// // Минтранс и Российский союз туриндустрии создают препятствия обновлению автобусного парка?

Минтранс и Российский союз туриндустрии создают препятствия обновлению автобусного парка?

6724

Поедем, помолясь

3
В разделе

С 1 января 2018 года должен вступить в силу важный пункт правительственного постановления № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами». Он налагает запрет на использование для перевозок групп детей машин, возраст которых превышает 10 лет. Похоже, что реализация данного пункта постановления откладывалась трижды - с 2014 года. Возможно, он вовсе не заработает. Это означает, что жизни детей по-прежнему будут зависеть от отслуживших свой век автобусов. Кому выгодно переносить сроки реализации постановления?

В июле на российско-финской границе произошел с одной стороны комический, с другой – довольно показательный инцидент. Пограничники сопредельного государства, оценив состояние туристического автобуса, запретили ему не только пересекать границу, но вообще двигаться с места. В итоге 30 человек были вынуждены добираться до Санкт-Петербурга на попутных машинах. Примечательно, что полуразвалившийся автобус незадолго до инцидента прошел техосмотр, а перевозчик имел все необходимые для ведения деятельности разрешения. К сожалению, этот случай является наглядной иллюстрацией происходящего в российской транспортной сфере.

Количество аварий с автобусами растет

В текущем году на российских дорогах резко возросло количество аварий с участием автобусов. Согласно статистике, за первые восемь месяцев 2017 года число аварий по сравнению с таким же периодом 2016 года выросло на 43 процента. Глава отдела технадзора ГИБДД МВД РФ Сергей Чипурин сообщил, что в текущем году правоохранители выявили около 2500 нарушений правил перевозки групп несовершеннолетних. Возбуждено 250 уголовных дел в отношении юрлиц и 870 в отношении должностных лиц. Большинство нарушений связано с плохим техническим состоянием транспортных средств.

При этом именно технические проблемы являются причиной большинства ДТП с участием автобусов. К примеру, в августе в Керченский пролив упал автобус с отказавшими тормозами, жертвами ДТП стали 19 пассажиров. Через несколько месяцев во Владимирской области из-за севшего аккумулятора в автобус врезался поезд – 16 погибших.

Несмотря на всю тревожность ситуации, все попытки властей навести порядок в сфере пассажирских перевозок наталкиваются на ожесточенное сопротивление со стороны бизнеса и его покровителей в правительстве.

Кто продвигает перенос запрета?

Правительственное постановление, которое упоминалось выше, сразу же после его принятия в 2013 году закономерно вызвало негодование представителей транспортной отрасли. Недовольство вполне можно понять: по состоянию на сегодняшний день возраст около 90 процентов автопарка превышает 10 лет. Для осуществления перевозок детей было бы нужно закупать новые автобусы. Покупка техники с пробегом 700-800 тысяч километров сейчас обходится в 1-1,5 миллиона рублей, за год такой транспорт может принести своему владельцу прибыль в 10-15 миллионов. Выгода огромна, поэтому перевозчики и перешли в наступление на законопроект.

По теме

Четыре года назад проводником интересов бизнесменов можно было назвать Российский союз туриндустирии (руководитель - Сергей Шпилько). Лицом мощной пиар-кампании против инициативы стала член президиума союза Ирина Тюрина. В выступлениях перед прессой она уверяла, что «постановление N1177 нанесло вред автобусному парку и никак не повысило безопасность перевозок». При этом, кажется, РСТ не особенно скрывал тот факт, что именно он мешал принятию инициативы.

Пиком кампании должна была стать запланированная на 15 ноября акция – детей обещали бесплатно покатать на старых автобусах, тем самым демонстрируя их якобы безопасность. Местные власти предложение сочли неуместным и запретили акцию. К слову, незадолго до флешмоба под Ярославлем произошла авария, в которой пострадали дети.

Вероятно, инфокампанию РСТ и лично Тюрина организовали не на свои деньги. Похоже, что спонсорами выступали перевозчики, которых РСТ активно «обрабатывал» четыре года. Как отмечает источник «Руспрес», против постановления правительства орудует мощное лобби. Активнее всех интересы перевозчиков, по-видимому, защищает именно Минтранс. Вероятно, чиновники ведомства позабыли, чем закончилась история компании «Трансаэро», которая тоже любила использовать рухлядь. История с банкротством компании вызвала громкий скандал. Теперь же ведомство зачем-то пытается повторить ситуацию в сфере автоперевозок? Может быть, глава министерства Максим Соколов не подозревает, чем занимаются его подчиненные?

В Минтрансе понимают, что отсрочить реализацию постановления уже не получится и теперь, вероятно, стремятся исключить из него спорную норму о 10-летнем возрасте машин. Отмена постановления является временной мерой – парк не прекращает стареть. Но к тому времени, когда отрасль «встанет», министерские лоббисты скорее всего будут далеко от России и не с пустыми карманами.

Парк не молодеет

Постановление было принято четыре года назад, а состояние автобусов только ухудшается. Оказавшиеся в подвешенном состоянии перевозчики не только не покупают новую технику, но и не инвестируют в обслуживание уже имеющейся. Это дает широкий простор различным серым схемам прохождения техосмотра, торговли контрафактными комплектующими и прочим противозаконным ухищрениям. Но винить в этом постановление неправильно: детские туры составляют малую часть бизнеса, причина кроется в нежелании перевозчиков обновлять парк.

Не меняют ситуацию и различные госпрограммы, призванные стимулировать компании к обновлению автопарка. 850 тысяч дотаций погоды не делают, ведь самый дешевый новый 50-местный автобус стоит не менее 6 миллионов, тогда как старый можно купить за 1-1,5 миллиона рублей. Положительные тенденции наблюдаются лишь в сфере школьных перевозок. В текущем году в рамках госпрограммы было поставлено 2,5 тысячи новых машин.

Между тем, сложившаяся ситуация обсуждается уже на уровне главы государства. В июле на правительственном совещании Владимир Путин отметил рост количества аварий с участием автобусов. Как отметил президент, рост числа ДТП начал наблюдаться с 2011 года, когда было отменено лицензирование таких перевозок.

По итогам встречи Путин поручил Минтрансу и МВД разработать меры по улучшению ситуации. Не смотря на это, похоже, что транспортное ведомство решило всеми силами поддержать практику использования разваливающихся автобусов для перевозки детей. Заручившись поддержкой профильного ведомства, перевозчики смогут и дальше рисковать жизнями детей ради прибыли.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.12.2017 13:00
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх