Версия // Общество // Минобороны заставляет пилотов платить за разбитые самолёты

Минобороны заставляет пилотов платить за разбитые самолёты

35153

Попал на миллиард

2
В разделе

Семь лет тюрьмы и свыше миллиарда рублей возмещения ущерба – такое наказание грозит военному лётчику майору ВКС РФ Василию Савельеву, который в сентябре 2020 года во время учебного воздушного боя по-настоящему сбил самолёт «противника». Как всё это произошло и насколько справедливы обвинения в адрес военного лётчика?

Следствие считает, что виновником происшествия является именно майор Василий Савельев, который нажимал на гашетку авиапушки. Более того, обвинительный вердикт гласит, что это «привело к подрыву боеготовности войсковой части и, как следствие, угрозе причинения вреда интересам безопасности государства». Пилоту предъявлено обвинение по ст. 351 УК РФ «Нарушение правил полётов или подготовки к ним». Максимальное наказание – семь лет лишения свободы. Также велика вероятность, что Минобороны предъявит лётчику гражданский иск с требованием возместить стоимость потерянной машины. Речь идёт о сумме более миллиарда рублей.

Выстрелил и чуть не убил

Чрезвычайная ситуация произошла 22 сентября 2020 года. Тогда во время воздушного спарринга майор Василий Савельев, пилотировавший Су-35С, и поразил условного противника – истребитель Су-30М2 из авиапушки ГШ-301. Конечно, планировалось, что «огонь» будет вестись из фотопулемёта. Но на самом деле стреляло реальное боевое орудие. В результате в крыло самолёта попали пять 30-миллиметровых снарядов. К счастью, пилоты Су-30М2 успешно катапультировались. А вот сама боевая машина не подлежит восстановлению.

Формально следователи правы, согласно руководству по лётной эксплуатации самолёта Су-35С перед выполнением фотострельбы лётчик должен «направить самолёт в безопасном направлении, нажать на гашетку «ОГОНЬ», убедиться в том, что стрельба не производится». Лётчик данное требование не выполнил, он нажал на гашетку сразу.

Как рассказывают опрошенные эксперты, такое правило перестраховки появилось в начале 1980-х, после того как во время учений в районе озера Балхаш истребитель МиГ-25 подбил другой истребитель в учебном бою. Более того, было введено правило вообще не использовать во время учений боеприпасы, а подтверждать результат воздушного поединка исключительно фото- и видеофиксацией. Боекомплект устанавливается лишь на самолётах дежурных расчётов, готовых к реальному применению по нарушителям воздушного пространства.

Не разрядили и не предупредили

Однако обвинять одного лишь Савельева было бы не совсем справедливо. Как выясняется, к прошлогоднему ЧП привела цепь случайных событий. За месяц до рокового воздушного боя самолёт находился на боевом дежурстве, для выполнения которого его обязательно оснащают соответствующими средствами поражения. На Су-35С были подвешены боевые ракеты, а пушку зарядили боевыми снарядами. После снятия самолёта с боевого дежурства авиационные техники обязаны были машину разоружить и зафиксировать это в соответствующих документах. Выполняет и контролирует процесс вооружения/разоружения и технического обслуживания исключительно технический состав, а не лётчик. Однако необходимые технические работы сделаны были только отчасти. Пушка осталась заряженной снарядами, а основной переключатель, разрешающий боевую стрельбу, остался включённым. По словам лётчика, ему не сообщили, что самолёт вооружён. Но и, конечно, сам лётчик перед выполнением учебной стрельбы не сделал контрольное нажатие гашетки, чтобы убедиться, что пушка разряжена.

По теме

Примечательно, что до этого инцидента у 34-летнего майора ВКС РФ Василия Савельева была безупречная служебная репутация. Однако теперь лётчик может поплатиться за свою ошибку не только карьерой, но и свободой.

А главное – если иск о компенсации ущерба будет заявлен и удовлетворён, пилот окажется разорён до конца жизни, потому как ему явно не удастся выплатить миллиард рублей. Более того, долг перейдёт по наследству к его детям, а то и внукам. Вряд ли такая ситуация мотивирует к службе молодых пилотов, если они будут знать, что в одночасье могут разрушить жизнь себе и своей семье. Причём во многом благодаря безответственности других.

