Версия // Общество // Между терминалами аэропорта Шереметьево возник конфликт из-за обработки грузов

Между терминалами аэропорта Шереметьево возник конфликт из-за обработки грузов

881

Грузовые междоусобицы

Между терминалами аэропорта Шереметьево возник конфликт из-за обработки грузов
(Фото: Flickr / Фотобанк Moscow-Live)
В разделе

Крупнейший российский грузовой терминал «Москва Карго» в Шереметьево стал объектом интереса ФАС и прокуратуры. На его деятельность пожаловались конкуренты – представители частного терминала «Шереметьево-Карго», которые утверждают, будто бы «Москва Карго» незаконно мешает обработке грузов. Сложная ситуация наблюдается уже не первый год, но на фоне сокращения объема авиаперевозок проблема усугубилась – конкуренция идет буквально за каждый рейс, а выдачу грузов задерживают на несколько дней.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) занялись проверкой деятельности крупнейшего в стране грузового терминала «Москва Карго» (SVO-1), который работает в столичном аэропорту Шереметьево, а также его акционера – оператора самого авиаузла, Международного аэропорта Шереметьево (МАШ). Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на собственные источники, работающие в сфере грузоперевозок.

Как оказалось, поводом для интереса со стороны надзорных органов стала жалоба со стороны руководства конкурирующей организации – независимого от аэропорта грузового терминала «Шереметьево Карго» (SVO-2), который работает в этой же воздушной гавани. Для ясности, грузовой терминал SVO-1 располагается в северной части Шереметьево, недалеко от пассажирского терминала B. SVO-2 находится на противоположной стороне летного поля, в южной части аэропорта.

Всё себе

Как утверждают грузовые агенты, проблема заключается в том, что «Москва Карго», по всей вероятности, создает препятствия для обработки грузов конкурентами, что идет вразрез с законом. Если это соответствует действительности, мотивы владельцев SVO-1 понятны и банальны – чем больше обработано грузов, тем выше прибыль. Но действительно ли в данном случае имеет место нарушение закона, и какие проблемы возникают в связи со сложившейся ситуацией?

В «Шереметьево-Карго» рассказали, что приняли решение обратиться в надзорные органы, поскольку получили большое количество жалоб от своих клиентов, отправляющих грузы, и от грузовых агентов. Жалобы касались разнообразных препятствий со стороны аэропорта, целью которых было не допустить обработку грузов в частном терминале. В руководстве компании указали, что клиенты не хотят огласки, поскольку их грузы обслуживаются в обоих терминалах.

В столичной транспортной прокуратуре подтвердили, что ведомство проводит проверку по факту жалобы, но она еще не завершена. В ФАС также сообщили о проверке, последовавшей за обращением «Шереметьево-Карго». Как отметили в ведомстве, если по ее итогам будут выявлены нарушения антимонопольного законодательства, последуют меры реагирования.

В пресс-службе Шереметьево не дали никаких комментариев на этот счет.

Скидки для «своих»

По данным издания, информацию о проблемах, вызванных действиями МАШа, подтвердили два грузовых агента, у которых возникли сложности при доставке грузов в SVO-2. Как рассказал представитель одной из этих компаний, фирма обратилась к администрации аэропорта с просьбой осуществить разгрузку товаров именно в «Шереметьево Карго», однако запрос был оставлен без внимания. В терминале подтвердили, что это действительно так, и на обращение последовал ответ: «Передачу груза на SVO-2 не подтверждаем».

Это не единственный подобный эпизод. Шереметьево отказывалось от подтверждения слотов ряду авиаперевозчиков, с которыми сотрудничает SVO-2. Также, как утверждают в компании, аэропорт не направлял воздушные суда в южную часть стоянки ближе к терминалу «Шереметьево Карго», ссылаясь на отсутствие место для борта, в то время как стоянки рядом с SVO-2 совершенно пустые, так как южный терминальный комплекс не работает. В «Шереметьево Карго» указали, что одна из стоянок была пустой почти неделю, однако запросы на постановку самолета на это место всякий раз встречали отказ.

По теме

МАШ пошел еще на одну хитрость. Весной 2022 года он предложил авиаперевозчикам внушительную скидку в размере 25% на услуги взлета и посадки воздушных судов при условии, что они будут обслуживаться исключительно в «Москва Карго». В распоряжении «Известий» оказалась копия такого письма, направленного одной из авиакомпаний. «Москва Карго» действительно имеет возможность предложить клиентам более выгодные условия – в отличие от «Шереметьево Карго», который не может делать скидки на взлет и посадку, так как не является оператором аэропорта.

Очереди и опоздания

Несложно догадаться, что подобное жонглирование слотами, стоянками и местами для разгруки приводит к путанице в логистике. Логистические схемы обслуживания авиационных грузов довольно проблематично перестроить на ходу, и неизбежно возникают различные накладки. К примеру, как объясняют источники, машина под разгрузку заказывается в один терминал, а груз неожиданно привозят в другой, и это приводит к задержке доставки и, как следствие, дополнительным издержкам. К слову, штрафы и неустойки за несвоевременно доставленный груз ложатся именно на грузовых агентов, поскольку договоры с транспортными компаниями и получателями грузов подписывают они.

В период пиковой загрузки, в ноябре-декабре, фуры проводят в очереди на разгрузку самолетов в «Москва Карго» по 12-16 часов, хотя терминал имеет хорошую техническую оснащенность. А из-за переброски грузов в другой терминал обслуживание порой задерживается до 4-5 дней. Грузовых агентов это не устраивает, но отказаться от работы с SVO-1 нельзя, поскольку некоторые авиакомпании обслуживаются исключительно там – это относится, к примеру, к «Аэрофлоту». Агенты отмечают, что «Москва Карго» попыталась привлечь и других перевозчиков, когда авиатрафик сократился, и грузов, а значит и доходов, стало меньше. По данным источника, среди компаний, которые попытались переманить в SVO-1, оказалась Turkish Airlines, ранее обслуживавшаяся в SVO-2. Но турецкого авиаперевозчика что-то не устроило, и он вообще предпочел уйти в грузовой терминал аэропорта Внуково.

Ничего нового

Терминалы SVO-1 и SVO-2 конфликтуют между собой уже не первый год. Пять лет назад грузоотправители уже выступали с жалобами относительно конкуренции в грузовом секторе Шереметьево, которая, по их мнению, явно была далека от здоровой. Тогда жалоба затронула договор между «Аэрофлотом» и компанией «Москва Карго» относительно обслуживания всех грузов крупнейшего российского авиаперевозчика в SVO-1.

В 2018 году состоялась проверка ФАС, по итогам которой ведомство признало факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны аэропорта Шереметьево, который злоупотребил своим доминирующим положением. Нарушение было устранено, и аэропорт выплатил штраф.

Каким образом ФАС расценит нынешнюю ситуацию, пока неясно, но присутствует вероятность, что она может попасть под определение недобросовестной конкуренции. Более того, существует возможность выявления признаков уголовного правонарушения – например в том случае, если выгода, полученная в результате незаконных действий превысила 30 миллионов рублей, или был нанесен ущерб на аналогичную сумму. Впрочем, если обращаться к практике, как правило основную роль здесь играет не наказание, а предписание об устранении нарушения со стороны надзорных органов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.06.2022 22:05
Комментарии 0
Наверх