// // Минкульт определил, какое кино смотреть россиянам

Минкульт определил, какое кино смотреть россиянам

431

Сиди и смотри

Минкульт определил, какое кино смотреть россиянам
В разделе

Министерство культуры опубликовало список зарубежных фильмов, рекомендованных для просмотра. В отличие от других аналогичных рейтингов министерский перечень вызывает у одних недоумение, у других – улыбку.

С одной стороны, составленный министерством список лент выглядит внушительно, строго и не поддаётся критике. Практически каждый представленный в нём фильм может считаться шедевром, имена их режиссёров внесены в энциклопедии, исполнители ведущих ролей удостоены наград. «Расёмон» Куросавы, «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля, «Рокко и его братья» Лукино Висконти, чаплинские «Огни большого города» – перечислять можно долго. С ними соседствуют картины, так сказать, более массового характера: «Титаник», «Крёстный отец», «В джазе только девушки» и «Звёздные войны IV». Шедевры? Тоже вроде бы не поспоришь. Правда, возникает вопрос: а что, другие части космической саги заслуживают меньшего внимания? Да и «Титаник», если разобраться, берёт только своей грандиозностью – у Ди Каприо есть работы и получше. А раз уж речь зашла о масштабности съёмок, то без «Аватара» такой список всё равно что меню без главного блюда. Но его в рекомендованном перечне нет.

Современный кинематограф Минкульт вообще почему-то не жалует. К примеру, в список не попала ни одна из картин Квентина Тарантино, который, без всякого сомнения, уже заслужил право называться культурным феноменом. Также не отмечены ни братья Коэн, ни Люк Бессон, снимавшие пусть не великие, но уж точно заметные ленты. В итоге возникает недоумение. Подобные рейтинги любят составлять журналы для девочек: «20 фильмов для поднятия настроения», «10 фильмов, которые заставят вас прослезиться». А какими критериями пользовались здесь?

И всё-таки надо признать: этот список Минкульту всё же удался. Поскольку существуют и другие. Прежде появились перечни must see из 144 отечественных художественных картин, 284 документальных фильмов, а также 100 фильмов для школьников и 100 детских лент.

Последние в принципе не вызывают ничего, кроме вопросов. И то, что школьники, вообще-то, тоже дети, ещё не самая большая несуразица. Составляя список, в Минкульте, похоже, замешивали его большой ложкой. В результате в перечень попало всё – от экранизаций сказок до лент вроде бы о детях, но адресованных вовсе не им, а их родителям. Как, например, знаменитая картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён», в которой великий Климов показал фигу унылой советской бюрократии, способной удушить любую ребячью непосредственность. Ну а стоит ли демонстрировать без предварительной подготовки детям климовскую же «Иди и смотри», вообще вопрос открытый. Если родители сами не имеют понятия об этом фильме, вечер семейного просмотра может завершиться валерьянкой.

Есть и ещё один нюанс. В отличие от «взрослого» списка кино для «коротких штанишек» изначально подразумевает воспитательный характер. Чему же хочет учить российских детишек Минкульт? Давайте посмотрим. Возьмём, к примеру, фильм 1912 года «Месть кинематографического оператора», который, по идее, должен давать малышам представление о зарождении отечественного синематографа.

«В основе сюжета лежит любовная коллизия с элементами адюльтера, – гласит описание картины. – Среди основных героев фильма семья Жуковых (жуки-олени), художник Усачини (жук-усач), кузнечик кинооператор и балетная танцовщица-стрекоза. Отношения персонажей настолько запутанны, что из-за обиды кузнечик запечатлевает через замочную скважину на камеру любовные игры Жукова и балерины, после чего демонстрирует свой фильм в кинотеатре, и на просмотре по «случайному» стечению обстоятельств оказывается его соперник с женой».

С другой стороны, рассказывают же школьникам про пестики и тычинки – чем жуки хуже? Зато после этого «Маленькая Вера» будет смотреться на одном дыхании.

Наконец, нетрудно заметить: среди рекомендованных детям фильмов нет ни одного зарубежного. Ну не снимает Голливуд, по версии Минкульта, детского кино. Какой там «Гарри Поттер», когда есть «Новый Гулливер» 1935 года выпуска. А также «Неуловимые мстители», «Нахалёнок». Правда, тут уже сложность возникает для учителей и родителей: как верно объяснить ребёнку, кто теперь в этих фильмах хороший, а кто плохой?

Но придётся как-то выкручиваться. Потому как при богатом наследии советского детского кино с современным российским дело обстоит совсем из рук вон плохо. Из нынешних образцов в списке присутствуют только два – полнометражные мультики про Алёшу Поповича, а также про «звёздных» дворняг Белку и Стрелку. Хотя какие претензии к Минкульту: как снимают, так министерство и отбирает. Ну и наоборот.

Опубликовано:
Отредактировано: 01.09.2014 13:57
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх