Версия // Общество // Минстрой спускает на тормозах программу по расселению аварийного жилья

Минстрой спускает на тормозах программу по расселению аварийного жилья

13263

Пока не рухнет

Минстрой спускает на тормозах программу по расселению аварийного жилья (фото: Лев Федосеев/ТАСС)
В разделе

Похоже, что россиянам, проживающим в аварийном и ветхом жилье, больше не стоит рассчитывать на то, что государство однажды предоставит им новые квартиры. В последние дни прошлого года был принят инициированный Минстроем закон, который фактически ставит крест на программе по расселению ветхого и аварийного жилья.

Замысел Минстроя понятен: средств на реализацию программы по расселению аварийного жилья нет. Однако, поскольку проект этот социально значимый, да ещё и находящийся на контроле у президента, надо найти выход, чтобы формально поручение было выполнено. Как заявляется, новый закон должен только улучшить ситуацию с расселением. Но на поверку оказывается, что за дымовой завесой красивых фраз скрывается банальный срыв программы.

Ключевым положением закона стало то, что федеральный центр фактически дистанцируется от решения проблемы аварийного и ветхого жилья, спуская её на региональный уровень.

«Мы объединили все положительные практики и эти опции прописали в федеральном законе, – презентовал своё детище глава Минстроя Владимир Якушев. – Субъект может потратить деньги на строительство маневренного фонда, на создание института льготной ипотеки или потратить средства на возмещение или на предоставление квартир. Субъект совместно с муниципалитетом принимает решение, какими опциями пользоваться».

Однако в Минстрое, похоже, намеренно закрывают глаза на то, что до настоящего времени решение проблемы с ветхим жильём буксовало исключительно потому, что в регионах не было на это денег.

«Около 70% или даже больше субъектов РФ – дотируемые, – констатирует лидер партии «СтопЖКХ» Сергей Креков. – Некоторые из них даже занимались тем, что перекидывали себе в бюджет деньги из Фонда капитального ремонта. Так что финансировать программу по расселению аварийного жилья просто непосильно для них».

Вместо жилья – копеечные компенсации

Своим новым законом Минстрой фактически наделил регионы максимально широким кругом полномочий по расселению аварийного жилья. Только вот для граждан подобные нововведения, похоже, обернутся боком.

Так, например, по предложению Минстроя в законе зафиксирована возможность выплатить собственникам аварийного жилья денежную компенсацию. То есть строительством новых квадратных метров отныне можно вообще не заморачиваться, а просто взять да и раздать всем деньги.

«С учётом дефицита средств вряд ли регионы захотят строить жильё, скорее всего они предпочтут дать компенсацию и снять ответственность с себя за дальнейшую судьбу людей, – отмечает депутат Госдумы Наталья Костенко. – Тем более что в регионах начала складываться негативная практика в этом смысле – широкий резонанс получило расселение граждан в Татарстане, где людям заплатили по 11 тыс. рублей за квадратный метр, но реальная стоимость жилья составляла 35 тысяч».

С принятием нового закона подобное вольное обращение с оценочной стоимостью станет не разовыми прецедентами, а обычной практикой, предупреждают эксперты. Ведь речь идёт об оценке аварийного и ветхого жилья, рыночная стоимость которого по факту не то что равна нулю, а скорее уже находится где-то в отрицательных значениях. Оценке мог бы подлежать земельный участок, на котором находится аварийный дом, однако приватизацию земли под жилыми домами наши чиновники по понятным причинам одобрять не спешат.

«В результате оценщики просто должны будут предположить, сколько бы могла стоить квартира в аварийном доме, если бы в ней можно было нормально жить. То есть в систему оценки будет изначально закладываться некая гипотеза. Это даже не бред, это уже какая-то шизофрения», – негодует Сергей Креков.

В довершение ко всему Минстрой предлагает гражданам, получившим копеечные компенсации за своё изношенное жилье, взять – внимание! – льготную ипотеку, дабы самим купить себе новую квартиру.

«В аварийных домах живут люди не потому, что им там нравится, а потому, что у них нет возможности улучшить свои жилищные условия и вряд ли им в принципе банки одобрят ипотеку», – отмечает Наталья Костенко.

Впрочем, в Минстрое, похоже, решили не заморачиваться на подобных мелочах: нет денег на покупку новой квартиры – живите в бараках и ждите, когда государство вам что-нибудь построит. Может быть, ещё через несколько десятилетий.

