаты траления» осуществлялся перехват радиосообщений и их оперативный перевод.

Американцам такая деятельность, естественно, не нравилась. Один из американских буксиров имитировал таран МРЗК «Анероид», который стоял на якоре. Буксир прошел в нескольких метрах от носа «Анероида», задев своими винтами якорную цепь разведывательного корабля.

Миссия заканчивалась. Сначала ушли на свои базы тральщики, передав на борт разведывательных кораблей группы ОСНАЗ. Первым закончил боевую службу МРЗК «Курсограф», за ним ушли другие разведывательные корабли. У берегов Вьетнама остался МРЗК «Барограф», но его задачи уже были другие.

Заключение

Информация, полученная от тихоокеанской разведки, была передана в вертолетные КБ. Как мы уже говорили, она позволила принять на вооружение три типа вертолетов-тральщиков, которые через 11 лет приняли участие в международной операции по тралению мин в Египте. История вертолетов-тральщиков была недолгой. В дальнейшем главным средством противоминной борьбы стали тральщики-искатели мин с подводными телеуправляемыми аппаратами и боевыми пловцами. Но это уже другая история.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.07.2022 16:28
Комментарии 0
Наверх