Версия // Спорт // Лоббисты бьются за возвращение пива на стадионы

Лоббисты бьются за возвращение пива на стадионы

65

Пивка для рывка?

Лоббисты бьются за возвращение пива на стадионы (коллаж: рисунок - Темур Козаев, фото - Imago/ТАСС)
В разделе

Активизировалась кампания по возвращению пива на стадионы. Авторы соответствующего законопроекта рассчитывают, что Госдума примет документ до конца года. Как это может отразиться на развитии российского футбола? Кто и как поделит полученные деньги?

Пиво на российских стадионах под запретом с 2005 года, хотя и не под безусловным. Пенный напиток временно допускали на спортивные объекты для матчей ЧМ-2018 и ЕВРО-2020. А летом 2019-го появился законопроект, предусматривающий легализацию продажи пива на футбольных аренах. В том же году он прошёл первое чтение, но потом «завис» в Госдуме на несколько лет.

И вот теперь вокруг законопроекта развернулась мощная информационная кампания. Является ли она предвестником его скорого принятия?

Залежавшийся закон

Авторами инициативы были тогдашний депутат Игорь Лебедев (сын Владимира Жириновского) и ныне действующий депутат Дмитрий Свищёв. Последний представляет ЛДПР в Госдуме с 2007 года. Он много лет проработал в комитете парламента по физкультуре, спорту и делам молодёжи, в том числе и в статусе руководителя. Правда, в 2024-м его аппаратный вес сократился: депутат потерял должность председателя комитета. На днях Свищёв сообщил журналистам, что «после консультаций с правительством и со всеми организациями, от которых зависит решение», стадионно-пивной реформе был дан зелёный свет. Парламентарий отметил, что в ближайшее время в законопроект будут внесены поправки, после чего он может быть принят нижней палатой до конца года.

Что будет в поправках – пока неизвестно. Опубликованный к первому чтению вариант документа предусматривал, что пиво будет на законных основаниях продаваться на стадионах во время футбольных матчей, не относящихся к детско-юношескому спорту. Из пояснительной записки следует, что авторы имели в виду реализацию напитка на территории точек общепита в пределах стадиона. И подразумевали, что продавец в обязательном порядке будет распаковывать заводскую тару. Можно предположить, что на практике речь пойдёт скорее всего о продаже пива на розлив, поскольку бутылки и банки даже в открытом виде – это явная угроза безопасности.

Торговать спиртным смогут коммерсанты, заключившие договор с организатором футбольного матча. В законопроекте чётко указано, что полученные от продажи пива и рекламных контрактов с пивными брендами доходы направляются на финансирование мероприятий по развитию профессионального и детско-юношеского спорта. Судя по всему, предполагается (хотя прямо это не прописано), что организаторами матчей выступают спортивные федерации, которые будут передавать полученные от покупателей пива деньги на нужды развития футбола. В каких пропорциях распределятся прибыли между коммерсантами и федерациями – из законопроекта неясно. А это как раз ключевой вопрос. Получается, что федерации получат источник огромных сумм, которыми смогут распоряжаться по своему усмотрению. Кто проверит, куда в итоге пошли деньги – на детские стадионы или в каком-то ином направлении?

Миллиарды на кону

По теме

А что получат производители пива? Крупные бренды смогут рекламировать себя во время матчей. И это для них совсем не лишняя возможность, поскольку потребители мало-помалу отворачиваются от их товара: в первом полугодии 2025 года розничная продажа пива снизилась на 16,3% год к году. Помогут ли продажи хмельного на стадионах ощутимо нарастить выручку крупным пивоваренным компаниям? Пожалуй, сейчас об этом говорить рано. Если, как мы думаем, ставка будет сделана на разливное пиво, то выиграть от этого могут не только гиганты отрасли, но и небольшие локальные производители. Так что расклады могут быть разными в каждом регионе.

Как ни крути, а главным бенефициаром изменений оказываются коммерсанты, непосредственно торгующие пенным напитком. Будут ли они получать такую возможность по конкурсу или как-то иначе, пока судить сложно. В то же время понятно, что продавать алкоголь лишь только на одном стадионе, то есть один-два раза в месяц, не очень-то и выгодно (по примерным прикидкам, заработать на этом можно около 40 млн в год). Гораздо интереснее выглядит контракт, к примеру, на обслуживание игр всего чемпионата России на всех вовлечённых стадионах. Прибыли здесь могут быть весьма внушительными. Упомянутый Дмитрий Свищёв ранее говорил, что продажи напитка на стадионах всей страны в год могут приносить до 5 млрд рублей. Однако лоббистского потенциала у авторов идеи до сих пор не хватало на то, чтобы запустить этот финансовый поток.

Мотивы явные и скрытые

Министр спорта и выходец из ЛДПР Михаил Дегтярёв поддержал идею однопартийцев ещё весной. Возвращать на стадионы пиво можно и нужно, потому что это часть зрелища и дополнительные деньги на развитие спорта и содержание спортивных объектов, заявил он в беседе с журналистами. В октябре 2024 года замминистра финансов Алексей Сазанов заявлял, что ведомство поддерживает разрешение продажи пива на стадионах, но окончательное решение за правительством. Против отмены запрета на реализацию продукта на стадионах несколько лет выступал Минздрав. Позиция ведомства понятна: именно оно отвечает за то, чтобы сократить потребление алкоголя в России. На этот счёт есть принятая правительством концепция на период до 2030 года.

Вероятно, против алкоголя на стадионах могут выступать и ведомства, ответственные за безопасность. Ведь в своё время идея запрета на пиво появилась на фоне фанатских беспорядков. Но всё же доподлинно неизвестно, кто именно до сих пор закрывал пиву дорогу на стадионы. Возможно, причина «зависания» законопроекта в Госдуме состоит в том, что авторы не совсем грамотно его проработали, не уточнили все нюансы, в том числе по вопросу распределения прибыли. В итоге бюрократическая машина просто не смогла его через себя пропустить.

Впрочем, есть ещё одна версия происходящего. Она говорит о том, что продажи пива на стадионах были ограничены под влиянием водочного лобби. 20 лет назад они стремительно росли, и «водочные короли», почувствовав финансовые потери, решили этому противостоять. И добились успеха. Но с тех пор расклады в алкогольной отрасли сильно поменялись. К тому же на «белом» рынке спиртных напитков наметился спад. Так что решение по пиву на стадионах может быть и переиграно. Ведь какие-никакие доходы в бюджет и спортивным клубам выпивающие болельщики могут обеспечить.

Кстати

Авторы законопроекта о продаже пива на стадионах упирают на положительный международный опыт. Прежде всего на тот факт, что пивные бренды являются спонсорами команд и соревнований. Действительно, Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) имеет многолетний спонсорский контракт с нидерландским пивным брендом Heineken. В частности, пивовары были главным спонсором Лиги чемпионов.

Множество клубов также имели пивных и водочных спонсоров. Впрочем, болельщики стали замечать, что примерно после 2018 года вместо алкогольных брендов на форме футболистов всё чаще можно увидеть названия букмекерских контор. Судя по всему, они оказались более щедрыми рекламодателями. Объяснить это легко: прямую связь между рекламой в спорте и продажами пива проследить непросто, а вот в букмекерском бизнесе зависимость прибыли от вложений в команды налицо.

Что касается распития пива во время матчей на стадионах, то здесь у каждой страны свой подход. В Германии, как известно, полная свобода, в Британии пронос пива на трибуны запрещён, но выпить его можно на стадионе в специальных местах. В Италии, Испании и Франции пиво на футбольных стадионах не продаётся. А вот в Дании, Австрии, Бельгии, Чехии, Нидерландах, Финляндии, Ирландии, Швейцарии, Венгрии, если верить СМИ, продажа пива на спортивных объектах вполне себе разрешена.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.12.2025 09:00
Комментарии 0
Наверх