Крупнейший российский грузовой терминал «Москва Карго» в Шереметьево стал объектом интереса ФАС и прокуратуры. На его деятельность пожаловались конкуренты – представители частного терминала «Шереметьево-Карго», которые утверждают, будто бы «Москва Карго» незаконно мешает обработке грузов. Сложная ситуация наблюдается уже не первый год, но на фоне сокращения объема авиаперевозок проблема усугубилась – конкуренция идет буквально за каждый рейс, а выдачу грузов задерживают на несколько дней.
Московская межрегиональная транспортная прокуратура и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) занялись проверкой деятельности крупнейшего в стране грузового терминала «Москва Карго» (SVO-1), который работает в столичном аэропорту Шереметьево, а также его акционера – оператора самого авиаузла, Международного аэропорта Шереметьево (МАШ). Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на собственные источники, работающие в сфере грузоперевозок.
Как оказалось, поводом для интереса со стороны надзорных органов стала жалоба со стороны руководства конкурирующей организации – независимого от аэропорта грузового терминала «Шереметьево Карго» (SVO-2), который работает в этой же воздушной гавани. Для ясности, грузовой терминал SVO-1 располагается в северной части Шереметьево, недалеко от пассажирского терминала B. SVO-2 находится на противоположной стороне летного поля, в южной части аэропорта.
Всё себе
Как утверждают грузовые агенты, проблема заключается в том, что «Москва Карго», по всей вероятности, создает препятствия для обработки грузов конкурентами, что идет вразрез с законом. Если это соответствует действительности, мотивы владельцев SVO-1 понятны и банальны – чем больше обработано грузов, тем выше прибыль. Но действительно ли в данном случае имеет место нарушение закона, и какие проблемы возникают в связи со сложившейся ситуацией?
В «Шереметьево-Карго» рассказали, что приняли решение обратиться в надзорные органы, поскольку получили большое количество жалоб от своих клиентов, отправляющих грузы, и от грузовых агентов. Жалобы касались разнообразных препятствий со стороны аэропорта, целью которых было не допустить обработку грузов в частном терминале. В руководстве компании указали, что клиенты не хотят огласки, поскольку их грузы обслуживаются в обоих терминалах.
В столичной транспортной прокуратуре подтвердили, что ведомство проводит проверку по факту жалобы, но она еще не завершена. В ФАС также сообщили о проверке, последовавшей за обращением «Шереметьево-Карго». Как отметили в ведомстве, если по ее итогам будут выявлены нарушения антимонопольного законодательства, последуют меры реагирования.
В пресс-службе Шереметьево не дали никаких комментариев на этот счет.
Скидки для «своих»
По данным издания, информацию о проблемах, вызванных действиями МАШа, подтвердили два грузовых агента, у которых возникли сложности при доставке грузов в SVO-2. Как рассказал представитель одной из этих компаний, фирма обратилась к администрации аэропорта с просьбой осуществить разгрузку товаров именно в «Шереметьево Карго», однако запрос был оставлен без внимания. В терминале подтвердили, что это действительно так, и на обращение последовал ответ: «Передачу груза на SVO-2 не подтверждаем».
Это не единственный подобный эпизод. Шереметьево отказывалось от подтверждения слотов ряду авиаперевозчиков, с которыми сотрудничает SVO-2. Также, как утверждают в компании, аэропорт не направлял воздушные суда в южную часть стоянки ближе к терминалу «Шереметьево Карго», ссылаясь на отсутствие место для борта, в то время как стоянки рядом с SVO-2 совершенно пустые, так как южный терминальный комплекс не работает. В «Шереметьево Карго» указали, что одна из стоянок была пустой почти неделю, однако запросы на постановку самолета на это место всякий раз встречали отказ.
В московском аэропорту Внуково вышла из строя система обработки багажа. Это произошло около пяти часов утра.
МАШ пошел еще на одну хитрость. Весной 2022 года он предложил авиаперевозчикам внушительную скидку в размере 25% на услуги взлета и посадки воздушных судов при условии, что они будут обслуживаться исключительно в «Москва Карго». В распоряжении «Известий» оказалась копия такого письма, направленного одной из авиакомпаний. «Москва Карго» действительно имеет возможность предложить клиентам более выгодные условия – в отличие от «Шереметьево Карго», который не может делать скидки на взлет и посадку, так как не является оператором аэропорта.
Очереди и опоздания
Несложно догадаться, что подобное жонглирование слотами, стоянками и местами для разгруки приводит к путанице в логистике. Логистические схемы обслуживания авиационных грузов довольно проблематично перестроить на ходу, и неизбежно возникают различные накладки. К примеру, как объясняют источники, машина под разгрузку заказывается в один терминал, а груз неожиданно привозят в другой, и это приводит к задержке доставки и, как следствие, дополнительным издержкам. К слову, штрафы и неустойки за несвоевременно доставленный груз ложатся именно на грузовых агентов, поскольку договоры с транспортными компаниями и получателями грузов подписывают они.
В период пиковой загрузки, в ноябре-декабре, фуры проводят в очереди на разгрузку самолетов в «Москва Карго» по 12-16 часов, хотя терминал имеет хорошую техническую оснащенность. А из-за переброски грузов в другой терминал обслуживание порой задерживается до 4-5 дней. Грузовых агентов это не устраивает, но отказаться от работы с SVO-1 нельзя, поскольку некоторые авиакомпании обслуживаются исключительно там – это относится, к примеру, к «Аэрофлоту». Агенты отмечают, что «Москва Карго» попыталась привлечь и других перевозчиков, когда авиатрафик сократился, и грузов, а значит и доходов, стало меньше. По данным источника, среди компаний, которые попытались переманить в SVO-1, оказалась Turkish Airlines, ранее обслуживавшаяся в SVO-2. Но турецкого авиаперевозчика что-то не устроило, и он вообще предпочел уйти в грузовой терминал аэропорта Внуково.
Ничего нового
Терминалы SVO-1 и SVO-2 конфликтуют между собой уже не первый год. Пять лет назад грузоотправители уже выступали с жалобами относительно конкуренции в грузовом секторе Шереметьево, которая, по их мнению, явно была далека от здоровой. Тогда жалоба затронула договор между «Аэрофлотом» и компанией «Москва Карго» относительно обслуживания всех грузов крупнейшего российского авиаперевозчика в SVO-1.
В 2018 году состоялась проверка ФАС, по итогам которой ведомство признало факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны аэропорта Шереметьево, который злоупотребил своим доминирующим положением. Нарушение было устранено, и аэропорт выплатил штраф.
Каким образом ФАС расценит нынешнюю ситуацию, пока неясно, но присутствует вероятность, что она может попасть под определение недобросовестной конкуренции. Более того, существует возможность выявления признаков уголовного правонарушения – например в том случае, если выгода, полученная в результате незаконных действий превысила 30 миллионов рублей, или был нанесен ущерб на аналогичную сумму. Впрочем, если обращаться к практике, как правило основную роль здесь играет не наказание, а предписание об устранении нарушения со стороны надзорных органов.