Расселение в никуда

Кстати, как именно будет проходить расселение при строительстве нового жилья, даже если таковое состоится, тоже не очень понятно. Минстрой предлагает сначала выселить людей из аварийных домов в так называемый маневренный фонд, а оттуда – не позднее чем через два года – переселить их в новые квартиры.

Вот только о «богатстве» маневренного фонда говорить не приходится. Именно в те самые маневренные фонды должны переселять людей в случае, например, стихийных бедствий. И каждый раз при возникновении паводков, наводнений или ураганов оказывается, что жить людям негде.

«Дело в том, что ни в одном регионе маневренного фонда нет, – констатирует Сергей Креков. – Вот и получается, что гражданина ставят в ситуацию: вот тебе некая сумма денег, иди умри, где и как хочешь, а мы тебе ещё предложим льготно побывать в рабстве у банка. Это просто людоедство какое-то».

Кстати, средства на строительство отсутствующего ныне маневренного фонда Минстрой предложил регионам взять из тех же бюджетов, которые идут на расселение аварийного жилья. По факту это может означать, что маневренный фонд лишь формально будет являться таковым, а по сути станет наглядной иллюстрацией того, что нет в мире ничего более постоянного, чем временное.

«Я считаю, что Минстрой пошёл неправильным путём при формировании дополнительных механизмов расселения программы аварийного жилья. При обсуждении концепции законопроекта рассматривались разные варианты», – отмечает Наталья Костенко.

Впрочем, у самого Минстроя, похоже, вариантов не было. Программу требовалось похоронить во что бы то ни стало. Что и было сделано.

Растраченные миллиарды

Решить проблему аварийного жилья власти пытаются уже давно. Не далее как в 2013 году Владимир Путин обещал, что в последующие несколько лет в стране будет ликвидирован весь аварийный фонд. Тогда на эти цели из федерального бюджета предлагалось выделить 126,6 млрд рублей.

По оценкам чиновников, в те годы доля аварийного фонда составляла около 0,5% многоквартирных домов. Впрочем, эта цифра изначально оказалась занижена – даже по официальным данным Росстата, доля аварийных домов в 2013 году составляла 0,7%. С тех пор количество непригодного для жизни жилья год от года только увеличивается.

Зато если вопрос со строительством нового жилья решить не удалось, то статистику власти победили успешно. С 2014 года Росстат больше не ведёт учёт аварийного жилья, а все данные предоставляются регионами и суммируются в Минстрое.

У подобных статистических махинаций есть важнейшая идеологическая подоплёка: теперь от каждого региона поступают лишь победные сообщения о том, сколько квадратных метров аварийного жилья им удалось ликвидировать. Только вот понять, сколько ещё развалившегося жилья осталось, невозможно.

По экспертным оценкам, ещё в 2013 году для расселения аварийного жилья требовалось порядка 5 трлн рублей. О выделении такой космической суммы в правительстве ни тогда, ни сейчас даже не думали. Нынешняя программа расселения является частью нацпроекта «Жильё и городская среда». Финансирование всего нацпроекта подразумевает выделение 1,066 трлн рублей, на аварийное жильё потратят только половину – 507,2 млрд рублей. Сколько же из них в реальности пойдёт на дело – отдельный вопрос. Так, по итогам 2019 года, согласно данным мониторинга Фонда содействия реформированию ЖКХ, нарушения в расходовании средств были выявлены в 24 регионах на общую сумму 217,6 млн рублей.

Интересно заметить, что, хотя нарушения выявляются буквально во всех регионах страны, о громких уголовных делах против региональных коррупционеров что-то не слышно. Разве что в Башкортостане в 2018 году под следствием оказались замглавы администрации Уфы и начальник городского управления капстроительства из-за махинаций с договорами с застройщиками. Также в 2017 году произошёл скандал в Чувашии: глава администрации Ибресинского района получил копеечный штраф 10 тыс. рублей за нарушение сроков переселения граждан из аварийного жилья.

Можно предположить, что в федеральном центре нарушения хотя и фиксируют, но предпочитают закрывать на них глаза, дабы программу по аварийному жилью окончательно спустить на тормозах.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.01.2020 08:30
Комментарии 0
Наверх