Валерий Горбенко бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России, генерал-лейтенант

– Такие случаи в военной авиации не редкость, конечно, в основном они происходят из-за недисциплинированности лётчиков и недоработок технического персонала. Очевидно, что лётчик не проверял оборудование пушки и полностью доверился техникам. Фактически ему нужно было убедиться, что отключён выключатель «ГЛАВН ВКЛ», который также синхронизирован с фотопулемётом. Есть такая юридическая тонкость: после того как лётчик принял самолёт, вся ответственность лежит на нём. Но почти уверен, что до реального срока дело не дойдёт. Но командование такие ошибки лётчикам не прощает, его наверняка спишут с лётной работы, а потом потихоньку уволят. И это особенно неприятно: если судить, как он из авиапушки поразил маневрирующий истребитель короткой очередью, да ещё с первой попытки, это очень хороший военный лётчик. Обидно, что пилот, на подготовку которого были потрачены десятки миллионов рублей, так завершит свою карьеру.

Как военных пилотов наказывали за крушения

  • В мае 2017 года лётчик морской авиации Балтфлота старший лейтенант Сергей Нефёдов, выпускник Армавирского авиационного училища, выполнял свой первый учебный полёт на Су-27П. Лётчик успешно выполнил все задачи в воздухе. Неприятности у него возникли во время посадки. Когда машина коснулась земли, лейтенант совершил ошибку: перепутал рычаги управления, расположенные рядом. В итоге часть обшивки самолёта оказалась повреждена, пострадали и воздухоприёмники двигателей. Военная прокуратура расценила действия лейтенанта как ошибку и завела уголовное дело. Суд вынес обвинительный приговор: два года условно с выплатой ущерба в 27 млн рублей.
  • Балашовский суд постановил взыскать с бывшего борттехника-инструктора капитана ВВС Юрия Терешина стоимость самолёта, который разбился по его вине. Речь идёт о военном транспорт­нике Ан-26 1979 года выпуска. Самолёт был оценён в более чем 11 млн рублей. Ан-26 разбился 30 мая 2017 года во время захода на посадку. В экипаж самолёта входил Юрий Терешин. Его задачей было осуществлять надзор за курсантами. Следствие установило, что инструктор отвлёкся на ремонт прибора связи, в то время как курсант совершил катастрофическую ошибку, отключив работающий двигатель вместо неисправного. В результате ошибки курсанта, за которым не уследил Терешин, самолёт упал с высоты 150 метров. Один из курсантов погиб, остальные члены экипажа самолёта, включая и Терешина, получили ранения, а самолёт превратился в металлолом.
  • Столкновение двух Су-34 произошло 6 сентября 2019 года во время тренировочного полёта. Самолёты соприкоснулись в воздухе из-за потери визуального контакта. Ведущий ударил ведомого концом крыла по кабине, при попытке отвернуть боевые машины столкнулись ещё раз. При этом в двигатель одного из самолётов попали обломки. Хотя пилотам удалось посадить свои боевые машины, у одного самолёта оказались повреждены кабина, двигатель и фюзеляж, у другого пострадало крыло и была потеряна аппаратура комплекса радиоэлектронного противодействия. Оба Су-34 были отправлены в ремонт. В суд подали на одного из пилотов – Станислава Гасанова, который, по версии следствия, слишком близко подлетел ко второму истребителю-бомбардировщику. В январе 2021 года Второй Западный окружной военный суд Вооружённых сил РФ отказался рассматривать уголовное дело, поскольку обвинительное заключение против лётчика было составлено с ошибками.
  • 31 июля 2021 года в Хабаровском крае разбился совершенно исправный истребитель Су-35. Причиной крушения стало то, что пилот катапультировался. Поначалу источники в Минобороны сообщали об отказе двигателя, из-за которого и произошла авария. Но, как выяснилось в ходе расследования, приказ на катапультирование отдал руководитель полётов, которому показалось, что самолёт загорелся прямо во время взлёта с аэродрома Дзёмги. Только вот никакого пожара, как оказалось, не было. По одной из версий, руководитель принял за возгорание отстреливающиеся ложные тепловые цели. Есть данные, что система отстреливания тепловых ловушек по недосмотру была переведена в автоматический режим работы. Обнаружив мощное излучение радиоэлектронной станции аэродрома, автоматика приняла его за вражескую систему наведения и активировала пиротехнику. Дело было ночью, да ещё и в тумане, так что ничего удивительного нет в том, что наблюдатели приняли случившееся за пожар. По неофициальным данным, после катапультирования лётчика самолёт продолжил полёт, набрал высоту 13 километров и рухнул на землю, только когда выработал топливо. Впрочем, вся эта информация предварительная, разбирательства по этому инциденту продолжаются.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.08.2021 10:00
Комментарии 8
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх