Версия // Общество // Бывший морской летчик Черноморского флота был сбит в небе Испании советским истребителем

Бывший морской летчик Черноморского флота был сбит в небе Испании советским истребителем

4107

Человек с той стороны

Бывший морской летчик Черноморского флота был сбит в небе Испании советским истребителем
В разделе

Многие знают Игоря Ивановича Сикорского – талантливого авиаконструктора, создателя тяжелых бомбардировщиков времен Первой мировой войны «Илья Муромец» и «Русский витязь». Судьба распорядилась так, что Игорь Иванович эмигрировал в Америку и всю оставшуюся жизнь проектировал самолеты и вертолеты для США. Вертолеты компании «Сикорский» до сих пор стоят на вооружении армий и флотов многих стран. Таковы жестокие реалии гражданских войн.

Но отечественная авиация потеряла не только талантливого конструктора. В этой статье мы расскажем о судьбе Всеволода Михайловича Марченко, летчика морской авиации Черноморского флота, воевавшего на стороне Франко в Гражданской войне в Испании и сбитого там советскими летчиками.

Под Андреевским флагом

Всеволод Марченко родился 23 октября 1890 года в Подольской губернии в семье обер-офицера. В возрасте 16 лет, в 1906 году, мальчик поступил в Морской корпус. В апреле 1911 года Всеволода произвели в гардемарины – унтер-офицерское звание в Российском Императорском флоте. Свое первое практическое плавание Марченко провел на броненосном крейсере «Рюрик» Балтийского флота. По окончании Морского корпуса Всеволоду Марченко было присвоено первое офицерское звание российского флота – мичман. Его направили на Черноморский флот, где он служил на эсминцах «Капитан Сакен», «Лейтенант Зацаренный», «Капитан-лейтенант Баранов», «Стремительный» и «Строгий». После начала Первой мировой войны, Марченко, под влиянием своего друга и однокашника Николая Рагозина, поступает в Одесскую школу высшего пилотажа. Обучение было коротким – с 20 марта по 1 августа 1915 года. В школе Марченко научился пилотировать гидросамолеты Кертисса. 22 августа ему присвоили звание лейтенант флота с добавлением «морской лётчик».

В Первую мировую войну на Черноморском флоте был сформирован отряд гидроавиатранспортов. В его состав входили три мобилизованных и переоборудованных пассажирских парохода «Император Александр III», «Император Николай I» (бывшие пассажирские пароходы Русского общества Пароходства и Торговли РОПиТ), «Румыния» (румынский пассажирский пароход, переданный в состав Черноморского флота) и крейсер 2 ранга «Алмаз». Марченко служил на гидроавиатранспорте «Император Николай I». Морские летчики летали на гидросамолетах конструкции Григоровича М-5 и М-9 и активно участвовали в войне с германо-турецким флотом на Чёрном море. Они проводили воздушную разведку и наносили бомбовые удары по турецким портам. Марченко оказался, что называется, «летчиком от бога», он стал лучшим воздушным разведчиком авиации Черноморского флота. Начальник морской авиации Черноморского флота старший лейтенант Иван Иванович Стаховский ходатайствовал о награждении Марченко орденом Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом. 15 февраля 1916 года был подписан приказ о награждении.

По теме

Отдельным эпизодом фронтовой биографии летчика стала бомбардировка турецкого порта Зонгулдак. Обстановка на Черном море изменилась с вступлением в войну Болгарии на стороне кайзеровской Германии. Болгары начали наступление на союзную России Сербию. В этой ситуации резко возросло значение небольшого турецкого порта Зонгулдак. Из него Стамбул снабжался углем и другим стратегическим сырьем. Черноморский флот регулярно наносил различные удары по этому порту, но турки грамотно восстанавливали снабжение Стамбула.

Налет был проведен 24 января (6 февраля по новому стилю) 1916 года. В операции участвовали два гидроавиатранспорта «Император Александр III» и «Император Николай I» с 14 гидросамолетами М-9 на борту. Порт атаковали 9 гидросамолетов. В экипаж Марченко входил летчик-наблюдатель (так в те годы называли второго члена экипажа) князь Константин Анатольевич Лобанов-Ростовский. Они стали единственным экипажем из участвующих в налете российских самолетов, который смогл поразить прямым попаданием стоявшей в гавани порта турецкий пароход «Ирмингард» водоизмещением около 4 000 тонн. Пароход в результате атаки затонул.

14 марта 1916 года «…за мужество и смелость при воздушной бомбардировке Зунгулдака 24 января 1916 года под прицельным огнем неприятеля» лейтенант Всеволод Михайлович Марченко был награжден Георгиевским оружием. Морские летчики флота занимались не только разведкой и нанесением бомбовых ударов. В период с 14 по 31 марта 1916 года морская авиация Черноморского флота производила воздушное прикрытие и охранение транспортов. За эту успешную операцию Всеволод Марченко был награжден орденом Святой Анны 3-й степени с мечами.

С октября 1916 года и до окончания Первой мировой войны Марченко служил уже на командных должностях в морской гидроавиации Черноморского флота. Он командовал несколькими корабельными авиаотрядами, а закончил войну командиром 13-истребительного авиаотряда Черноморского флота. На вооружении этого отряда находились самолеты сухопутного базирования.

Гражданская война.

Всеволод Михайлович не принял революции. Он остался её принципиальным противником. После революции и начала Гражданской войны Марченко сначала выехал в Токио, а потом до конца октября 1918 года жил в Харбине. В Токио он поехал, чтобы морской агент России в Японии и Китае (так в императорской России называлась должность военно-морского атташе) контр-адмирал Б.П. Дудоров выдал ему справку, подтверждающую его службу в морской авиации Российского флота и направление в США для поступления на военную службу волонтером. Но, почему то не сложилось, и Марченко поехал в Харбин. Тогда этот китайский город был центром, куда стекалась русская эмиграция на Дальнем Востоке. Именно там находился и адмирал Александр Васильевич Колчак, который формировал свою армию для войны с большевиками в Сибири. Они поняли друг друга и бывший командир – Колчак в годы Первой мировой войны командовал Черноморским флотом – направил Марченко во Владивосток, где он 28 октября 1918 годы стал старшим офицером Сибирского корпусного авиаотряда. Опуская подробности, скажем, что с 1 января 1919 года Марченко стал начальником гидроавиационного отделения с присвоением звания старший лейтенант. Дело в том, что у белых в Сибири каким-то чудом оказались четыре морских гидросамолета М-9 конструкции Григоровича и 53 запасных авиационных мотора. Они были вывезены со складов Балтийского флота, вероятно, для Сибирской флотилии, но затерялись во времена Гражданской войны в Сибири. Что интересно. М-9 были на железнодорожных платформах без крыльев. Они затерялись где-то в сибирских просторах. Так как Марченко хорошо знал эти самолеты, ведь он на тих прошел всю Первую мировую войну на Чёрном море, то он смог организовать их производство крыльев на одном из заводов в Красноярске. Более того, он даже организовал производство самих самолетов, правда, ни один из строившихся М-9 не успел принять участие в Гражданской войне. Марченко командовал этими М-9 на Каме, в составе Камской флотилии белых и на сибирских реках в составе Обь-Иртышской речной флотилии белых.

По теме

После краха Колчака, Марченко сначала перебрался в Харбин, а потом в Крым к Врангелю. С полуострова он эвакуировался на плавучей мастерской «Кронштадт». Дело в том, что вахтенным начальником на ней был Николай Рагозин – тот самый, с кем Марченко поступил в Одесскую летную школу

20-е – 30-е годы ХХ века. Гражданская война в Испании

Оказавшись в Европе в эмиграции, первоначально, Всеволод Марченко в июле 1921 года приехал в прообраз будущей Югославии – Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Он не захотел расставаться с небом. По совету всё того же Николая Рагозина, свою дальнейшую жизнь он связал с Испанией. Дело в том, что в 20-е годы там наблюдался авиационный бум, и классный летчик с боевым опытом оказался в стране весьма кстати. Марченко уехал в Испанию в 1923 году. Вначале он служил в Иностранном легионе, а потом работал инструктором в летной школе и летал в испанской гражданской авиации на международных линиях Мадрид – Париж и Мадрид – Берлин. Несколько лет он был директором международного аэропорта Мадрида. Не зная о том, что в Испании произошла революция, после очередного рейса вернулся в Мадрид, где его арестовали и отобрали документ, разрешающий быть пилотом гражданской авиации. Новые революционные власти знали о взглядах русского летчика. Летом 1936 года Марченко бежал во Францию, а оттуда на территорию Испании, находящуюся под контролем генерала Франко. Там он снова стал военным летчиком в звании поручика запаса. В ВВС мятежников Марченко считался опытным пилотом, особенно при выполнении ночных боевых заданий. У Франко было всего два летчика, умеющих летать на боевые задания ночью. Один из них – Всеволод Марченко. Он прорывал блокаду снабжал осажденный монастырь Вирхен-де-ла-Кабеса, в котором укрывались испанские жандармы с семьями. Марченко по воздуху доставлял осажденным боеприпасы, продовольствие и воду. В марте 1937 года он принимал участие в организации эскадрильи ночных бомбардировщиков, переделанных из немецких транспортных самолетов Junkers Ju-52/3m.

Развязка и память в Испании

В ночь с 14 на 15 сентября 1937 года Марченко выполнял задание в районе Сарагосы. В воздушном бою с истребителем И-15, который пилотировал советский летчик-доброволец, капитан ВВС Иван Еременко его самолет был сбит. Всеволод покинул самолет и на парашюте приземлился на территории, контролируемой республиканцами. Он был ими схвачен и расстрелян. По просьбе советских летчиков, Марченко похоронили на кладбище Альканьиса. Но, судя по всему, репутация летчика среди республиканцев была такова, то они выкопали гроб, вынули из него тело и похоронили его за оградой кладбища. После того, как эта территория была захвачена войсками Франко, приемный сын летчика, Игорь, нашел это место, и произвел повторную эксгумацию. Тело летчика он перевез в Севилью, где похоронил прах третий раз уже с воинскими почестями.

Посмертно Всеволоду Михайловичу Марченко было присвоено воинское звание капитана ВВС Испании. Его вдове – Вере Зеленской была назначена пенсия. Марченко являлся кавалером нескольких боевых орденов мятежников. Бывший летчик морской авиации Черноморского флота посмертно стал одним из героев франкисткой Испании. О его судьбе вполне можно снять приключенческий фильм.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.02.2025 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх