По мнению политика, задачей школы является воспитание умеющего спорить и думать ребенка, правда не черно-белая. Он подчеркивает важность обсуждения тем, связанных с историей и политикой.
В современном образовательном процессе, как утверждает Владимир Мединский, помощник президента России, важной задачей школы является формирование у учеников критического мышления. В интервью РБК он подчеркивает, что разработанные при его участии учебники по истории созданы для стимуляции обсуждений и дискуссий в классе. Мединский отмечает, что российскому обществу нужны не просто «оловянные солдатики», а учащиеся, способные самостоятельно мыслить и стремящиеся к поиску истины.
Он объясняет, что идеал, к которому школа должна стремиться, – это развитие ученика, умеющего анализировать и критически оценивать информацию, а не просто следовать указаниям. В случае если у детей возникают расхождения в знаниях, например, один считает Землю круглой, а другой — плоской, основанной на мнении общественной фигуры, учитель обязан выполнить свою роль — объяснить и убедить учащихся на основе фактов и научных данных.
Кроме того, Мединский подчеркивает важность обсуждения тем, связанных с историей и политикой, и утверждает, что в школе не должно быть табу на эти темы, так как истинная информация редко укладывается в простые черно-белые схемы. Он отмечает, что, по его наблюдениям, учителя не боятся открытых обсуждений, включая острые исторические события, и что мнения о страхе со стороны педагогов не соответствует действительности.
Министр просвещения Сергей Кравцов, в свою очередь, акцентирует внимание на том, что воспитание личности должно начинаться с детского возраста, с целью формирования у детей широкого кругозора и патриотического отношения к родине. Он отмечает, что школа обязана помочь учащимся найти свой путь в жизни, воспитывая у них зрелое понимание мира.
В то же время необходимо учитывать, что последние события свидетельствуют о возрастающем напряжении в образовательной среде: с 2022 года в суды поступили обвинения по делам о дискредитации армии, касающиеся школьников. Одним из примеров стало внесение в устав одного из лицеев в Нижнем Новгороде запрета на действия, дискредитирующие вооруженные силы, что привело к административной ответственности, наложенной на двух учеников. Происшествия такого рода вызывают опасения о возможных последствиях для преподавателей и учеников, подвергаясь уголовной ответственности за высказывания, которые могут быть расценены как недопустимые в контексте современной политической обстановки.